Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Тема: Правописание слов с разделительным ъ.
Цель: развитие умений определять на слух звук [й'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 1
1. Дидактический материал.
Упр. 196.
Учитель читает четверостишие А. Шибаева.
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
– Как называется сказка, о которой говорится в стихотворении?
– Как зовут её героиню?
– Назовите слова, которые отличаются одним звуком. (Сесть и съесть.)
– Какой это звук? (Звук [й'].)
– А теперь запишите эти слова.
Ученики пишут вместе с учителем.
Сесть съесть
– Чем отличаются записанные слова? (Буквой ъ.)
– Сформулируйте главный вопрос урока.
Какую роль выполняет ъ и в каких случаях он пишется?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Наблюдение над ролью ъ в словах.
На слайде (доске) даны слова:
съесть
подъём
объявил
– Произнесите эти слова.
– Что вы заметили общего? (Есть звук [й'].)
– За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, я.)
– Между какими буквами находится ъ? (Между буквами согласных и гласных.) Подчеркните их.
– Какую роль выполняет ъ? (Отделяет букву согласного от буквы гласного, является разделительным.)
– Сделайте вывод: для чего нужен разделительный ъ? (Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [й'] после согласного.)
3. Наблюдение над различием разделительных ъ и ь.
а) На слайде появляется два столбика слов.
съесть пьеса
отъезд друзья
– Сравните слова в двух столбиках.
– Что общего в написании разделительных ъ и ь? (После букв согласных перед буквами гласных.)
– В чём различие? Для ответа на этот вопрос выделите части (приставку и корень) в словах первого столбика.
– Сделайте вывод: в каких случаях пишется разделительный ъ?
(После приставок перед корнем.)
б) Продолжим наблюдение по учебнику.
Упр. 207.
– Найдите три столбика слов.
– Прочитайте слова, в которых пишется разделительный ъ, и проверьте свои предположения.
– Определите, почему в словах первого столбика разделительный ъ не пишется? (Приставка оканчивается на гласный.)
– Почему в словах второго столбика разделительный ъ не пишется? (Нет букв е, ё, ю, я.)
– Рассмотрите схему после упр. 207.
– Что обозначает синяя точка на схеме?
– Назовите буквы гласных, перед которыми пишется разделительный ъ. Сколько их? Сравните с буквами, перед которыми пишется
разделительный ь. Совпадают ли они? (Нет буквы и.)
– Сформулируйте правило написания разделительного ъ, опираясь на схему после упр. 207.
4. Чтение правила, расположенного перед упр. 208.
– Сравните с вашими выводами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1 3 4 3 1
1. Работа над составлением алгоритма для выбора написания разделительного ъ или разделительного ь.
Задание № 9, тема 14 в Рабочей тетради.
Ученики сначала читают про себя, вписывают нужные слова карандашом, затем один из учеников читает, а остальные сверяют со своими записями.
Учитель делает необходимые комментарии.
Затем ученики записывают слова, которые даны в звуковой записи (транскрипции), объясняя написание (со ссылкой на алгоритм).
2. Работа по учебнику.
Упр. 208 – развивается умение писать слова с разделительными ъ и ь, обозначать и графически объяснять орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Что общего есть в написании разделительных ъ и ь?
– В чём отличие? Покажите его на схеме правила. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
1. Для взаимодиктанта подберите и запишите пять слов с ъ.
2. Упр. 198 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.