Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Время быстро пробежит. Надо нам им дорожить. - Внимательно послушайте загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Четыре кривые, От рождения немые. А встанут в ряд, Заговорят. (буквы) - А почему они заговорят? (Когда буквы объединяются, получаются слова, из слов предложения, а из предложений наша речь.) - Посмотрите на слайд. - Восстановите слова, вставляя пропущенные буквы. Тр…д, р…д…сть, сл…д, ж…знь.(слайд) (Труд, радость, след, жизнь.) - Какие буквы помогли вам восстановить слова? (гласные) - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Перечислите их. - А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10) Назовите. - Откройте учебники на шестидесятой странице и найдите шестое упражнение. Прочитайте. Работа по заданию упражнения. (после выполнения упр) - Найдите слова, где гласный звук указывает на твердость согласного звука. (Труд, радость, жизнь) - В каком слове гласный звук указывает на мягкость согласного звука? (След) - Какой звук обозначает эта буква?(э) - Какие еще вы знаете буквы, которые обозначаются другими звуками? (е, ё, ю, я.) - О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву, а вы хором её называйте. - Внимание на экран. (3 слайд) На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. -Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета. - Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак, сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами; будем работать над развитием фонематического слуха и формированием навыка чтения. -А начнём мы урок с «Аукциона знаний» о данных буквах. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. Предполагаемые ответы учеников: Данные буквы обозначают гласные звуки. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв, обозначающих согласный звук. А теперь ребята встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. -Найдите в учебнике седьмое упражнение. - Рассмотрите записи, объяснение с проговариванием (работа по заданию упр.) - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о. Один из вас называет букву, которая служит для обозначения мягкости, а другой – для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. - В чем же отличие букв? - В учебнике найдите восьмое упражнение. Прочитаем слова по цепочке. Скажите, какую «работу» в словах выполняют выделенные буквы? -Прочитайте следующее задание. - Откройте рабочие тетради, отступите 2 строчки вниз, на третьей в середине запишите число 11 апреля, на следующей строчке посередине Классная работа. На следующей строчке посередине запишите Упр. 8. Выпишите слова по заданию. Первое слово с красной строки с большой буквы, не забудьте поставить пальчик, все остальные слова в строчку через запятую. - Какие же слова вы выписали? (мяч, тетя, деревня) - Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране. ( Слайд4) На экране появляется сначала слово пел. Делаем 2 быстрых щелчка и буква п исчезает с экрана , а вместо неё появляется буква м. Дети читают слова мел, следующие 2 щелчка мышкой убирают букву м, и появляется буква с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е . По щелчку буква с исчезает, и дети читаю слова ел. - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ] -Отгадайте загадку. А, о, у, ы, э, и, звук один и знак один. Есть артисты среди них: разное звучанье - то один на сцене он, то они вдвоем? (е, ё, ю, я). - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука, но и в словах эта буква может обозначать 2 звука. - А третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в какой позиции слова буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука. - Найдите в упражнении восьмом слова, где буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука. (маяк, ёжик, ель) - Что нужно, чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух) ( После анализа выбора детей того или иного слова на экране по щелчку исчезают слова, в которых буквы е, ё, я, ю не обозначают два звука.) слайд -Итак, когда же буквы е, ё, я, ю обозначают в словах 2 звука? Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука в начале слова, после гласной и после Ь, Ъ знаков.( Это третий секрет), -Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова, которые начинаются на буквы е, ё, я, ю. ( Слайд 6. ) Дети называют слова ёжик, ели, яблоки, юла. - В тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик самостоятельно. -Сколько звуков в слове? ( 5). (На экране появляются 5 квадратов) - Называем каждый звук хором, а характеристику звуку даёт один ученик. - Какой первый звук? (й) Хором. - Дайте ему характеристику и т.д. -Каждый звук обозначаем буквой. Сколько букв? (4) -Почему? (т.к. Ё обозначает два звука) - Так же сделайте анализ слова ели. (Фронтальная проверка). - Сколько звуков в слове? (4) - Дайте характеристику каждому звуку. - Прочитайте следующее задание к восьмому упражнению. - Деревня – крестьянское селение, в котором нет церкви. - На какой слог падает ударение? Какую букву надо запомнить? -Назовите однокоренные слова. - Составьте предложение со словом деревня. - Найдите упражнение девятое, прочитайте задание. (работа по учебнику) - Прочитайте второе предложение. - В тетради на новой строчке посередине запишите Упр. 9, спишите второе предложение. - Какие буквы вы подчеркнули? (фронтальная проверка) - Переверните страницу прочитайте задание к упражнению десятому. - Объясните значение слов. Экран — устройство отображения текстовой/графической информации. Этаж — пространство, объем здания между полом и потолком, где располагаются помещения. Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эхо — физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны. Экзамен — наиболее распространённая оценка знаний человека. Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п. Эскалатор — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Карате— японское боевое искусство. - Откройте свои тетради на тридцать второй странице и прочитайте задание к пятому упражнению. -Какие слова вы выпишите? (эму, Эмма, эскимо) С какой буквы будите писать слово Эмма, почему? (имя собственное) -Рассмотрите рисунки в шестом упражнении, что забыл нарисовать художник? - Какие предметы нужны для вышивания? (игла, нитки). - Впиши в предложение пропущенное слово? Какое слово пропущено? - Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? - Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков. - А для чего нам все это нужно знать? Итог урока подводится с опорой на ключевые слова: Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Я хочу узнать …. |