kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи.

Цель: углубить понятие о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении; развитие логического мышления, воспитание любви к родному языку; организация устного и письменного ответа.

ХОД  УРОКА

I. Сообщение учащимся темы и цели предстоящей работы, запись числа и темы урока.

II. Воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

1. В поисках грамматической основы. Фронтальный опрос.

-  На чём  держится предложение? (на грамматической основе)

-  Что входит в грамматическую основу двусоставного предложения?(подлежащее и сказуемое)

-  Какие отношения между главными членами? (равноправные)

2. Определение подлежащего как синтаксической единицы речи.

-  Продолжите предложение. ( Устное задание, позволяющее проверить,насколько учащиеся могут повторить известную информацию.)

1) Подлежащее обозначает … (то, о чём говорится в предложении; предмет речи,   предмет мысли, суждения)

2) Подлежащее отвечает на вопросы … (им. падежа существительных кто? или что?)

3) Подлежащее может быть выражено … (существительным, местоимением, числительным)

III. Множество обличий подлежащего. (Задания на развитие знаний, проверка выполненных работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

1.  Вычленение грамматических основ в сложном предложении. Упр., выполненное дома.

-  Назовите грамматические основы в сложных предложениях. Чем выражены  в них подлежащие? Проверьте, стоят ли запятые между частями.

1)  поезд мчался, я вспомнил

2)  садилось солнце,  обозначился  румянец

3)  был  полдень, мы возвратились

2. Однородные подлежащие. Упр.

-  Может ли быть в одной грамматической основе несколько подлежащих?(Да, если они однородные.)

-  Найдите в упр.  такие примеры; учтите, запятые не проставлены. Записать предложения на доске и в тетради, указать основы, определить, чем выражены подлежащие.

1)     метели, снега  и  туманы покорны

2)     слышится то шёпот, то шелест

3)     леса, луга, ручьи и реки хороши

- Сделаем вывод. Почему нужно видеть количество грамматических основ и состав грамматической основы?  (Чтобы ставить знаки препинания.)

3. Подлежащее – местоимение.Найти подлежащие с местоимениями

1)     я

2)     все; несколько человек; иные; другие

3)     мы с товарищем

4)     мы

Объяснительное письмо на доске и в тетради. Найти главные члены предложения, указать, чем выражено подлежащее.

1)     Кто хочет, тот добьётся. (Лебедев-Кумач)

2)     Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Н. Толстой)

3)     Я вбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу. (Пушкин)

4)     Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.

Подлежащее – числительное.

Найти числительные в роли подлежащего

1) два знамени развевались

2) двое обогнали; подошёл третий

Вспомните пословицы, в которых подлежащее выражено числительным или в сочетании с существительным.

1)     Семеро одного не ждут.

2)     Один в поле не воин.

3)     Двое одного не ждут.

4)     Семь вёрст до небес и всё лесом.

5)     Семь бед – один ответ.

6)     Два медведя в одной берлоге не уживутся.

5.  Подлежащее, выраженное  неделимым словосочетанием.

- Подлежащее может быть выражено не одним словом, а сочетанием существительного, местоимения и числительного. Назовите такие примеры из  упр.

Согласование в числе главных членов. Чтение упр.

6.  Подлежащее – субстантивированное слово.Как вы думаете, прилагательные и причастия могут быть подлежащими?(Могут, если переходят в существительные и употребляются в качестве предмета  речи.  Такие слова будут отвечать на вопросы кто?,  что?, а не какой?)

- Наречия и междометия тоже могут быть подлежащими.

1)  Завтра не будет похоже на сегодня.

2)  Далече грянуло ура.

7.  Подлежащее – глагол.

Чтение пословиц с глаголами - подлежащими. Индивидуальное задание.

Жить – родине служить.

Понять – значит простить.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Грибы искать – по лесу рыскать.

Пахать – не в дуду играть.

Жать ячмень – нагибаться.

Чай пить – не дрова рубить.

На охоту ехать – собак кормить.

- Обычно главные члены предложения стоят так:подлежащее (существительное) – сказуемое (глагол). Но бывает наоборот: глагол н. ф. – существительное. Запишем на доске и в тетради.

1)  Опаздывать – плохая привычка.

2)  Учиться – наша задача.

3)  Читать журналы – моё любимое занятие.

IV.  Проверьте себя. Грамматическая эстафета. Подчеркнуть главные члены предложения.  (Ответы на доске открываются после выполнения.)

1)  Российская Федерация занимает большую территорию. Лениво и тяжело плывут облака.

2)    Наступило роковое  послезавтра. Городские  улицы украшают многоэтажные дома.

3)    Жить и верить - это замечательно. Леса сохраняют реки.

4)    Там  кто-то стоит у порога. Тополь перерос клён.

V.Итоги  урока.

- Подлежащее – то, что подлежит воздействию (калька с лат.  subjectum).

Подлежащее – главный член предложения. Какой частью речи раньше было слово подлежащее? (причастие) Если вы работали сегодня без ошибок, можете с полным правом сказать себе: «Молодец!» Если ошибки были, не впадайте в уныние. Ошибки для того и существуют, чтобы их преодолевать.

VI.   Домашнее задание

VII.Оценка знаний уч-ся.

Способы выражения подлежащего

(пример заполнения таблицы)

Способ выражения

Примеры предложений

1.

Существительное

Поезд мчался в неясную даль.

2.

Прилагательное

Дежурные внимательно проверяли билеты.

3.

Глагол

Учиться – всегда пригодится.

4.

Местоимение

Все притихли.

5.

Причастие

Танцующие теснились и толкали друг друга.

6.

Междометие

Вот раздалося ау вдалеке.

7.

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

8.

Числительное

Двое уже обогнали меня.

9.

Словосочетание

Мы с товарищем выехали до заката солнца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи. »

Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи.

Цель: углубить понятие о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении; развитие логического мышления, воспитание любви к родному языку; организация устного и письменного ответа.


ХОД УРОКА

I. Сообщение учащимся темы и цели предстоящей работы, запись числа и темы урока.

II. Воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

1. В поисках грамматической основы. Фронтальный опрос.

- На чём держится предложение? (на грамматической основе)

- Что входит в грамматическую основу двусоставного предложения?(подлежащее и сказуемое)

- Какие отношения между главными членами? (равноправные)

2. Определение подлежащего как синтаксической единицы речи.

- Продолжите предложение. ( Устное задание, позволяющее проверить,насколько учащиеся могут повторить известную информацию.)

1) Подлежащее обозначает … (то, о чём говорится в предложении; предмет речи, предмет мысли, суждения)

2) Подлежащее отвечает на вопросы … (им. падежа существительных кто? или что?)

3) Подлежащее может быть выражено … (существительным, местоимением, числительным)

III. Множество обличий подлежащего. (Задания на развитие знаний, проверка выполненных работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

1. Вычленение грамматических основ в сложном предложении. Упр. , выполненное дома.

- Назовите грамматические основы в сложных предложениях. Чем выражены в них подлежащие? Проверьте, стоят ли запятые между частями.

1) поезд мчался, я вспомнил

2) садилось солнце, обозначился румянец

3) был полдень, мы возвратились

2. Однородные подлежащие. Упр.

- Может ли быть в одной грамматической основе несколько подлежащих?(Да, если они однородные.)

- Найдите в упр. такие примеры; учтите, запятые не проставлены. Записать предложения на доске и в тетради, указать основы, определить, чем выражены подлежащие.

1) метели, снега и туманы покорны

2) слышится то шёпот, то шелест

3) леса, луга, ручьи и реки хороши

- Сделаем вывод. Почему нужно видеть количество грамматических основ и состав грамматической основы? (Чтобы ставить знаки препинания.)

3. Подлежащее – местоимение.Найти подлежащие с местоимениями

1) я

2) все; несколько человек; иные; другие

3) мы с товарищем

4) мы

Объяснительное письмо на доске и в тетради. Найти главные члены предложения, указать, чем выражено подлежащее.

1) Кто хочет, тот добьётся. (Лебедев-Кумач)

2) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Н. Толстой)

3) Я вбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу. (Пушкин)

4) Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.

Подлежащее – числительное.

Найти числительные в роли подлежащего

1) два знамени развевались

2) двое обогнали; подошёл третий

Вспомните пословицы, в которых подлежащее выражено числительным или в сочетании с существительным.

1) Семеро одного не ждут.

2) Один в поле не воин.

3) Двое одного не ждут.

4) Семь вёрст до небес и всё лесом.

5) Семь бед – один ответ.

6) Два медведя в одной берлоге не уживутся.

5. Подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием.


- Подлежащее может быть выражено не одним словом, а сочетанием существительного, местоимения и числительного. Назовите такие примеры из упр.

Согласование в числе главных членов. Чтение упр.

6. Подлежащее – субстантивированное слово.Как вы думаете, прилагательные и причастия могут быть подлежащими?(Могут, если переходят в существительные и употребляются в качестве предмета речи. Такие слова будут отвечать на вопросы кто?, что?, а не какой?)

- Наречия и междометия тоже могут быть подлежащими.

1) Завтра не будет похоже на сегодня.

2) Далече грянуло ура.

7. Подлежащее – глагол.

Чтение пословиц с глаголами - подлежащими. Индивидуальное задание.

Жить – родине служить.

Понять – значит простить.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Грибы искать – по лесу рыскать.

Пахать – не в дуду играть.

Жать ячмень – нагибаться.

Чай пить – не дрова рубить.

На охоту ехать – собак кормить.

- Обычно главные члены предложения стоят так:подлежащее (существительное) – сказуемое (глагол). Но бывает наоборот: глагол н. ф. – существительное. Запишем на доске и в тетради.

1) Опаздывать – плохая привычка.

2) Учиться – наша задача.

3) Читать журналы – моё любимое занятие.

IV. Проверьте себя. Грамматическая эстафета. Подчеркнуть главные члены предложения. (Ответы на доске открываются после выполнения.)

1) Российская Федерация занимает большую территорию. Лениво и тяжело плывут облака.

2) Наступило роковое послезавтра. Городские улицы украшают многоэтажные дома.

3) Жить и верить - это замечательно. Леса сохраняют реки.

4) Там кто-то стоит у порога. Тополь перерос клён.

V.Итоги урока.

- Подлежащее – то, что подлежит воздействию (калька с лат. subjectum).

Подлежащее – главный член предложения. Какой частью речи раньше было слово подлежащее? (причастие) Если вы работали сегодня без ошибок, можете с полным правом сказать себе: «Молодец!» Если ошибки были, не впадайте в уныние. Ошибки для того и существуют, чтобы их преодолевать.

VI. Домашнее задание

VII.Оценка знаний уч-ся.



Способы выражения подлежащего

(пример заполнения таблицы)

Способ выражения

Примеры предложений

1.

Существительное

Поезд мчался в неясную даль.

2.

Прилагательное

Дежурные внимательно проверяли билеты.

3.

Глагол

Учиться – всегда пригодится.

4.

Местоимение

Все притихли.

5.

Причастие

Танцующие теснились и толкали друг друга.

6.

Междометие

Вот раздалося ау вдалеке.

7.

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

8.

Числительное

Двое уже обогнали меня.

9.

Словосочетание

Мы с товарищем выехали до заката солнца.







Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.









Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.









Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.








Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.








Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.








Распределительный словарный диктант:

Учащиеся получают карточки с таблицей, в которую записывают слова, распределяя их по частям речи:

Сущ.

Глаг.

Прилаг.

Прич.

Мест.

Числ.

Нареч.

1.








2.







3.








4.














Тема: Подлежащее, выраженное словосочетанием

Цель: углубить понятие о подлежащем и способах его выражения;отработать навык нахождения подлежащего в предложении; развитие логического мышления, воспитание любви к родному языку; организация устного и письменного ответа.


ХОД УРОКА

I. Сообщение учащимся темы и цели предстоящей работы, запись числа и темы урока.

II. Воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

1. В поисках грамматической основы. Фронтальный опрос.

- На чём держится предложение? (на грамматической основе)

- Что входит в грамматическую основу двусоставного предложения?(подлежащее и сказуемое)

- Какие отношения между главными членами? (равноправные)

2. Определение подлежащего как синтаксической единицы речи.

- Продолжите предложение. ( Устное задание, позволяющее проверить,насколько учащиеся могут повторить известную информацию.)

1) Подлежащее обозначает … (то, о чём говорится в предложении; предмет речи, предмет мысли, суждения)

2) Подлежащее отвечает на вопросы … (им. падежа существительных кто? или что?)

3) Подлежащее может быть выражено … (существительным, местоимением, числительным)

III. Изучение новой темы. Подлежащее, выраженное словосочетанием

Иногда подлежащее выражено цельным по значению словосочетанием:

именем собственным

Иван Иванович Иванов очень любил котов.

устойчивым сочетанием слов

Морской котик — это вовсе не кот, который живет на море.

Железная дорога идет вдоль берега Черного моря.

фразеологизмом

Сердобольная студентка поделилась с соседом шпаргалкой. Эта медвежья услуга помешала ему сдать зачет с первого раза.

сочетанием числительного с существительным в родительном падеже

На крыше сидели три кота.

сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже

Часть класса поехала на экскурсию.

сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из

Сегодня самый быстрый из бегунов побил мировой рекорд.

сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным

В каждом коте есть что-то хулиганское.

сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с.

Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.


IV. Проверьте себя. Грамматическая эстафета. Подчеркнуть главные члены предложения. (Ответы на доске открываются после выполнения.)

1) Российская Федерация занимает большую территорию. Лениво и тяжело плывут облака.

2) Наступило роковое послезавтра. Городские улицы украшают многоэтажные дома.

3) Жить и верить - это замечательно. Леса сохраняют реки.

4) Там кто-то стоит у порога. Тополь перерос клён.

V.Итоги урока.

- Подлежащее – то, что подлежит воздействию . Подлежащее – главный член предложения. Если вы работали сегодня без ошибок, можете с полным правом сказать себе: «Молодец!» Если ошибки были, не впадайте в уныние. Ошибки для того и существуют, чтобы их преодолевать.

VI. Домашнее задание.

VII.Оценка знаний уч-ся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Подлежащее, выраженное другими частями речи.

Автор: Сагдеева Алтын Жумабековна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Междометие- особая часть речи "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhdomietiie-osobaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "203455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429499196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Предлог- как часть речи "
    ["seo_title"] => string(28) "priedlogh-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "190937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427231218"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Предлог- часть речи. "
    ["seo_title"] => string(22) "priedlogh-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427232129"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
    ["seo_title"] => string(111) "imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "251240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447218101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства