Учитель: Агеева А.К. Ильина С.Н.
УМК Образовательная система «Школа России» Русский язык 1 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тема | Общее понятие о предлоге. |
Цель | Узнали признаки новой части речи Научились различать и писать её правильно |
Учебные задачи (учебные действия) | Называют признаки предлога; различают предлог; пишут предлоги со словами раздельно. 2. Регулятивные УУД - совместно с учителем составляют план и последовательность действий; дают оценку (осознают качество усвоения темы); осуществляют пошаговый самоконтроль по результату; Познавательные УУД - проводят классификацию частей речи и анализ; Коммуникативные УУД - планируют сотрудничество с одноклассниками в парах. |
Оборудование | - учебник русского языка для 2 класса, стр. 108 - 109 (автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий) - копилка успеха - таблица ЗХУ - карточки с заданиями - ладошки - кластер - слайды с правильными ответами |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
| |
1. Мотивация к учебной деятельности. 1 минута | - Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке! друг другу удачи. Начинаем наш урокисследование. | Приветствуют друг друга, улыбаются, настраиваются на работу. | | 1.Воспринимают информацию эмоционально. |
2. Актуализация знаний. 7 минут | - У каждого из вас на столе лежит лист «копилка успеха», в который после каждого задания вы будете ставить знаки: «+» или «-» (Т.е. проводить самооценку). Знаки будете ставить по критериям каждого задания. В конце урока каждый из вас увидит свой результат! - Предлагаю вам выполнить задание. (на парте карточка с заданием) Составьте (устно) предложение только из данных слов. 1) ОБЛАКА, НЕБУ, БЕЛЫЕ, ПЛЫВУТ 2) КУКУШКА, ПРУДА, ПУГЛИВАЯ, ЗАКУКОВАЛА 3) СНЕЖИНКИ, ВОЗДУХЕ, ПУШИСТЫЕ, КРУЖАТСЯ - Получились предложения? - В чём причина возникшего затруднения? - Что предлагаете сделать? - Какое слово вы добавите в 1 предложение? - Какое предложение получится? - Определите какой частью речи являются слова в предложении? - Какое слово вы добавите во 2 предложение? - Какое предложение получится? - Определите какой частью речи являются слова в предложении? - Какое слово вы добавите в 3 предложение? - Какое предложение получится? - Определите какой частью речи являются слова в предложении? | Самостоятельно читают задание и выполняют его. Подбирают слова по смыслу. - Нет. - Не хватает слов. - Нужно добавить другие слова кроме данных. Составляют предложения. Записывают предложения на доске. Указывают части речи. - по - Плывут белые облака по небу. По небу плывут белые облака. - у - Пугливая кукушка закуковала у пруда. У пруда куковала пугливая кукушка. - в - Пушистые снежинки кружатся в воздухе. В воздухе кружатся пушистые снежинки. | 1.Подбирают предлоги. 2.Определяют роль предлогов в предложении. 3.Составляют предложения. 4.Объясняют свой выбор. 1.Называют части речи. Подписывают сверху над словами части речи. | 1.Высказывают предположения на основе работы с материалом. 2.Составляют план работы. 3. Оформляют мысли в устной форме. 4.Делают выводы на основе анализа объектов. |
3.Постановка проблемы. 7 минут | - Почему некоторые слова не подписаны? (Со всеми частями речи мы знакомы?) - А кто знает, как называются эти слова по, у, в, на, под? - Правильно, это предлоги. - Как вы думаете какая тема нашего урока? Тема нашего урока сегодня «Общее представление о предлоге». - У каждого из вас на столе лежит таблица. Впишите своё Ф.И. - Ответьте на вопросы в таблице. Заполните только 1 и 2 колонки. - Что вы знаете про предлог? - Какую роль выполняют предлоги в предложении? - Как пишутся предлоги со словами? - Если знаете ставьте знак «+», не знаете знак «-». Каждому | 1 | 2 | 3 | Ф.И. ученика ____________ | ЗНАЮ, не знаю «+» «-» | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | Что такое предлог? | | | | Какую роль выполняют предлоги в предложении? | | | | Как пишутся предлоги со словами? | | | | Обратная связь. – Кто знает, что такое предлог жестом покажите знак «+», кто не знает знак «–» (на доске учитель отмечает) – Кто знает, какую роль выполняют предлоги в предложении жестом покажите знак «+», кто не знает знак «-» (на доске учитель отмечает) – Кто знает, как пишутся предлоги со словами жестом покажите знак «+», кто не знает знак «-» (на доске учитель отмечает) Подсчёт голосов. - Многие ребята не смогли ответить на поставленные вопросы. - Какая цель нашего урока? Цель урока: узнать, что такое предлог? Какую роль выполняют предлоги в предложении? Как пишутся предлоги со словами? - В конце урока мы постараемся ответить на эти вопросы. | - Не знаем эту часть речи. - Не знаем что это… - Предлоги. Высказывают предположения о проблеме, о теме урока. Ответы детей. Заполняют таблицу Высказывают предположения о цели урока. | 2.Узнают о новой части речи. | 1.Высказывают точку зрения на основе знаний и незнаний. 2.Используют жизненный опыт в заполнении таблицы. 3.Высказывают предположения на основе работы с материалом. 2. Оформляют мысли в устной форме. 3.Делают выводы на основе анализа объектов. |
4. Первичное закрепление нового знания 7 минут Физминутка | - Откройте учебник на стр.108, найдите упр. 184 - Прочитайте задание. - Выпишите предлоги с им. существительными, к которым они относятся. - Ответьте на вопрос. Какую роль выполняют предлоги в предложении? - Найдите правило на стр. 109 и прочитайте его. (1 ученик читает вслух) - Сейчас я предлагаю вам закончить фразу. - Предлог- это…. - Предлоги служат для…. - Предлоги употребляются с…. - Перед глаголами…. - Если я говорю правду, то нужно присесть, а если- шутка, то прыгаем. 1. Дед в печи, дрова на печи. 2. На столе лепёшки, под столом сапожки. 3. Овечки в речки, караси у печки. 4. Над столом портрет, под столом табурет. - Какие предлоги вам встретились? | 1 ученик работает у доски. Читают предложения. Выписывают предлоги с им. существительными. Отвечают на вопрос. Затрудняются ответить. Самостоятельно читают правило на стр. 109, устно отвечают на вопросы. …часть речи. …связи слов в предложении. …им.сущ. …предлогов не бывает. На, под, в, над, у. | 1.Выявляют признаки предлогов. | 1.Извлекают информацию из текста. 2.Высказывают предположения на основе работы с учебником. 3.Выбирают нужные знания на данном этапе. |
5. Включение в систему знаний и умений 10 минут | -Выполним следующее задание на карточке в парах. (Самопроверка по образцу). Задание № 1. Прочитайте запись, разделите её на слова, запишите предложение в тетрадь и укажите в скобках части речи. Ванязашёлзаугол. - Прочтите запись. - Что вы можете сказать о ней? - Разделите эту запись на слова. - Сколько слов получилось в предложении? (Если ответы детей разошлись, то определяем части речи и возвращаемся к правилу) - Запишите предложение в тетрадь. - Укажите в скобках части речи. - Как вы записали слова зашёл и за угол? - Почему? - Давайте проверим. Проверка правильного варианта (на доске). Ваня зашёл за угол. (в скобках части речи) - Теперь возьмите копилку успеха. Обратная связь. Копилка успеха. Каждый уч-ся ставит в копилку успеха знак «+», если в предложении 4 слова и все части речи указаны верно и нет исправлений. Знак «-», если хотя бы 1 ошибка. | Читают запись. -Запись неправильная. Делят запись на слова. Ответы детей. Записывают предложение в тетр. Ответы детей. Предлоги пишутся раздельно с им. существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Проверяют предложение. Исправляют ошибки зелёной пастой. Оценивают работу по критериям. | 1.Записывают предложение правильно. 2.Используют знания о предлоге. | 1.Выполняют работу в парах. 2.Оценивают результаты своей деятельности. 3. Сравнивают результаты с эталоном. |
| -Выполним следующее задание на карточке в группе. (Самопроверка по образцу). - А теперь немного поиграем. - Перед вами задание №2. Закрасьте все варианты предлог плюс существительное зелёным цветом. (Карточка каждому) (от)стал (от)товарища (по)шёл (по)лугу (с)катился (с)горы (за)шла (за)подругой (до)бежал (до)дома - Почему некоторые слова остались не закрашенными? Учитель показывает правильный ответ. отстал от товарища пошёл по лугу скатился с горы зашла за подругой добежал до дома - Теперь возьмите копилку успеха. Обратная связь. Копилка успеха. Каждый уч-ся ставит в копилку успеха знак «+», если закрасил 5 предлогов с существительными и нет исправлений. Знак «-», если хотя бы 1 ошибка. - Рассаживаемся на свои места. | Закрашивают все варианты предлог плюс существительное. - Это глаголы. Перед глаголами предлогов нет. Проверяют работу. Исправляют ошибки. Оценивают работу по критериям. | | 1.Слушают друг друга. 2.Участвуют в обсуждении. 2.Выполняют взаимопроверку учебного задания по эталону. 3.Вносят корректировку в задание. 4.Делают выводы на основе анализа объектов. |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 5 минут Резерв | Задание № 3 Прочитайте предложения. Спишите предложения, раскрывая скобки. - На карточке даны предложения. - Прочитайте предложения. - Спишите предложения, раскрывая скобки. Я (до)бежал (до)дома. (В)клетку (в)летел чиж. (С)горы (с)бежал поток воды. (По)дорожке весело (по)бежали дети. Мы (с)папой сегодня (с)делали скворечник. Взаимопроверка. Учитель показывает правильный ответ. 1. Я добежал до дома. 2. В клетку влетел чиж. 3. С горы сбежал поток воды. 4. По дорожке весело побежали дети. 5.Мы с папой сегодня сделали скворечник. - Теперь возьмите копилку успеха. Обратная связь. Копилка успеха. Если без ошибок ставят знак «+», с одной ошибкой и более знак «-». Стр. 109 Упр. № 186 (устно) - Прочитать предложения, вставить нужные предлоги. Объяснить свой выбор. | Читают предложения. Списывают предложения. Обмениваются тетрадями Проверяют работу. Исправляют ошибки зелёной пастой. Оценивают работу по критериям. | 1.Вставляют нужные предлоги. 2.Объясняют свой выбор. 3.Определяют роль предлогов в предложении. 4.Пишут предлоги с им. существительными раздельно. | 1.Слушают друг друга. 2.Выполняют взаимопроверку учебного задания по эталону. 3.Вносят корректировку в задание. 4.Делают выводы на основе анализа объектов. |
7. Домашнее задание. 1 минута | Стр. 108 Упр. 183. Стр. 109 учить правило. | Выполняют упражнения по заданию учебника. | 1.Находят предлоги. 2.Подчёркивают предлоги в предложениях. | 1.Осуществляют пошаговый контроль по результату. 2.Даёт оценку (осознает качество усвоения темы). |
8. Рефлексия. 5 минут | - На какие вопросы мы хотели ответить в начале урока? - Вы заполняли таблицу, давайте вернёмся к ней и заполним 3 колонку. Приложение 2. Каждому | 1 | 2 | 3 | Ф.И. ученика ____________ | ЗНАЮ, не знаю «+» «-» | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | Что такое предлог? | | | | Какую роль выполняют предлоги в предложении? | | | | Как пишутся предлоги со словами? | | | | - Чтобы проверить правильно ли вы заполнили таблицу предлагаю создать кластер. - Для этого нужно разделиться на группы по цвету ладошек. КЛАСТЕР (Каждой группе раздаём набор карточек с признаками разных частей речи, одно правильное) - Найдите среди карточек слова, которые характеризуют предлог. ПРЕДЛОГ 1 группа Часть речи, словосочетание, член предложения. 2 группа Служит для связи слов в предложении, указывает на предмет, обозначает действие предмета. 3 группа Употребляется с существительными, обозначает признак предмета, член предложения. 4 группа Перед глаголами предлогов не бывает, обозначает предмет, служебная часть речи. 5 группа С существительными пишутся раздельно, член предложения, обозначает признак предмета. - Молодцы, ребята! | Ответы на вопросы - Что такое предлог? - Какую роль выполняют предлоги в предложении? - Как пишутся предлоги со словами? Делятся на группы по цвету ладошек. Выбирают руководителя группы, выполняют задание. В группе 5 человек. Ответы детей хором в группе. | 1.Составляют кластер. | 1.Сохраняют учебную задачу. 2.Проводят рефлексию содержания учебного материала. 3.Планируют учебное сотрудничество со сверстниками. |
9. Итог 2 минуты | - Вернёмся к копилке успеха. - Посчитайте знаки «+» и на обратной стороне нарисуйте соответствующий смайлик. Ф. И. _____________________________________ | № задания | «+» «-» | № 1 | | № 2 | | № 3 | | Итог | | Если три «+» ( радостный ) Если два «+» ( печальный ) Если ноль, один «+» ( грустный ) - Поднимите вверх у кого печальный и грустный смайлик. - Не расстраивайтесь ребята. Мы только начали изучение этой темы. На след. уроке мы продолжим работу с предлогами. И у вас всё получится. - А теперь поднимите у кого радостный смайлик. Давайте похлопаем этим ребятам. Молодцы! - Вы с удовольствием поработали на уроке? У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? - Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу! | Заполняют таблицу. Рисуют смайлики. | | 1.Составляют последовательность действий совместно с учителем. 2.Проводят диагностику планируемых результатов. |