kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку по теме "Типы речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке по русскому языку по теме "Типы речи" учащиеся знакомятся с типами речи, учатся  анализировать тексты, давать им характеристику. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Типы речи"»

\







Учебный проект: Разработка урока по русскому языку

по теме:

«Типы речи»





Учитель:

Жиленко Ирина Павловна

















2017г.









Класс 5, дата, предмет: русский язык

Тема урока: Типы речи

Тип урока: Урок изученного материала

Вид урока: использование технологии РКМЧП

Цели урока:

Обучающие:

1. Углубление представлений о типах речи.

2.Получение новых знаний о типе речи

3.Закрепление умения определять тип речи в тексте и доказывать свою точку зрения.

4. Совершенствование умения составлять текст определенного типа речи

Развивающие:

Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

Воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: Карточки с текстами, учебник русского языка

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2. Формулирование темы урока

Русский писатель Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…».

Красивое сравнение? Оно поможет сформулировать тему урока.

Подберите синонимы к слову ЯЗЫК, в том значении, которое приведено в цитате.

Какие формы речи вы знаете?

Какие стили речи вы знаете?

Давайте, для того чтобы определить тему урока, проведем языковую разминку:

Подберите из ряда терминов, слово, которое в паре со словом речь составит тему нашего урока.

Монолог, диалог, повесть, предложение, синтаксис, тип, текст

Итак, тема урока: типы речи

Попробуйте определить цель урока

Учащиеся читают цитату.





Учащиеся работают со словарем синонимов, подбирают синонимы к слову ЯЗЫК: речь, слово.

Устная и письменная.

Разговорный, книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.





Учащиеся выбирают слова: тип, текст



Получить знания о типах речи, их признаках, научиться различать их, составлять тексты разных типов речи

Постановка проблемы

Перед Вами три текста на одну и ту же тему «Зима»,

Ваша задача прочитать тексты и определить, чем они отличаются друг от друга (приложение № 1)

Подберите, какие бы определения по-вашему подошли к трем текстам: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАСУЖДЕНИЕ

Учащиеся читают тексты и отвечают на поставленный вопрос:

В первом тексте рассказывается о том, что дети делают зимой.

Во втором рассказе описывается зимняя вьюга.

В третьем тексте автор рассуждает о том, почему он любит зиму.

Учащиеся определяют, что к первому тексту подходит определение: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ко второму: ОПИСАНИЕ, к третьему: РАССУЖДЕНИЕ

Стадия осмысления содержания

Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, поиграем в игру «Верные-неверные суждения» (приложение № 2)

Отметь в графе до изучения: да или нет

К этой таблице мы вернемся в конце урока

Учащиеся в таблице отмечают в графе до изучения: если согласны с утверждением, то слово: ДА, если не согласны, то слово: НЕТ

Изучение нового материала

Перед вами три текста, все они об облаках, в одном стиле. (приложение № 3)

Давайте попробуем распределить вопросы (Какие облака? Почему облака пышные? Что произошло с облаками?) в соответствие с типом речи составить опорную таблицу. (Примечание в таблице пока только вопросы, все остальное заполняется в течение работы)




Что произошло?

Какой?

Почему?




Теперь подумайте, если бы вы были фотографами, сколько фотографий вы бы сделали к каждому тексту?




Что произошло?

Какой?

Почему?

Несколько фотографий

Одна фотография

Нет фотографий

А теперь посмотрите на нашу таблицу, в ней не хватает определений типов речи, давайте из распределим.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Что произошло?

Какой?

Почему?

Несколько фотографий

Одна фотография

Нет фотографий

глаголы

Прилагательные, наречия

Все части речи, используют часто вводные слова.

Прочитайте текст параграфа и допишите к таблице, а слова каких частей речи чаще всего используются в каждом типе речи.

Учащиеся отвечают, что к первому тексту подходит 1 вопрос, ко второму – 2, к третьему -3)











Учащиеся отвечают, что к первому тексту одну фотографию, ко второму нельзя сделать фотографию, к третьему несколько.

















Учащиеся распределяют термины











Учащиеся читают теорию, и дописывают ответ в таблицу

Закрепление изученного материала

Вам предложены начало текстов, Ваша задача определить к какому типу речи они относятся. Докажите ваши ответы. (приложение № 5)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и доказывают свои ответы.

Стадия рефлексии

Давайте обобщим наши знания.

Какие типы речи вы узнали? (Приложение № 4: таблица)

А теперь вернемся к таблице «Верные и неверные суждения» и проверим насколько вы были правы.



Учащиеся с помощью опорных схем и таблицы обобщают изученный материал, и проверяют себя по таблице «Верные и неверные суждения»

Домашнее задание

Написать на выбор небольшой рассказ –повествование, рассказ- описание или рассуждение на тему «Лето»



















Приложение № 1

1) Зимний день. Около дома гуляют дети. Саша строит гор­ку. Андрей катит ком снега. Будет снежная баба. Настя с Викой катаются на санках. А Глеб катается на лыжах.

2) Вот, наконец, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благоприятный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускать на землю.

3) Какая прекрасная пора — зима!

Закружи­ло, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Засты­ли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припоро­шённые снегом шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Выхо­дишь из елового сумрака — дух захватывает: та­кое сияние снега, неба, солнца! Просто чудо!

Я люблю зиму, потому что это самое кра­сивое время года.

Приложение № 2



Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло

До изучения

После изучения

1

В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.



2

В повествовании говорится о действиях и событиях



3

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?



4

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?



5

Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло



6

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке







Приложение № 3

Текст 1

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные. (С. Михалков)

Текст 2.

Облака, облака.

Пышные, белые.

Расскажите, облака,

Из чего вы сделаны?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

- Никогда, никогда,-

Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы – дождевые,

Мы – снеговые.

Если летом мы плывём,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывём зимою,

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы! (И. Мазник)



Текст 3.

Драчуны.

Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

- Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.

- Это ты убирайся! – рассердилось второе.

- Ах, ты так! Ну, погоди же! – и первое облако толкнуло второе в бок.

- Ты ещё и драться лезешь? – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, аж искры посыпались. А вслед за искрами из глаз полились слёзы.

Приложение № 4







Приложение № 5

  1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…

  2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

  3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку по теме "Типы речи"

Автор: Ирина Павловна Жиленко

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка  по развитию речи  на тему «Текст»"
    ["seo_title"] => string(49) "urokrusskoghoiazykaporazvitiiuriechinatiemutiekst"
    ["file_id"] => string(6) "321061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461219729"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка "Техника устной речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-russkogho-iazyka-tiekhnika-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415613148"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по русскому языку  Тема : Часть речи - имя существительное 3 класс"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-chast-riechi-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "277893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453018187"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства