kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Переход из одной части речи в другую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 6 класса по теме "Переход из одной части речи в другую"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Переход из одной части речи в другую"»

6 класс

Урок № 65

Тема урока: Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования.

Цели: изучить способ образования существительных путем перехода из одной части речи в другую, актуализировать знания по теме, работая в группе и используя взаимообучение; коррекция, памяти, внимания и логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность научиться образовывать существительные из прилагательных.

Метапредметные:

Регулятивные: ученик научится осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

Коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД:

уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

методы и формы обучения: наблюдение над материалом, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Раздаточный материал: лист самооценки, карточки с заданиями, эталоны для самопроверки.

Оборудование: презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся

  1. Словарная работа: новостройка, листопад, овощехранилище, баснописец, мышеловка, угледобывающий, кораблестроение.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Синтаксическая разминка (записать составленное предложение со словом из словарной работы и разобрать его синтаксически).

На окраине нашего города выросли новостройки.

  1. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, как образованы данные слова? (путем сложения основ с использованием соединительной гласной)

- Ребята, я предлагаю вам прочитать следующие слова и сказать, что их объединяет:

Гласная, согласная, существительное, прилагательное, числительное, запятая, прямая, касательная.

- Это термины, которыми мы пользуемся на уроках русского языка и математики.

- Какой вопрос к ним нужно задать: какая или что? А почему? (Что? Раньше эти слова были прилагательными, а на уроках русского языка и математики мы употребляем их в роли существительных).

Учитель: - Скажите, что это за слова, что их объединяет. Определите тему урока.

Учащиеся: - Это слова, перешедшие из прилагательных в существительные.

Учитель: - Определите тему урока.

Учащиеся: - Переход прилагательных в существительные.

Учитель: - Какова цель нашего урока?

- Научиться определять слова, перешедшие из прилагательных в существительные. Научиться определять синтаксическую функцию таких слов.

IV. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:

Работая в группах, сравните пары словосочетаний и сделайте вывод, в каком случае выделенные слова являются существительными, а в каком - прилагательными. Подчеркните их синтаксически.

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

военный летчик – опытный военный

- Посуда какая? Столовая – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Столовая – слово обозначает предмет, это существительное.

- Комната какая? Гостиная – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Гостиная – слово обозначает предмет, это существительное.

- Ученик какой? Дежурный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Дежурный – слово обозначает предмет, это существительное.

- Летчик какой? Военный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Военный – слово обозначает предмет, это существительное.

- Молодцы, правильно. А теперь сравните свои ответы с эталоном.

V. Физкультминутка.

VII. Закрепление материала.
  1. Распределительный диктант.

Задание: найдите и запишите парами словосочетания, в которых одно и тоже слово является: а) прилагательным; б) существительным.

Дежурный отряд, раненый лось, вкусное мороженое, часовой механизм, добросовестный дежурный, родные песни, мороженое мясо, больной поправляется, трудолюбивый рабочий, столовая ложка, новая столовая, бесстрашный раненый, рабочий костюм, часовой на посту, уехать к родным, больная собака.

Составьте 2 предложения с одной парой словосочетаний.

  1. Работа спредложением

Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой злое. Удивительно то, что оба находят.

Задание: Определите часть речи выделенных слов. Объясните, как понимаете это выражение.

  1. Подобрать однокоренные слова к слову вода и изобразить это в виде дерева

VII. Домашнее задание: § 23, с. 153, словарный диктант.

VIII. Итоги урока.Рефлексия учебной деятельности.


Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

в оенный летчик – опытный военный

Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

военный летчик – опытный военный


XI. Приложение

  1. Презентация.

  2. Упражнение 276.


Т яжелое забудется.

Х орошее останется.

Ч то с родиною сбудется,

Т о и со мною станется.



  1. Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)

(Нужное подчеркнуть)

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

недоволен

3

Урок для меня показался

коротким

длинным

4

За урок я

устал

Не устал

5

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6

Материал урока мне был

интересен

скучен

7

Домашнее задание мне кажется

легким

трудным


  1. Памятка.


Омонимы (греч.homos – одинаковый + onyma – имя) – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Такие омонимы называются лексическими.

Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. По образцу прилагательных, перешедших с развитием языка в существительные, создаются и новые существительные. Например: закусочная, шашлычная, пельменная, пирожковая и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок "Переход из одной части речи в другую"

Автор: Логовик Виктория Александровна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Методическая разработка урока русского языка "Переход слов одной части речи в другую""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_pieriekhod_slov_odnoi_chasti_"
    ["file_id"] => string(6) "370630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481991403"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Тема: «Понятие о частях речи»."
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "258680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448549141"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи. "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-podliezhashchieie-vyrazhiennoie-drughimi-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "237538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444326528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства