Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку на тему: Имя "Числительное"»
Дата:
Класс: 4
Тема: Имя числительное
Цель: Продолжить знакомство с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи.научить использовать имена числительные в речи;
Оборудование: электронная презентация, книги для чтения с загадками, пословицами, поговорками, фразеологические словари.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Определение темы и целей урока.
- Вспомните, что такое грамматика.
- Внимательно прослушайте стихотворение О Высоцкой «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?
Веселая грамматика
Существительное _ школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.
- Прочитайте тему урока и скажите, какую цель мы сегодня должны достичь.
3.Знакомство с Темой
1) Работа с заданием под звездочкой на с.143.
- Рассмотрите предложения в трех колонках.
- В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете?
- Найдите числительные.
- Определите падеж числительных.
2)Составление определения
На доске таблица:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
1. часть речи
1. часть речи
2. обозначает предмет
2.обозначает признак предмета
3. отвечает на вопросы кто?
Что?
3.отвечает на вопросы какой?
Чей?
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.
- Назовите сходства и различия между этими частями речи.
- Сравните свое определение и определение в учебнике (с.139).
4.Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (33года)
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (семь)
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь)
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением « очень похожи, одинаковые»? (две)
5) Сколько коробов можно наврать? (три)
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы за ними погнаться и ни одного не поймать? (два)
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь)
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
- Такие числительные называются количественными. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Найдите в учебнике такие числительные (с.144).
4.Физ минутка
5. Упражнение 345 (комментированное письмо)
- Определите падеж числительных.
У каких числительных можно определить род? Обоснуйте ответ.
- Объясните тире в двух последних предложениях.
6. Игровая минутка.
- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.
Эти имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”.
– Определите, какие числительные в пословицах являются количественными, а какие – порядковыми. Докажи. Напиши вверху вопрос (работа с карточками).
2. Работа с фразеологизмами.
В русском языке также встречается немало выражений, которые употребляются в переносном значении. Такими выражениями являются фразеологизмы.
– Объясните значение следующих фразеологизмов.
Много фразеологизмов, в которых тоже есть числительные.
– Объясните значения. (слайд)
7. Итог урока.
Работа с сигнальными картами.
- Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны, поднимите карточку.
Тезисы.
1) Числительное может обозначать количество предметов.
2) Числительное может отвечать на вопрос что?
3) Все числительные могут отвечать на вопрос какой?
4) Количественные числительные обозначают номер по порядку.
5) Числительное изменяется по падежам.
Домашнее задание: найти как можно больше фразеологизмов с числительными; выполнить упражнение.