kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему: "Употребление местоимений в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему: "Употребление местоимений в речи". Урок по технологии индивидуализированного обучения для учащихся 6 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: "Употребление местоимений в речи"»

6 класс

Предмет: русский язык

Тема: «Местоимение»

Автор учебника и УМК: М.М.Разумовская

Тема урока: «Употребление местоимений в речи»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа в обучающем режиме.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, самостоятельная работа на компьютере, подготовка к устным ответам на вопросы.

Цели:

  1. Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.

  2. Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.

  3. Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.

  4. Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.

  5. Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого

дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, компьютер.

Проект урока


Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование


Организационный

момент.


1 мин.

Вступительное слово.

Приветствие.

Постановка цели. Прогноз результата.


Актуализация


Устная

работа.

5 мин.

Закрепление прошлой темы урока.


Постановка цели урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответ на вопросы с целью закрепления темы прошлого урока


Целеполагание.

1 мин.

Формулирование основной задачи урока.

Оформление темы урока, на учебной доске.

Изучение нового материала.

Работа с

разноуровневыми

заданиями.


30 мин.






6 класс работа с компьютером в обучающем режиме, подготовка ответов на вопросы (устно)

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: М.Разумовской «Русский язык», 6 класс


работает 6 класс за компью-тером, готовят ответы на вопросы самостоятельно.





Выполняя разноуровневые задания на компьютере, заполняют карту успеха.




Устная работа

5 мин.

Устное закрепление изученного

Ответы на вопросы учителя


Рефлексия.


2 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений

Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.


Домашнее задание

1 мин.

Диктовка домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник


Организационный момент. 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

Устная работа. Целеполагание. 6 мин.

Учитель: Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по теме прошлого урока, «Неопределённые местоимения». Итак, 1-ый вопрос: Какие слова мы называем местоимениями?

Ученик: Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

Учитель: Вопрос № 2. Какие местоимения мы называем неопределёнными?

Ученик: Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.

Учитель: Вопрос № 3. Какую форму падежа имеют местоимения НЕКТО и НЕЧТО?

Ученик: Местоимение НЕКТО имеет форму только именительного падежа, а НЕЧТО – только форму именительного и винительного.

Учитель: № 4. На какие разряды делятся местоимения по значению?

Ученик: По значению и грамматическим особенностям выделяются такие разряды местоимений: притяжательные, указательные, определительные, вопросительно – относительные, отрицательные, неопределённые и возвратное местоимение СЕБЯ.

Учитель: Вопрос № 5. Что вы можете сказать о личных местоимениях?

Ученик: Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа. Слова МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, не множество ТЫ, а группу лиц, куда входит Я или ТЫ.

Учитель: Все верно. Сегодня мы продолжим работу по теме «Местоимение».

Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока «Употребление местоимений в речи».

Ученик: Записывают

Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5». Чтобы заработать эту оценку, сначала нужно заработать оценку «3», т.е. выполнить 8 заданий, затем сделать второй шаг заработать оценку «4» выполнить еще 5 заданий, 3 шаг заработать оценку «5» - выполнив еще 4 задания, итого получится 17 заданий. Работу будете выполнять на компьютерах по 15 мин.

Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 30 мин. (15 мин. на компьютере, 15 мин. подготовка ответов на вопросы)

Ученик: 6 класс приступают к работе за компьютером, начинают готовить ответы на вопросы, через 15 мин.

Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.

Устная работа. 5 мин.

Учитель: От чего зависит выбор формы представления информации?

Ученик: Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию. Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную оно может быть представлено в виде формулы, или подробного плана действий.

Учитель: Можно ли утверждать, что для успешного написания сочинения, изложения достаточно знать все изученные правила, рассуждать логически не обязательно? Ответ обоснуйте. Приведите пример.

Ученик: Нет. При написании сочинения, изложения необходимо логически мыслить, проявлять свою фантазию. Разные ответы.

Учитель: Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу? Приведите примеры

Ученик: Разные ответы (сказка «Царевна- лягушка» Иван выбрал лягушку определил свою судьбу, «Иван царевич и серый волк», Иван Царевич пошел туда не знаю куда, искать то не знаю что).

Рефлексия. 3 мин.

Учитель: Подведем итог урока, посмотрим, кто справился с заданиями 1 уровня, 2 уровня, а кто достиг финала, справившись со всеми 3 уровнями.

Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.

Учитель: задает домашнее задание.

Приложение 1 (для самостоятельной работы на компьютере)

  1. класс

1. Слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно……(местоимения).

2. Какое значение имеет местоимение само по себе… (указательное).

3. Местоимения различаются по значению и по … (морфологическим признакам).

4. Предлоги с местоимениями пишутся … (раздельно).

5. Личные местоимения в предложении являются или подлежащим или…(дополнением).

6. Местоимения 3-го лица склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе – по … (родам)

 7. Вставьте подходящее по смыслу пропущенное определительное местоимение:

Грибов было много, и … довольные вернулись домой.

8. Расставьте запятые:

Лучше всего наблюдать скворца рано утром до восхода солнца а для этого надо вставать пораньше.

(Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо вставать пораньше.)

9. Какие условия печки в сказке «Гуси-лебеди» должна была выполнить героиня? (Съешь моего ржаного пирожка). Какое местоимение встретилось? (моего - личное)

10. Найдите третье «лишнее» с точки зрения произношения.

1) Что, нечто, ничто. (что)

2) Кое – что, что – то, нечто. (Нечто)

3) Себя, я, мы. (себя)

11. Работа по тексту романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1 и 9 гл.)

Беседа с учащимися:

а) С каким местоимением обращается ко всем людям Троекуров? (ты). Как это его характеризует? (деспот, самодур).

б) Отличается ли местоимение ты, с которым обращается Троекуров к Дубровскому до ссоры от ты к Шабашкину и Спицыну? (Дружеское - пренебрежительное).

в) С помощью какого местоимения обращается А.Дубровский к Троекурову? Какой вывод можно сделать, анализируя письмо Дубровского? (Вы)

г) В чём разница в употреблении Вы Дубровским и Спицыным с Шабашкиным по отношению к Троекурову?

д) В чём же идея «Дубровского»? (Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, преданность. Носителями этих качеств являются отец и сын Дубровские. Одновременно автор осуждает деспотизм, произвол, подхалимство. И понять идею нам помогли местоимения ты и Вы.

(Вывод: местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, отношению к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя).

12. Ласково назови героев сказки. Употреби слова с разными суффиксами.

Лисичка - … Конёк - ….

Петушок – Золотой … Мальчик – с -…

Крошечка - … зайчик - …

Волчок – серый… козлятушки - …

Мышка -… Курочка – …

13. Разгадывание кроссворда

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

  2. Сколько личных местоимений в слове семья?

  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

(Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение).

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи? 
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;

  • служат для связи предложений в тексте;

  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ  членов предложения;

  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;

  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Итоги урока. Рефлексия.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Чему мы с вами научились?

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?

6. Оценки за урок: карточки успеха.

7. Домашнее задание. Выписать 10 предложений с местоимениями из повести «Дубровский».

МОУ «Кушмангортская ООШ»

Учитель Гарус Валентина Николаевна

[email protected]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку на тему: "Употребление местоимений в речи"

Автор: Валентина Николаевна Гарус

Дата: 27.06.2024

Номер свидетельства: 653758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка по теме: "Личные местоимения 1,2,3 лица" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia-1-2-3-litsa"
    ["file_id"] => string(6) "110241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405755265"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства