2. Формулирование темы урока | Русский писатель Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…». Красивое сравнение? Оно поможет сформулировать тему урока. Подберите синонимы к слову ЯЗЫК, в том значении, которое приведено в цитате. Какие формы речи вы знаете? Какие стили речи вы знаете? Давайте, для того чтобы определить тему урока, проведем языковую разминку: Подберите из ряда терминов, слово, которое в паре со словом речь составит тему нашего урока. Монолог, диалог, повесть, предложение, синтаксис, тип, текст Итак, тема урока: типы речи Попробуйте определить цель урока | Учащиеся читают цитату.
Учащиеся работают со словарем синонимов, подбирают синонимы к слову ЯЗЫК: речь, слово. Устная и письменная. Разговорный, книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Учащиеся выбирают слова: тип, текст
Получить знания о типах речи, их признаках, научиться различать их, составлять тексты разных типов речи |
Постановка проблемы | Перед Вами три текста на одну и ту же тему «Зима», Ваша задача прочитать тексты и определить, чем они отличаются друг от друга (приложение № 1) Подберите, какие бы определения по-вашему подошли к трем текстам: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАСУЖДЕНИЕ | Учащиеся читают тексты и отвечают на поставленный вопрос: В первом тексте рассказывается о том, что дети делают зимой. Во втором рассказе описывается зимняя вьюга. В третьем тексте автор рассуждает о том, почему он любит зиму. Учащиеся определяют, что к первому тексту подходит определение: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ко второму: ОПИСАНИЕ, к третьему: РАССУЖДЕНИЕ |
Стадия осмысления содержания | Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, поиграем в игру «Верные-неверные суждения» (приложение № 2) Отметь в графе до изучения: да или нет К этой таблице мы вернемся в конце урока | Учащиеся в таблице отмечают в графе до изучения: если согласны с утверждением, то слово: ДА, если не согласны, то слово: НЕТ |
Изучение нового материала | Перед вами три текста, все они об облаках, в одном стиле. (приложение № 3) Давайте попробуем распределить вопросы (Какие облака? Почему облака пышные? Что произошло с облаками?) в соответствие с типом речи составить опорную таблицу. (Примечание в таблице пока только вопросы, все остальное заполняется в течение работы) | | | Что произошло? | Какой? | Почему? | | | | Теперь подумайте, если бы вы были фотографами, сколько фотографий вы бы сделали к каждому тексту? | | | Что произошло? | Какой? | Почему? | Несколько фотографий | Одна фотография | Нет фотографий | А теперь посмотрите на нашу таблицу, в ней не хватает определений типов речи, давайте из распределим. ПОВЕСТВОВАНИЕ | ОПИСАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ | Что произошло? | Какой? | Почему? | Несколько фотографий | Одна фотография | Нет фотографий | глаголы | Прилагательные, наречия | Все части речи, используют часто вводные слова. | Прочитайте текст параграфа и допишите к таблице, а слова каких частей речи чаще всего используются в каждом типе речи. | Учащиеся отвечают, что к первому тексту подходит 1 вопрос, ко второму – 2, к третьему -3)
Учащиеся отвечают, что к первому тексту одну фотографию, ко второму нельзя сделать фотографию, к третьему несколько.
Учащиеся распределяют термины
Учащиеся читают теорию, и дописывают ответ в таблицу |