kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Буквы е, ё, ю, я и их функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка помогает повышать эффективность освоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Буквы е, ё, ю, я и их функции"»

МБОУ «Гимназия №10»















Урок по русскому языку

«Буквы е, ё, я, ю и их функции в слове»












Подготовила:

Учитель начальных классов

Бакланова Валентина Сергеевна











Луховицы,

2017г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

1 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Программа «Школа России»)

Тема урока: «Буквы е, ё, я, ю и их функции в слове. Слова с буквой э»

Цель урока: донести до детей, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука.

Задачи урока:

-отрабатывать умения учащихся определять функцию букв е, ё, ю, я ;

-развивать память, внимание, устную речь на каждом этапе урока;

-повышать эффективность освоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока : Открытие новых знаний

Формы организации урока :

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

Формирование универсальных учебных действий учащихся (УУД):

Личностные(Л)

Регулятивные(Р)

Познавательные(П)

Коммуникативные(К)


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя, деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Орг. момент



Постановка учебной задачи




















Актуализация знаний





Открытие новых знаний





















Физминутка





Первичное закрепление знаний


















Сам. работа




























Игра «Сколько звуков?»




















Работа над лексическим значением слов.








Сам. работа









Физминутка для глаз

Работа по теме урока.

























Работа в тетради.










Итог урока.









Рефлексия

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Время быстро пробежит.

Надо нам им дорожить.

- Внимательно послушайте загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Четыре кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд,

Заговорят. (буквы)

- А почему они заговорят? (Когда буквы объединяются, получаются слова, из слов предложения, а из предложений наша речь.)

- Посмотрите на слайд.

- Восстановите слова, вставляя пропущенные буквы.

Тр…д, р…д…сть, сл…д, ж…знь.(слайд)

(Труд, радость, след, жизнь.)

- Какие буквы помогли вам восстановить слова? (гласные)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Перечислите их.

- А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10) Назовите.

- Откройте учебники на шестидесятой странице и найдите шестое упражнение. Прочитайте. Работа по заданию упражнения. (после выполнения упр)

- Найдите слова, где гласный звук указывает на твердость согласного звука. (Труд, радость, жизнь)

- В каком слове гласный звук указывает на мягкость согласного звука? (След)

- Какой звук обозначает эта буква?(э)

- Какие еще вы знаете буквы, которые обозначаются другими звуками? (е, ё, ю, я.)

- О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву, а вы хором её называйте.

- Внимание на экран. (3 слайд)

На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я.

-Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета.

- Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует)

- Итак, сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами; будем работать над развитием фонематического слуха и формированием навыка чтения.

-А начнём мы урок с «Аукциона знаний» о данных буквах. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я.

Предполагаемые ответы учеников:

  1. Данные буквы обозначают гласные звуки.

  2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.

  3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв, обозначающих согласный звук.

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

-Найдите в учебнике седьмое упражнение.

- Рассмотрите записи, объяснение с проговариванием (работа по заданию упр.)

- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у.

-Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному.

-В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о.

Один из вас называет букву, которая служит для обозначения мягкости, а другой – для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.

- В чем же отличие букв?

- В учебнике найдите восьмое упражнение. Прочитаем слова по цепочке. Скажите, какую «работу» в словах выполняют выделенные буквы?

-Прочитайте следующее задание.

- Откройте рабочие тетради, отступите 2 строчки вниз, на третьей в середине запишите число 11 апреля, на следующей строчке посередине Классная работа. На следующей строчке посередине запишите Упр. 8. Выпишите слова по заданию. Первое слово с красной строки с большой буквы, не забудьте поставить пальчик, все остальные слова в строчку через запятую.

- Какие же слова вы выписали? (мяч, тетя, деревня)

- Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» .

Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране. ( Слайд4) На экране появляется сначала слово пел. Делаем 2 быстрых щелчка и буква п исчезает с экрана , а вместо неё появляется буква м. Дети читают слова мел, следующие 2 щелчка мышкой убирают букву м, и появляется буква с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е . По щелчку буква с исчезает, и дети читаю слова ел.

- Что обозначает слово ел? ( Действие).

- Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

-Отгадайте загадку.

А, о, у, ы, э, и, звук один и знак один.

Есть артисты среди них:

разное звучанье -

то один на сцене он,

то они вдвоем? (е, ё, ю, я).

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука, но и в словах эта буква может обозначать 2 звука.

- А третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в какой позиции слова буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука.

- Найдите в упражнении восьмом слова, где буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука. (маяк, ёжик, ель)

- Что нужно, чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух)

( После анализа выбора детей того или иного слова на экране по щелчку исчезают слова, в которых буквы е, ё, я, ю не обозначают два звука.) слайд

-Итак, когда же буквы е, ё, я, ю обозначают в словах 2 звука?

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука в начале слова, после гласной и после Ь, Ъ знаков.( Это третий секрет),

-Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова, которые начинаются на буквы е, ё, я, ю. ( Слайд 6. )

Дети называют слова ёжик, ели, яблоки, юла.

- В тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик самостоятельно.

-Сколько звуков в слове? ( 5). (На экране появляются 5 квадратов)

- Называем каждый звук хором, а характеристику звуку даёт один ученик.

- Какой первый звук? (й) Хором.

- Дайте ему характеристику и т.д.

-Каждый звук обозначаем буквой. Сколько букв? (4)

-Почему? (т.к. Ё обозначает два звука)

- Так же сделайте анализ слова ели. (Фронтальная проверка).

- Сколько звуков в слове? (4)

- Дайте характеристику каждому звуку.

- Прочитайте следующее задание к восьмому упражнению.

- Деревня – крестьянское селение, в котором нет церкви.

- На какой слог падает ударение? Какую букву надо запомнить?

-Назовите однокоренные слова.

- Составьте предложение со словом деревня.



- Найдите упражнение девятое, прочитайте задание. (работа по учебнику)

- Прочитайте второе предложение.

- В тетради на новой строчке посередине запишите Упр. 9, спишите второе предложение.

- Какие буквы вы подчеркнули? (фронтальная проверка)

- Переверните страницу прочитайте задание к упражнению десятому.

- Объясните значение слов.

Экран — устройство отображения текстовой/графической информации.

Этаж — пространство, объем здания между полом и потолком, где располагаются помещения.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Эхо — физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны. 

Экзамен — наиболее распространённая оценка знаний человека.

Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.

Эскалатор — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой.

Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре.

Карате— японское боевое искусство. 

- Откройте свои тетради на тридцать второй странице и прочитайте задание к пятому упражнению.

-Какие слова вы выпишите? (эму, Эмма, эскимо) С какой буквы будите писать слово Эмма, почему? (имя собственное)

-Рассмотрите рисунки в шестом упражнении, что забыл нарисовать художник?

- Какие предметы нужны для вышивания? (игла, нитки).

- Впиши в предложение пропущенное слово? Какое слово пропущено?

- Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков.

- А для чего нам все это нужно знать?

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

Я узнал …

Я понял…..

Мне интересно …

Я хочу узнать ….

(Р)Управлять своим настроением.














(Л)Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.



(Р)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и учениками.



(П) Осуществлять поиск необходимой информации




(Р)Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


(П)Осуществлять звуковой анализ слов с выделением существенных признаков

(К) Строить понятные для партнёра высказывания









(П) Проводить сравнение и классификацию букв и звуков




(Р) Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме
















(П) Понимать информацию, представленную в знаково-символической форме











(П) Проводить сравнение и классификацию букв и звуков


(П) Осуществлять звуковой анализ слов с выделением существенных признаков





(П) Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я»








(Л) Проявлять интерес к изучаемой теме









(П) Проводить сравнение и классификацию букв и звуков






























(Л)Использовать адекватную самооценку







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку "Буквы е, ё, ю, я и их функции"

Автор: Бакланова Валентина Сергеевна

Дата: 24.04.2017

Номер свидетельства: 411329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока русского языка в 1 классе Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ "
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-tiema-bukvy-ie-io-iu-ia-i-ikh-funktsii-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "151811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420745748"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка в 9 классе по теме "Роль языка в жизни общества" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-rol-iazyka-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "132717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416401286"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства