Просмотр содержимого документа
«Урок обобщение "Простое предложение"»
Конспект урока по русскому языку по теме: «Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске»
Класс: 8
Тип урока: «открытия нового знания», урок-исследование
Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса
Задачи урока: совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенция учащихся; формировать умения различать предложения разных видов; совершенствовать умения конструировать и правильно использовать в речи словосочетания и предложения изученных видов
Планируемые образовательные результаты: учащиеся отличают словосочетания от предложений; знают общие сведения о видах и строении предложения; применяют изученные пунктуационные правила; различают основные виды простого предложения; правильно строят и употребляют в речи виды простого предложения
Деятельностные результаты:
Методы обучения: поисковый, наблюдения над языком
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, ноутбуки
Наглядно-демонстративный материал
Основные понятия и термины: синтаксис, предложение, словосочетание, текст,
Организационная структура урока:
Мотивация учебной деятельности:
-Словосочетание и предложение – это основные единицы синтаксиса. Чем же они различаются? Зачем нужно изучать синтаксис? Синтаксис нужно изучать, для того, чтобы уметь правильно строить предложения и тексты, расставлять знаки препинания, выразительно читать и говорить, глубже понимать чужую речь. Таким образом, знание синтаксиса помогает совершенствовать устную и письменную речь.
Актуализация опорных знаний
Составление лингвистического высказывания «Словосочетание и предложение как синтаксические единицы» с опорой на предложенный план (работа в группах)
План (Слайд 1)
1.Роль словосочетания и предложения в языке
2. Строение словосочетания и предложения
3. Связь слов в словосочетании и предложении
4. Виды словосочетаний по принадлежности к главному слову, основные виды предложений
Выявление места и причины затруднений
Презентация лингвистических сообщений представителям групп
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
(Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности, анализ языковых единиц, беседа по вопросам).
Учащиеся вместе с учителем формируют цель учебной деятельности.
- Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. С его помощью мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу. Предложение осуществляет основную функцию языка – коммуникативную.
- Ребята, откройте параграф 161 и составьте сравнительную таблицу «Отличие предложения от словосочетания» (слайд 2):
Служит для общения, вопроса или побуждения;
Может быть восклицательным
Служит для более точного, чем слово, название предметов, действий, их признаков
Имеет грамматическую основу
Состоит из главного и зависимого слова
Характеризуется смысловой и интонационной законченностью
- В отличие от словосочетания предложения являются коммуникативной единицей. Важнейшими формальными признаками предложения являются его смысловая законченность и интонационная оформленность. Грамматическим ядром предложения является грамматическая основа.
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
(Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц, составление связных, письменная работа).
Работа с текстом в творческих группах «Мы – редакторы»
Карточка: Определите границы каждого предложения. Расставьте необходимые знаки препинания. Определите грамматическую основу предложений.
Вы бросаетесь на землю вы напились но вам лень пошевельнуться вы в тени вы дышите пахучей сыростью вам хорошо а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце но что-то ветер внезапно налетел и промчался воздух дрогнул кругом уж не гром ли вы выходите из оврага что за свинцовая полоса на небосклоне зной ли густеет туча ли надвигается но вот слабо сверкнула молния да это гроза кругом еще ярко светит солнце охотиться еще можно, но туча растет передний ее край вытягивается рукавом наклоняется сводом трава кусты все вдруг потемнело скорей вон кажется виднеется сенной сарай скорее вы добежали вошли каков дождик каковы молнии кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено но вот солнце опять заиграло гроза прошла выходите.
(И.С. Тургенев «Лес и степь»)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
(Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор примеров).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (исследовательская индивидуальная работа)
(Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике).
- Запишите 4-5 словосочетаний имени существительного с именем прилагательным. Преобразуйте эти словосочетания в предложения. Проанализируйте интонационное оформление. Охарактеризуйте различия между словосочетаниями и предложениями.
Учитель контролирует правильность выполнения задания. Презентация результатов исследовательской работы
Включение в систему знаний и повторение
(Обобщение полученных знаний, оценивание).
- Таким образом, отличительные особенности предложения таковы:
Предложение – это высказывание о чем-либо в виде сообщения, вопроса и побуждения
Предложение имеет определенное строение, ядром которой является грамматическая основа
Предложения – единица общения
Предложение характеризуется интонационной законченностью
Предложение имеет лексическое и грамматическое значения
Рефлексия (упражнение «Лесенка»)
Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:
все отлично, работал самостоятельно, выполнял творческие задания;
справился со всеми заданиями урока;
работал по образцу учителя;
при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;
большую часть заданий не смог выполнить и т.д.
Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.
Домашнее задание
Выучить теоретический материал по теме урока, упражнение 180, более сильным ученикам – подобрать инструкцию по эксплуатации какого-либо технического устройства (утюга, телефона, компьютера), прочитать ее. Выписать из текста шесть побудительных предложений, выделить грамматические основы.