-сформировать умение сопоставлять, анализировать, делать выбор, сравнивать,
-умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-формировать стремление учащихся быть грамотным.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник русского языка для 7 класса под ред.АД. Шмелёва;
ПК, мел , доска
ХОД УРОКА:
I.Орг.момент
II. Проверка домашнего задания
Параграф 5 . Упр. 42,37( надо было распределить слова в два столбика: сложные слова и с одним корнем)
Царедворец сверхдальний
III.Подготовка к изучению нового материала
(формулировка темы и целей).
IV. Актуализация знаний. Новая тема.
Образовать новые слова всеми возможными способами.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Упр. 43,с 37
1Вспомнитеграмматические признаки существительного и прилагательного. Какую функцию в предложении выполняют существительные? Какую функцию в предложении выполняют прилагательные?
2.Прочитате предложения и определите, где прилагательные, а где существительные?
Подберите к словам синонимы.
3.Спишите, подчеркните все члены предложения в последней группе.
Образец: больной ( прил)- нездоровый
Больной (сущ)- пациент
- Итак, сегодня мы узнаем ещё один способ образования новых слов с одним корнем. Это переход из одной части речи в другую.
- Какие способы образования сложных слов вам известен? Приведите пример таких слов.
Существует и другой способ. Это сращение частей словосочетания.
Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним
приставок и суффиксов:
- приставочным способом
- суффиксальным
- приставочно-суффиксальным
Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, переходом одной части речи в другую (например трусливый человек- трусливого часто кусает собака)- ученики приводят примеры из упр.43
Учитель обращает внимание на правописание слов, образованных сложением слов, корней, частей слов
Работа с учебником.
Анализ таблиц на с.38-40
Чтение теоретических сведений на с. 38-39
Способ образования новых слов, при котором изменяются их постоянные и непостоянные морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении, называется способом перехода слова из одной части речи в другую.
VI. Задание на закрепление.
1.Упр. 44,с 40
Запишите словообразовательные пара, указав признаки , по которым вы определили часть речи