Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 6 класса на тему: "Имя существительное в тексте"»
6 класс.
Предмет: русский язык
Тема: «Имя существительное».
Автор учебника и УМК: В.Львова.
Тема урока: «Имя существительное в тексте»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, письменная практическая работа.
Цели урока:
показать роль существительного в художественном тексте;
углубить представление о сравнении и метафоре;
формировать навыки устной и письменной речи.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, презентация.
Проект урока
Этапы урока
Время
Деятельностьучителя
Деятельностьученика
Доска и оборудование
Организационный момент.
1мин.
Вступительное слово.
Постановка цели. Прогноз результата.
Оформление темы урока на доске.
Актуализация.
Устная работа.
5 мин.
Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока. Озвучивание алгоритма действий.
Ответы на вопро- сы с целью закрепления опорных понятий.
Презентация
«История знаков препинания»
Формулирование основной задачи урока.
1 мин.
Формулирование основной задачи урока.
Изучение
новой темы.
Работа с
разноуров-
невыми
заданиями.
30мин.
Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: В. Львов «Русский язык», 6 кл. Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.
Работают с карточками заданий № 1,2,3.
Устная работа.
5 мин.
Устное закрепление изученного.
Ответы на вопросы учителя
Рефлексия.
2 мин.
Подведение итога, анализ карты достижений.
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
Домашнее задание.
1 мин.
Объяснение домашнего задания.
Записывают домашнее задание
Стенограмма урока:
Оргмомент. Целеполагание.
Учитель. Новую информацию вы изучите самостоятельно. После чего выполните ряд заданий, которые позволят выяснить, усвоили ли вы материал.
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5», чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить 3 задания, на четверку - 5 заданий, на пятерку - 6 заданий.
Сегодня вы будете работать самостоятельно по карточкам. Результаты будете фиксировать в карте успеха. Желаю вам успеха!
Просмотр презентации «Имя существительное»
Самостоятельная работа учащихся.
Задание на «3»
Карточка 1
Задание: вспомните текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
расставьте недостающие знаки препинания.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То как зверь она завоет
То заплачет как дитя.
Карточка 2
Задание: в учебнике, стр. 132 -134 найти определения понятий:
2. Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном.
3. Сегодня томная луна, как пленная царевна, грустна, задумчива, бледна.
Выпал снег, похожий на сверкающие россыпи алмазов.
Причудливыми белыми шляпками укутались большие и маленькие деревья.
Как молчаливые великаны, высятся голубые сугробы. Тяжелым ватным одеялом покрылась земля и отдыхает.
Карточка 4
Задание: найти метафору в тексте (метафора - это слово или выражение, которое используется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений):
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)
Я представляю березки, опушенные инеем, на нем заледенелые капельки воды переливаются в лучах солнца, свет играет в этих капельках так ярко, как будто горит, пылает.
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А.А.Фет)
Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном.
Сегодня томная луна, как пленная царевна, грустна, задумчива, бледна
Выпал снег, похожий на сверкающие россыпи алмазов.
Причудливыми белыми шляпками укутались большие и маленькие деревья. Как молчаливые великаны, высятся голубые сугробы. Тяжелым ватным одеялом покрылась земля и отдыхает.
Задание на «4»
Карточка 1
Задание: укажите главные члены предложения и синтаксическую роль существительных.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Карточка 2
Задание: определите - слов какой части речи больше всего использует поэт? Сколько существительных в этом стихотворении?
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца ряд волшебных изменений
Милого лица. (А. Фет)
(В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа).
Задание на «5»
Задание: прочитайте предложение. Это предложение будет началом вашего сочинения. Согласны ли вы со словами К. Паустовского, что осенний лист – это шедевр, совершенное творение природы? Попробуйте написать небольшое сочинение или сочинение-рассуждение, используя это высказывание как начало сочинения или как тезис, который необходимо доказать. (Букет из листьев поможет в работе)
Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью.
(Работа со словарем: Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение. Киноварь – минерал красного цвета. Чернь – образцовое создание мастера, гравировка на металле (серебре, золоте), штрих которой заполнен черным металлическим сплавом).
5. Итоги урока. Рефлексия.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?
Вывод: если мы научимся правильно употреблять существительные в тексте, то наша речь станет точной, выразительной, эмоциональной. Существительное способно в составе сравнений и метафор не только запечатлевать мир, но и преобразовывать его.
6. Оценки за урок: карточки успеха.
7. Домашнее задание (на выбор)
А) Напишите сказку «В гостях у существительного».
Б) На основе учебника по литературе составьте небольшой словарик литературоведческих терминов из пяти – шести слов.