Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: "Употребление местоимений в речи"»
6 класс
Предмет: русский язык
Тема: «Местоимение»
Автор учебника и УМК: М.М.Разумовская
Тема урока: «Употребление местоимений в речи»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа в обучающем режиме.
Основные приемы и методы:подводящий диалог, самостоятельная работа на компьютере, подготовка к устным ответам на вопросы.
Цели:
Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.
Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.
Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки.
Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого
дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, компьютер.
Проект урока
Этапы урока
Время
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Доска
и оборудование
Организационный
момент.
1 мин.
Вступительное слово.
Приветствие.
Постановка цели. Прогноз результата.
Актуализация
Устная
работа.
5 мин.
Закрепление прошлой темы урока.
Постановка цели урока.
Озвучивание алгоритма действий.
Ответ на вопросы с целью закрепления темы прошлого урока
Целеполагание.
1 мин.
Формулирование основной задачи урока.
Оформление темы урока, на учебной доске.
Изучение нового материала.
Работа с
разноуровневыми
заданиями.
30 мин.
6 класс работа с компьютером в обучающем режиме, подготовка ответов на вопросы (устно)
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: М.Разумовской «Русский язык», 6 класс
работает 6 класс за компью-тером, готовят ответы на вопросы самостоятельно.
Выполняя разноуровневые задания на компьютере, заполняют карту успеха.
Устная работа
5 мин.
Устное закрепление изученного
Ответы на вопросы учителя
Рефлексия.
2 мин.
Подведение итога, анализ карты достижений
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
Домашнее задание
1 мин.
Диктовка домашнего задания
Запись домашнего задания в дневник
Организационный момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Устная работа.Целеполагание. 6 мин.
Учитель: Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов по теме прошлого урока, «Неопределённые местоимения». Итак, 1-ый вопрос: Какие слова мы называем местоимениями?
Ученик: Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
Учитель: Вопрос № 2. Какие местоимения мы называем неопределёнными?
Ученик: Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.
Учитель: Вопрос № 3. Какую форму падежа имеют местоимения НЕКТО и НЕЧТО?
Ученик: Местоимение НЕКТО имеет форму только именительного падежа, а НЕЧТО – только форму именительного и винительного.
Учитель: № 4. На какие разряды делятся местоимения по значению?
Ученик: По значению и грамматическим особенностям выделяются такие разряды местоимений: притяжательные, указательные, определительные, вопросительно – относительные, отрицательные, неопределённые и возвратное местоимение СЕБЯ.
Учитель: Вопрос № 5. Что вы можете сказать о личных местоимениях?
Ученик: Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа. Слова МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, не множество ТЫ, а группу лиц, куда входит Я или ТЫ.
Учитель: Все верно. Сегодня мы продолжим работу по теме «Местоимение».
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока «Употребление местоимений в речи».
Ученик: Записывают
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5». Чтобы заработать эту оценку, сначала нужно заработать оценку «3», т.е. выполнить 8 заданий, затем сделать второй шаг заработать оценку «4» выполнить еще 5 заданий, 3 шаг заработать оценку «5» - выполнив еще 4 задания, итого получится 17 заданий. Работу будете выполнять на компьютерах по 15 мин.
Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 30 мин. (15 мин. на компьютере, 15 мин. подготовка ответов на вопросы)
Ученик: 6 класс приступают к работе за компьютером, начинают готовить ответы на вопросы, через 15 мин.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Устная работа. 5 мин.
Учитель: От чего зависит выбор формы представления информации?
Ученик: Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию. Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную оно может быть представлено в виде формулы, или подробного плана действий.
Учитель: Можно ли утверждать, что для успешного написания сочинения, изложения достаточно знать все изученные правила, рассуждать логически не обязательно? Ответ обоснуйте. Приведите пример.
Ученик: Нет. При написании сочинения, изложения необходимо логически мыслить, проявлять свою фантазию. Разные ответы.
Учитель: Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу? Приведите примеры
Ученик: Разные ответы (сказка «Царевна- лягушка» Иван выбрал лягушку определил свою судьбу, «Иван царевич и серый волк», Иван Царевич пошел туда не знаю куда, искать то не знаю что).
Рефлексия. 3 мин.
Учитель: Подведем итог урока, посмотрим, кто справился с заданиями 1 уровня, 2 уровня, а кто достиг финала, справившись со всеми 3 уровнями.
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Учитель: задает домашнее задание.
Приложение 1 (для самостоятельной работы на компьютере)
класс
1. Слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно……(местоимения).
2. Какое значение имеет местоимение само по себе… (указательное).
3. Местоимения различаются по значению и по … (морфологическим признакам).
4. Предлоги с местоимениями пишутся … (раздельно).
5. Личные местоимения в предложении являются или подлежащим или…(дополнением).
6. Местоимения 3-го лица склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе – по … (родам)
7. Вставьте подходящее по смыслу пропущенное определительное местоимение:
Грибов было много, и … довольные вернулись домой.
8. Расставьте запятые:
Лучше всего наблюдать скворца рано утром до восхода солнца а для этого надо вставать пораньше.
(Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо вставать пораньше.)
9. Какие условия печки в сказке «Гуси-лебеди» должна была выполнить героиня? (Съешь моего ржаного пирожка). Какое местоимение встретилось? (моего - личное)
10. Найдите третье «лишнее» с точки зрения произношения.
1) Что, нечто, ничто. (что)
2) Кое – что, что – то, нечто. (Нечто)
3) Себя, я, мы. (себя)
11. Работа по тексту романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1 и 9 гл.)
Беседа с учащимися:
а) С каким местоимением обращается ко всем людям Троекуров? (ты). Как это его характеризует? (деспот, самодур).
б) Отличается ли местоимение ты, с которым обращается Троекуров к Дубровскому до ссоры от ты к Шабашкину и Спицыну? (Дружеское - пренебрежительное).
в) С помощью какого местоимения обращается А.Дубровский к Троекурову? Какой вывод можно сделать, анализируя письмо Дубровского? (Вы)
г) В чём разница в употреблении Вы Дубровским и Спицыным с Шабашкиным по отношению к Троекурову?
д) В чём же идея «Дубровского»? (Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, преданность. Носителями этих качеств являются отец и сын Дубровские. Одновременно автор осуждает деспотизм, произвол, подхалимство. И понять идею нам помогли местоимения ты и Вы.
(Вывод: местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его воспитанности, отношению к другим людям. А также являются средством речевой характеристики литературного героя).
12. Ласково назови героев сказки. Употреби слова с разными суффиксами.
Лисичка - … Конёк - ….
Петушок – Золотой … Мальчик – с -…
Крошечка - … зайчик - …
Волчок – серый… козлятушки - …
Мышка -… Курочка – …
13. Разгадывание кроссворда
Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.