Учитель: Агеева А.К. Ильина С.Н.
 УМК Образовательная система «Школа России» Русский язык 1 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.
         | Предмет | Русский язык | 
  | Класс | 2 | 
  | Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 
  | Тема   | Общее понятие о предлоге. | 
  | Цель | Узнали признаки новой части речи Научились различать и писать её правильно | 
  | Учебные задачи (учебные действия) |   Называют признаки предлога;   различают предлог;   пишут предлоги со словами раздельно. 2. Регулятивные УУД - совместно с учителем составляют план и последовательность действий; дают оценку (осознают качество усвоения темы); осуществляют пошаговый самоконтроль по результату;    Познавательные УУД - проводят классификацию частей речи и анализ;    Коммуникативные УУД - планируют сотрудничество с одноклассниками в парах. | 
  | Оборудование | - учебник русского языка для 2 класса, стр. 108 - 109 (автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий) - копилка успеха - таблица ЗХУ - карточки с заданиями - ладошки - кластер - слайды с правильными ответами 
 
 
 | 
  | 
 | 
  | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) | 
  | 
 | 
 | 
  | 1. Мотивация к учебной деятельности. 
 1 минута | - Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке! друг другу удачи. Начинаем наш урокисследование. | Приветствуют друг друга, улыбаются, настраиваются на работу. | 
 | 1.Воспринимают информацию эмоционально. | 
  | 2. Актуализация знаний. 
  7 минут | - У каждого из вас на столе лежит лист «копилка успеха», в который после каждого задания вы будете ставить знаки: «+»  или «-» (Т.е. проводить самооценку). Знаки будете ставить по критериям каждого задания. В конце урока каждый из вас увидит свой результат! 
 
 
 - Предлагаю вам выполнить задание. (на парте карточка с заданием)  Составьте (устно) предложение только из данных слов.    1) ОБЛАКА, НЕБУ, БЕЛЫЕ, ПЛЫВУТ 2) КУКУШКА, ПРУДА, ПУГЛИВАЯ, ЗАКУКОВАЛА 3) СНЕЖИНКИ, ВОЗДУХЕ, ПУШИСТЫЕ, КРУЖАТСЯ 
 - Получились предложения? - В чём причина возникшего затруднения? 
 
 - Что предлагаете сделать? 
 
 
 
 
 
 
 
 - Какое слово вы добавите в 1 предложение? - Какое предложение получится? 
 - Определите какой частью речи являются слова в предложении? 
 - Какое слово вы добавите во 2 предложение? - Какое предложение получится? 
 
 - Определите какой частью речи являются слова в предложении? 
 - Какое слово вы добавите в 3 предложение? - Какое предложение получится? 
 
 - Определите какой частью речи являются слова в предложении? 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самостоятельно читают задание и выполняют его. 
 
 
 
 
 Подбирают слова по смыслу. - Нет. - Не хватает слов. 
 - Нужно добавить другие слова кроме данных. Составляют предложения.  Записывают предложения на доске. Указывают части речи. 
 - по - Плывут белые облака по небу. По небу плывут белые облака. 
 
 
 - у - Пугливая кукушка закуковала у пруда. У пруда куковала пугливая кукушка. 
 
 - в   - Пушистые снежинки кружатся в воздухе. В воздухе кружатся пушистые снежинки. 
 
 
 | 1.Подбирают предлоги. 
 2.Определяют роль предлогов в предложении. 
 3.Составляют предложения. 
 4.Объясняют свой выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.Называют части речи. Подписывают сверху над словами части речи. | 1.Высказывают предположения на основе работы с материалом. 
 2.Составляют план работы. 
 3. Оформляют мысли в устной форме. 
 4.Делают выводы на основе анализа объектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 3.Постановка проблемы. 
 7 минут | - Почему некоторые слова не подписаны?   
 
 (Со всеми частями речи мы знакомы?) 
 - А кто знает, как называются эти слова по, у, в, на, под? - Правильно, это предлоги.   
 - Как вы думаете какая тема нашего урока? Тема нашего урока сегодня «Общее представление о предлоге».   - У каждого из вас на столе лежит таблица. Впишите своё Ф.И.   - Ответьте на вопросы в таблице. Заполните только 1 и 2 колонки.   
 - Что вы знаете про предлог?   - Какую роль выполняют предлоги в предложении?   - Как пишутся предлоги со словами?   - Если знаете ставьте знак «+», не знаете знак «-». 
   Каждому       | 
 | 1 | 2 | 3 |   | Ф.И. ученика ____________ | ЗНАЮ, не знаю «+» «-» | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |   | Что такое предлог? | 
 | 
 | 
 |   | Какую роль выполняют предлоги в предложении? | 
 | 
 | 
 |   | Как пишутся предлоги со словами? | 
 | 
 | 
 |     Обратная связь.  – Кто знает, что такое предлог жестом покажите знак «+», кто не знает знак «–» (на доске учитель отмечает)  – Кто знает, какую роль выполняют предлоги в предложении жестом покажите знак «+», кто не знает знак «-» (на доске учитель отмечает)  – Кто знает, как пишутся предлоги со словами жестом покажите знак «+», кто не знает знак «-» (на доске учитель отмечает)  Подсчёт голосов.  - Многие ребята не смогли ответить на поставленные вопросы.  - Какая цель нашего урока?  Цель урока: узнать, что такое предлог? Какую роль выполняют предлоги в предложении? Как пишутся предлоги со словами?  - В конце урока мы постараемся ответить на эти вопросы. | - Не знаем эту часть речи.   - Не знаем что это… 
 
 
 - Предлоги. 
 
 Высказывают предположения о проблеме, о теме урока. 
 
 Ответы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заполняют таблицу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают предположения о цели урока. | 
 
 
 
 2.Узнают о новой части речи. | 1.Высказывают точку зрения на основе знаний и незнаний. 
  2.Используют жизненный опыт в заполнении таблицы.  
  3.Высказывают предположения на основе работы с материалом.  
  2. Оформляют мысли в устной форме.  
  3.Делают выводы на основе анализа объектов. | 
  | 4. Первичное закрепление нового знания 
 7 минут 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физминутка  
  
 |  - Откройте учебник на стр.108, найдите упр. 184  - Прочитайте задание.   - Выпишите предлоги с им. существительными, к которым они относятся. 
 - Ответьте на вопрос. Какую роль выполняют предлоги в предложении?  
  
  - Найдите правило на стр. 109 и прочитайте его.    (1 ученик читает вслух)    
  
  - Сейчас я предлагаю вам закончить фразу.  - Предлог- это….  - Предлоги служат для….  - Предлоги употребляются с….  - Перед глаголами….  
  - Если я говорю правду, то нужно присесть, а если- шутка, то прыгаем.  1. Дед в печи, дрова на печи.  2. На столе лепёшки, под столом сапожки.  3. Овечки в речки, караси у печки.  4. Над столом портрет, под столом табурет.  
  - Какие предлоги вам встретились?  
 | 1 ученик работает у доски. Читают предложения. Выписывают предлоги с им. существительными.   
 Отвечают на вопрос.   Затрудняются ответить.  
  Самостоятельно читают правило на стр. 109, устно отвечают на вопросы.  
  …часть речи.  …связи слов в предложении.  …им.сущ.  …предлогов не бывает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 На, под, в, над, у. | 
 
 
 
 
 
 1.Выявляют признаки предлогов. 
 
 |  1.Извлекают информацию из текста.  
  2.Высказывают предположения на основе работы с учебником.  
  3.Выбирают нужные знания на данном этапе.  
 | 
  | 5. Включение в систему знаний и умений   
 10 минут |  -Выполним следующее задание на карточке в парах. (Самопроверка по образцу).    Задание № 1. Прочитайте запись, разделите её на слова, запишите предложение в тетрадь и укажите в скобках части речи.  Ванязашёлзаугол.  - Прочтите запись.  - Что вы можете сказать о ней?  
  
  - Разделите эту запись на слова.  
  - Сколько слов получилось в предложении?    
  (Если ответы детей разошлись, то определяем части речи и возвращаемся к правилу)  
  - Запишите предложение в тетрадь.  
  
  - Укажите в скобках части речи.  
  - Как вы записали слова зашёл и за угол?  - Почему?  
  
  
  - Давайте проверим.  Проверка правильного варианта (на доске).  Ваня зашёл за угол. (в скобках части речи)  
  - Теперь возьмите копилку успеха.  
  Обратная связь. Копилка успеха.  Каждый уч-ся ставит в копилку успеха знак «+», если в предложении 4 слова и все части речи указаны верно и нет исправлений.  Знак «-», если хотя бы 1 ошибка.  
 |  
  
  
  
  
  
  Читают запись.  -Запись неправильная. 
 
 
 
 Делят запись на слова. 
 Ответы детей. 
 
 
 
 Записывают предложение в тетр.  
  
  
 Ответы детей. Предлоги пишутся раздельно с им. существительными.  Перед глаголами предлогов не бывает.  
 
  
 
 
 
 Проверяют предложение.  Исправляют ошибки зелёной пастой. Оценивают работу по критериям. |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1.Записывают предложение правильно.    
 
 2.Используют знания о предлоге. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  1.Выполняют работу в парах.  
 2.Оценивают результаты своей деятельности. 
 3. Сравнивают результаты с эталоном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 |  -Выполним следующее задание на карточке в группе. (Самопроверка по образцу).    
  - А теперь немного поиграем.    - Перед вами задание №2. Закрасьте все варианты предлог плюс существительное зелёным цветом.    (Карточка каждому)    (от)стал (от)товарища(по)шёл (по)лугу
 (с)катился (с)горы
 (за)шла (за)подругой
  (до)бежал (до)дома  - Почему некоторые слова остались не закрашенными?  
  Учитель показывает правильный ответ.  отстал от товарищапошёл по лугу
 скатился с горы
 зашла за подругой
  добежал до дома  - Теперь возьмите копилку успеха.  
  Обратная связь. Копилка успеха.  Каждый уч-ся ставит в копилку успеха знак «+», если закрасил 5 предлогов с существительными и нет исправлений.  Знак «-», если хотя бы 1 ошибка.  
  - Рассаживаемся на свои места. | 
 
 Закрашивают все варианты предлог плюс существительное.  
 
 
 
 
 
 
 
 - Это глаголы. Перед глаголами предлогов нет.  
 
  
 
 Проверяют работу. Исправляют ошибки. Оценивают работу по критериям.  
 
  
 
  
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  1.Слушают друг друга.  
  2.Участвуют в обсуждении.  
  2.Выполняют взаимопроверку учебного задания по эталону.  
  3.Вносят корректировку в задание.  
  4.Делают выводы на основе анализа объектов.  
  
 | 
  | 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 
  5 минут  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Резерв | Задание № 3 Прочитайте предложения. Спишите предложения, раскрывая скобки. - На карточке даны предложения. - Прочитайте предложения. - Спишите предложения, раскрывая скобки.  
    Я (до)бежал (до)дома.  (В)клетку (в)летел чиж.  (С)горы (с)бежал поток воды.  (По)дорожке весело (по)бежали дети.  Мы (с)папой сегодня (с)делали скворечник. Взаимопроверка. 
  Учитель показывает правильный ответ.  
 1. Я добежал до дома. 2. В клетку влетел чиж. 3. С горы сбежал поток воды. 4. По дорожке весело побежали дети.  5.Мы с папой сегодня сделали скворечник.  
  - Теперь возьмите копилку успеха.  
  Обратная связь. Копилка успеха.  Если без ошибок ставят знак «+», с одной ошибкой и более знак «-».  
  Стр. 109 Упр. № 186 (устно)  - Прочитать предложения, вставить нужные предлоги. Объяснить свой выбор. | 
 
 Читают предложения. Списывают предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обмениваются тетрадями 
 Проверяют работу. Исправляют ошибки зелёной пастой. 
 
 
 
 
 
 Оценивают работу по критериям. 
 
 
 
 
 
 | 1.Вставляют нужные предлоги. 
 2.Объясняют свой выбор. 
 3.Определяют роль предлогов в предложении. 
 4.Пишут предлоги с им. существительными раздельно. |  1.Слушают друг друга.  
  2.Выполняют взаимопроверку учебного задания по эталону.  
  3.Вносят корректировку в задание.  
  4.Делают выводы на основе анализа объектов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  | 7. Домашнее задание. 
 1 минута |  Стр. 108 Упр. 183.    Стр. 109 учить правило. |  Выполняют упражнения по заданию учебника.  
 
 |  1.Находят предлоги.  
  2.Подчёркивают предлоги в предложениях. |  1.Осуществляют пошаговый контроль по результату.  2.Даёт оценку (осознает качество усвоения темы). | 
  |  8. Рефлексия.  
  5 минут  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |  - На какие вопросы мы хотели ответить в начале урока?  
  
  
  
  
  
  - Вы заполняли таблицу, давайте вернёмся к ней и заполним 3 колонку.  
  Приложение 2.  Каждому       | 
 | 1 | 2 | 3 |   | Ф.И. ученика ____________ | ЗНАЮ, не знаю «+» «-» | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |   | Что такое предлог? | 
 | 
 | 
 |   | Какую роль выполняют предлоги в предложении? | 
 | 
 | 
 |   | Как пишутся предлоги со словами? | 
 | 
 | 
 |   
  - Чтобы проверить правильно ли вы заполнили таблицу предлагаю создать кластер.  - Для этого нужно разделиться на группы по цвету ладошек.  
  
  
  КЛАСТЕР (Каждой группе раздаём набор карточек с признаками разных частей речи, одно правильное)  - Найдите среди карточек слова, которые характеризуют предлог.  ПРЕДЛОГ  1 группа  Часть речи, словосочетание, член предложения.  
  2 группа  Служит для связи слов в предложении, указывает на предмет,    обозначает действие предмета.  
  3 группа  Употребляется с существительными, обозначает признак предмета, член предложения.  
  4 группа  Перед глаголами предлогов не бывает, обозначает предмет, служебная часть речи.  
  5 группа  С существительными пишутся раздельно, член предложения,    обозначает признак предмета.  
  - Молодцы, ребята! |  Ответы на вопросы  - Что такое предлог?  - Какую роль выполняют предлоги в предложении? - Как пишутся предлоги со словами?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Делятся на группы по цвету ладошек.  
  
  
  
  
  Выбирают руководителя группы, выполняют задание. В группе 5 человек.    
  
  
  Ответы детей хором в группе. |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1.Составляют кластер. |  1.Сохраняют учебную задачу.  
  2.Проводят рефлексию содержания учебного материала.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  3.Планируют учебное сотрудничество со сверстниками.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  | 9. Итог 
 2 минуты |  - Вернёмся к копилке успеха.  - Посчитайте знаки «+» и на обратной стороне нарисуйте соответствующий смайлик.     | Ф. И. _____________________________________ |   | № задания | «+» «-» |   | № 1 | 
 |   | № 2 | 
 |   | № 3 | 
 |   | Итог | 
 
 
 |   Если три «+» ( радостный )  
  Если два «+» ( печальный )  
  Если ноль, один «+» ( грустный )  
  - Поднимите вверх у кого печальный и грустный смайлик.    - Не расстраивайтесь ребята. Мы только начали изучение этой темы. На след. уроке мы продолжим работу с предлогами. И у вас всё получится.  - А теперь поднимите у кого радостный смайлик. Давайте похлопаем этим ребятам. Молодцы!  
  - Вы с удовольствием поработали на уроке? У вас получилось быть внимательными, активными и старательными?  
  - Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу! |  
  
  
  
  Заполняют таблицу.  
  
  
  
  
  
  Рисуют смайлики. |  
 |  1.Составляют последовательность действий совместно с учителем.    
  2.Проводят диагностику планируемых результатов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |