- Слова, какой изучаемой нами части речи встретились в тексте? (имя числительное) что такое числительное.
Задание: Обратите внимание на доску.
(На доске карточки с названиями разрядов Количественные; Порядковые,
Собирательные; карточки с числительными: сорок рублей, семь страниц,
пятеро малышей, семеро козлят, трое суток, двое очков, тридцать лет, первый день, седьмой урок, пятая страница) – Опираясь на изученный материал, сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству. (Ученик у доски и распределяет слова в 3 столбика.) вывод. мы заметили, у нас остались числительные,
III Формулирование темы и цели урока
- Что обозначают «эти» числительные?
Ответ: количество предметов как единое целое
- Как называются данные числительные?
Ответ: собирательные числительные
- Запишем тему урока: «Собирательные числительные».
- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?
Ответ:
- какие числительные называются собирательными;
- что они обозначают;
- как образуются;
- с какими именами существительными могут сочетаться;
- как склоняются;
- каким членом в предложении являются;
Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.
5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?
IV. Изучение нового материала
Мы сказали, что собирательные числительные обозначают количество как единое целое, отвечают на вопрос СКОЛЬКО? А от чего образуются собирательные числительные? Собирательныечислительныеобразуются от количественных числительных: 1. Количественное числительное + суффикс -о[j]. Два – двое. 2. Количественное числительное + суффикс -ер. Семь – семеро. Из истории собирательныхчислительных. В памятниках древнерусского языка собирательные числовые наименования встречаются довольно редко. По данным Словаря древнерусского языка (XI – XIV вв.), наиболее употребительными, часто встречающимися были слова обое, дъвои (дъвое), а такие, как семеро, осмеро (восьмеро) отмечены в небольшом числе случаев.
Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер
Задание №3 (работа у доски) К доске пойдет… Вам нужно образовать и записать от данных числительных собирательные, если это возможно.
- От данных числительных образуйте собирательные числительные:
Два- двое, три – трое, четыре – четверо, пять – пятеро, шесть – шестеро, семь – семеро, восемь – восьмеро, девять – девятеро, десять – десятеро.
Вывод: собирательные числительные – это числительные от 2 двух до 10 десяти.
- Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)
- В чем же особенность собирательных числительных? Рассмотрите таблицу
Собирательные числительные сочетаются
с существительными, обозначающими лиц мужского пола;
Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!
ссуществительные, обозначающие детей или детёнышей животных;
с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
- Мы с вами ответили на несколько пунктов нашего плана. Давайте рассмотрим, как собирательные числительные склоняются по падежам.
И.п. рыжие лисята
Р.п. рыжих лисят
Д.п. рыжим лисятам
В.п. рыжих лисят
Т.п. рыжими лисятами
П.п. о рыжих лисятах
И.п. трое лисят
Р.п. троих лисят
Д.п. троим лисятам
В.п. троих лисят
Т.п. троими лисятами
П.п. о троих лисятах
- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.Все собирательные числительные не изменяются по числам, а только по падежам.
Работа с рабочим листом (упр. 1, упр. 2 (1-9))
- Синтаксическая роль собирательных числительных
Чтобы правильно определить, каким членом предложения является собирательное числительное, имеем в виду, что с именем существительным оно образует спаянное словосочетание, которое выступает в роли одного члена предложения.
Примеры
Спозаранку оба рыбака (подлежащ.) уже сидели на берегу озера с удочками.
Ко дню рождения Сергею подарили двое джинсов (дополнение).
На концерт пригласили восьмерых музыкантов (дополнение)
Собирательные числительные, если употребляются без имени существительного, приобретают вещественность и становятся существительными.
Семеро (подлеж) одного не ждут.
Он работает за четверых (дополнение).
Промежуточный вывод по задачам:
- какие числительные называются собирательными; количество предметов как единое целое
- что они обозначают;
- как образуются; от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер
- с какими именами существительными могут сочетаться;
- как склоняются;собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе
- каким членом в предложении являются;выступает в роли одного члена предложения
- Давайте рассмотрим следующие задание, какое числительное будет уместно использовать? ОБА -ОБЕ?
Рабочий лист упр. 2 (10 - 14) 10) Мы попробуем (оба, обе) варианта.
14) К дому с (оба, обе) сторон примыкали тенистые аллеи.
-Сделаем вывод ребята. С какими существительными сочетается числительное ОБА-ОБЕ.
(ОБА – сочетается с существительными мужского и среднего рода:
Оба брата учатся в нашей школе. Оба карандаша красные. Оба письма от дедушки.
ОБЕ – с существительными женского рода: Обе девочки совсем маленькие. Ты съел обе конфеты!)
-И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность склонения числительных ОБА-ОБЕ? Давайте посмотрим
Оба и обе склоняются по-разному
Мужской и средний род
Женский род
И.п. оба
Р.д. обоих
Д.п. обоим
В.п. оба
Т.п. обоим
П.п. (об) обоих
И.п. обе
Р.д. обеих
Д.п. обеим
В.п. обе
Т.п. обеим
П.п. (об) обеих
основа обо-
(обоих игроков)
основа обе- (обеим командам)
- Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос:
- Как склоняются? Числительные ОБА-ОБЕ? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)
VI. Физминутка.
- Поработали – отдохнем.
Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.
- Мы познакомились с собирательными числительными. Теперь выполним задания.
3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка.
1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.
2) Малышка крепко держала куклу______ руками.
3) ______ братьев приняли в спортивную школу.
4) Склоны______оврагов размыты дождями.
5) В_______случаях ответ был неверным.
VІІI. Самостоятельная работа
- Проверим, чему вы научились сегодня на уроке.Решите данные тесты у себя в тетрадях. Проверка. (слайд 20)
Тест
Найди ошибку:
двое подруг
двое котят
двое учеников
нас двое
Найди ошибку:
семеро козлят
четверо женщин
четверо друзей
пятеро котят
Найди ошибку:
на обоих журналах
на обеих берегах
обе подруги
оба друга
- Занимательный блок Поиграем в игру. выполним занимательные задания. - «Знатоки фразеологизмов» (парная работа)
Ребята, мы знаем, что фразеологизмы отражают образ мысли и жизнь русского народа. Существует большое количество фразеологизмов, в которых присутствуют имена числительные. Особое место здесь занимают числительные семь и три. Я буду задавать вопрос, вы посоветуйтесь с соседом по парте и ответите на вопрос.
1.Чувствовать себя очень счастливым .(7) / на седьмом небе/.
2. Часто менять решения (7). /семь пятниц на неделе).
3.Знать что-нибудь очень хорошо(5). / как свои пять пальцев/
4.Быть очень умным (7). / семи пядей во лбу/.
5.Запутаться в простом деле (3). /заблудиться в трёх соснах/
VІІІ. Рефлексия
- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Все ли вам понятно? Мне важно узнать ваше мнение. У вас на партах лежат карточки. Подпишите их и ответьте на несколько вопросов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).