Просмотр содержимого документа
«Урок "Переход из одной части речи в другую"»
6 класс
Урок № 65
Тема урока: Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования.
Цели: изучить способ образования существительных путем перехода из одной части речи в другую, актуализировать знания по теме, работая в группе и используя взаимообучение; коррекция, памяти, внимания и логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность научитьсяобразовывать существительные из прилагательных.
Метапредметные:
Регулятивные: ученик научится осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
Коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД:
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
методы и формы обучения: наблюдение над материалом, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Раздаточный материал: лист самооценки, карточки с заданиями, эталоны для самопроверки.
- Это термины, которыми мы пользуемся на уроках русского языка и математики.
- Какой вопрос к ним нужно задать: какая или что? А почему? (Что? Раньше эти слова были прилагательными, а на уроках русского языка и математики мы употребляем их в роли существительных).
Учитель: - Скажите, что это за слова, что их объединяет. Определите тему урока.
Учащиеся: - Это слова, перешедшие из прилагательных в существительные.
Учитель: - Определите тему урока.
Учащиеся: - Переход прилагательных в существительные.
Учитель: - Какова цель нашего урока?
- Научиться определять слова, перешедшие из прилагательных в существительные. Научиться определять синтаксическую функцию таких слов.
IV. Изучение нового материала.
Работа в группах
Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:
Работая в группах, сравните пары словосочетаний и сделайте вывод, в каком случае выделенные слова являются существительными, а в каком - прилагательными. Подчеркните их синтаксически.
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
военный летчик – опытный военный
- Посуда какая? Столовая – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Столовая – слово обозначает предмет, это существительное.
- Комната какая? Гостиная – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Гостиная – слово обозначает предмет, это существительное.
- Ученик какой? Дежурный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Дежурный – слово обозначает предмет, это существительное.
- Летчик какой? Военный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Военный – слово обозначает предмет, это существительное.
- Молодцы, правильно. А теперь сравните свои ответы с эталоном.
V. Физкультминутка.
VII. Закрепление материала.
Распределительный диктант.
Задание: найдите и запишите парами словосочетания, в которых одно и тоже слово является: а) прилагательным; б) существительным.
Дежурный отряд, раненый лось, вкусное мороженое, часовой механизм, добросовестный дежурный, родные песни, мороженое мясо, больной поправляется, трудолюбивый рабочий, столовая ложка, новая столовая, бесстрашный раненый, рабочий костюм, часовой на посту, уехать к родным, больная собака.
Составьте 2 предложения с одной парой словосочетаний.
Работа спредложением
Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой — злое. Удивительно то, что оба находят.
Задание:Определите часть речи выделенных слов. Объясните, как понимаете это выражение.
Подобрать однокоренные слова к слову вода и изобразить это в виде дерева
VII. Домашнее задание: § 23, с. 153, словарный диктант.
VIII. Итоги урока.Рефлексия учебной деятельности.
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
в оенный летчик – опытный военный
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
военный летчик – опытный военный
XI. Приложение
Презентация.
Упражнение 276.
Т яжелое забудется.
Х орошее останется.
Ч то с родиною сбудется,
Т о и со мною станется.
Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)
(Нужное подчеркнуть)
1
На уроке я работал
активно
пассивно
2
Своей работой я
доволен
недоволен
3
Урок для меня показался
коротким
длинным
4
За урок я
устал
Не устал
5
Мое настроение
стало лучше
стало хуже
6
Материал урока мне был
интересен
скучен
7
Домашнее задание мне кажется
легким
трудным
Памятка.
Омонимы (греч.homos – одинаковый + onyma – имя) – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Такие омонимы называются лексическими.
Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. По образцу прилагательных, перешедших с развитием языка в существительные, создаются и новые существительные. Например: закусочная, шашлычная, пельменная, пирожковая и т.д.