Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 11 класса "Орфографический марафон"»
Урокпо русскому языку для 11 класса
«Орфографический марафон»
Цели:
-повторить и закрепить правописание различных орфограмм, морфем;
-развивать орфографическую зоркость;
-используя соревновательный принцип, вызвать стремление учащихся к победе, желание добиться большего результата и выиграть марафон
Оборудование: задания по орфографии различных видов, презентация, ответы на задания для быстрой проверки, высказывания о жизни, образовании и др. мудрые мысли, статусы
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие. Актуализация темы.
Выполните задания:
1.Возьмите безударную гласную в корне слова коньки (о)
2. Возьмите суффикс в слове пришёл (л)
3. Возьмите суффикс в слове непобедимый (им)
4. Возьмите парный согласный по глухости для звука /б/ (п)
5.Возьмите гласный в корне слова выбирать (и)
6. Возьмите окончание слова победа (а)
7. Возьмите утвердительное междометие (да)
Получилось слово олимпиада.
-Сегодня, в преддверии предстоящего спортивного праздника мы тоже проведём свой марафон, но не простой, а орфографический (появляется тема урока). Но мы будем соревноваться не в спорте, а, учитывая специфику предмета и наступающие экзамены, в орфографии. Почему эта тема является для нас важной?
В наш век техники и электроники правописание, к сожалению, уходит на 2-ой план. Ошибки можно услышать даже из уст дикторов ТВ. А если взять интернет, то там давно уже возник свой язык- язык блогов: ПРЕВЕД, МЕДВЕД! РЖУНИМАГУ…
Смешно? Действительно, зачем нам думать, если компьютер сам исправит написанное?
К случаю, шутка :
Мы живем в эпоху великих орфографических открытий.
Даже в его молчании были слышны орфографическиеошибки
Но не стоит, наверное, выглядеть нелепо в своём правописании.
Поэтому наша сегодняшняя задача- не допустить безграмотного натиска. Мы будем бороться с ошибками! Итак, наш девиз на сегодня:
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Состязание начинается! Я желаю вам успехов!
Ребята получают карточки. На скорость: вставить пропущенные буквы и запятые (писывать не надо). За скорость-бонус- 1балл
Над степью разг..ралась утренняя за..ря. Первые лучи ярко бл..стая прик..снулись к расст..лающейся р..внине. Белый туман еще клубился в зар..слях шиповника когда подр..стающие д..ревца покл..нились солнцу. Ж..лтые лютики распол..жившиеся у ручья обм..кнули листья в прозрачную воду. Пор..внявшись с ручьем зам..рла проб..равшаяся к норке ящерица. Капли р..сы бл..стели на вым..кшей за ночь траве. Степь оз..ренная солнцем предст..вляла собой уд..вительное соч..тание красок.
Проверка (дети меняются работами) Ответы- на доске в презентации.
Над степью разгоралась утренняя заря. Первые лучи , ярко блистая, прикоснулись к расстилающейся равнине. Белый туман еще клубился в зарослях шиповника, когда подрастающие деревца поклонились солнцу. Жёлтые лютики, расположившиеся у ручья, обмакнули листья в прозрачную воду. Поравнявшись с ручьем, замерла пробиравшаяся к норке ящерица. Капли росы блестели на вымокшей за ночь траве. Степь, озаренная солнцем, представляла собой удивительное сочетание красок.
Итоги проверки.
- Какие орфографические правила вам встретились? Объясните их.
-В каких словах другая орфограмма? (деревца,представляла) Проверьте.
-Какие пунктуационные правила вы можете объяснить?
Афоризм " Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь”Л.Н.Толстой
То же самое:
Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к ф..соли он огорч..нно рассматривал круж..чек копч..ной колбасы завернутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощ..нный после ноч..вки в лесу мыш..нок думал о том как мама горяч.. обнимет его намеч..т ему пирожков откроет банку туш..нки. Тогда все ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш..н он повел плеч..м и наступая на ж..луди помчался домой.
Проверка
Маленький мышонок с кошёлкой в ручонках бродил по чащобе. Жуя стручок фасоли, он огорчённо рассматривал кружочек копчёной колбасы, завернутый в холщовую тряпчонку. Истощённый после ночёвки в лесу, мышонок думал о том , как мама горячо обнимет его, намечёт ему пирожков, откроет банку тушёнки. Тогда все ему будет нипочём! Вскоре пошёл дождь. Укрывшись плащом и надев капюшон, он повел плечом и, наступая на жёлуди, помчался домой.
Итоги.
-Найдите «лишнее» слово (фасоли) Почему оно лишнее?
5. Найдите 4 лишнее ( за каждый правильный ответ- по 1 баллу)
Цитата: Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”Сенека
6. То же самое.
Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у расположилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную програм..ку новой экспозиции и я..ственно предст..вляла себе натюрморты с изображением изыскан..ых я..ств, груп..овые портреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..егу профес..ора – ис..кус..твоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о.
Около аккуратно стриженного можжевелового куста, опираясь на колонну,расположился директор картиной галереи, автор диссертации по искусству импрессионизма. Слушая жужжание пчел, он изучал эффектную программку новой экспозиции и явственно представлял себе натюрморты с изображением изысканных яств, групповые портреты эпохи Ренессанса и полотна с аллегорическими сюжетами. Поприветствовав свою коллегу- профессора – искусствоведа- директор уверенно прошествовал по аллее, направляясь на дискуссию, посвященную живописи голландского барокко.
Проверка. Итоги.
7. Работа у доски 1 чел.: изысканных - разобрать по составу, пчёл- фонетический разбор
8. Работа со словарём- аллегория, Ренессанс (Почему пишется с большой буквы?),импрессионизм, барокко
9. Ост.- объяснить знаки препинания. Найдите обособленное приложение.
Проверка. Итоги.
Афоризм:
"Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды”Вольтер
10. Анализ текста.
Спорт – это здорово!
Многие сч…тают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения но и готов доказать что спорт – это здорово. Я не могу себе пре…ставить как можно не к…таться на лыжах на коньках на вел…с…педе не купаться не играть в фу…бол, хо…ей. Ведь спорт – это замеч…тельно. Он помогает стать бодрым, в…селым и жизнерадос…ным. Спорт это не только р…корды, очки, с…кунды, победы и пор…жения. Спорт это развлечение, равного которому нет. П…см…трите на себя в зеркало! Ноги идеально по…ходят для бега и хо…ьбы, руки для бросания, уд…ржания тяжестей, для плавания. Тело человека созд…но для движения. Простая медиц…нская норма дв…жения человека – 15000 шагов (10 км) в день. В дв…жении человек пр…красен.
Спорт помогает стать сильным зд…ровым красивым смелым. Спорт зак…ляет человека физически и духовно.
Проверка. Итоги
Спорт – это здорово!
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения , но и готов доказать, что спорт – это здорово. Я не могу себе представить, как можно не кататься на лыжах, на коньках, на велосипеде, не купаться, не играть в футбол, хоккей. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, веселым и жизнерадостным. Спорт - это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт - это развлечение, равного которому нет. Посмотрите на себя в зеркало! Ноги идеально подходят для бега и ходьбы, руки для бросания, удержания тяжестей, для плавания. Тело человека создано для движения. Простая медицинская норма движения человека – 15000 шагов (10 км) в день. В движении человек прекрасен.
Спорт помогает стать сильным , здоровым , красивым , смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
Анализ орфограмм (выборочно)
Посмотрите на все отрывки. С чем мы имеем дело? ( это тексты)
Коллективная работа по анализу текста.
К какому стилю речи относится данный текст? Почему? (Данный текст публицистического стиля, т.к. цель его – убедить в необходимости занятий спортом.
К какому типу речи относится данный текст? (Это рассуждение, т.к. в нем есть тезис, что спорт – это здорово, доказательства к тезису и вывод.)
- А вы занимаетесь спортом?
- Создайте рекламу о спорте в виде лаконичных предложений о необходимости заниматься спортом,по 5 предложений).
Итоги.
Афоризм: "Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди”
Б.Шоу
11. Выбор победителя.
12. Рефлексия.
Выберите себе статус после сегодняшнего урока:
Я ангел, честное слово! Просто на метле быстрее.
Говори, говори... Я всегда зеваю, когда мне интересно...
Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь.
Трудно быть скромным, когда ты лучший!
Обладание чувством юмора позволяет легче пережить отсутствие всего остального.
Я конечно не зефир, но тоже не против побыть в шоколаде.