kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Синтаксис простого предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Тема урока. Синтаксис простого предложения.

Тип урока. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Цель урока: 1. Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, простое предложение, обобщающее слово, обращение);

                   2. Повторить правила пунктуации при однородных членах предложения, при обращении, обобщающих словах в простом предложении;

                   3. Повторить синтаксический разбор предложения.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления, составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его; в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

 Коммуникативные: грамотно оформляют свою письменную речь, при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами, развивают орфоэпические навыки, количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Синтаксис простого предложения" »

Тема урока: СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса, - словосочетании и предложении. Повторить правила пунктуации при однородных членах предложения, при обращении, обобщающих словах в простом предложении; синтаксический разбор предложения.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания, смысловую и грамматическую связь слов в предложении; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции; определять главные и второстепенные члены в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru

http://www.zavuch.info http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Раздаточный материал

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения,

о правила пунктуации при однородных членах предложения, при обращении, обобщающих словах в простом предложении однородные члены предложения, обобщающее слово, обращение









Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

Формы

оpганиза-ции взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Промежу-

точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

Сегодня мы проведем наш урок по теме «Синтаксис простого предложения» в форме лингвистического боя. Сражаться будут две команды – первого и второго ряда. За правильный ответ команда получает смайлик. За ответ без разрешения учителя – смайлик возвращается учителю. По количеству смайликов мы определим команду-победителя. Те, кто наберет 5 смайликов, получит пятерку. Оставшиеся смайлики можно будет использовать в качестве дополнительного балла на следующих уроках.

Определим стратегию боя, то есть цели, задачи и способы действия.


Определяют цели, задачи и способы действия при повторении изученного материала.

Фронтальная

Устные

ответы

2. Актуа-

лизация

и пробное

учебное

действие

Воспроизведе-

ние ранее изу-

ченного, уста-

новление преем-

ственных связей

прежних и но-

вых знаний

и применение

их в новых си-

туациях.

Сопровождение

урока мульти-

медийной пре-

зентацией

Итак, проведем первое сражение под названием «Точное попадание». Ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, почему наш бой называется лингвистическим?

- Что такое лингвистика?

- Какие разделы лингвистики вы знаете?

- Какой раздел лингвистики мы изучаем сейчас?

- Дайте определение понятию «синтаксис»?

- Что такое словосочетание?

- Какие виды словосочетаний вы знаете?

- Что такое предложение?

- Какие виды предложения по цели высказывания вы знаете?

- Какие виды предложения по интонации вы знаете?

- Какие члены предложения называются главными членами?

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- Как называются предложения без второстепенных членов предложения?

- Какой раздел лингвистики тесно связан с синтаксисом?

- Что изучает пунктуация?

Тема последнего нашего урока – «Обращение». Вы получили домашнее задание – написать письмо, в котором надо было рассказать другу или близкому человеку о том, как проходят уроки русского языка, что мы изучаем на уроках.

- Назовите обращение в тексте письма. Что вы знаете об обращении?



Отвечают на вопросы. Строят

понятные для

партнера высказывания.

Формулируют

собственные мысли, высказывают

и обосновывают

свою точку зрения.

В сотрудничестве

с учителем и одноклассниками

делают выводы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают

свою точку зрения

Устные

ответы

3. Выявле-

ние места

и причины

затрудне-

ния

Эвристическая

беседа, ответы

на вопросы

Вступительное слово учителя

Итак, вы теперь умеете составлять текст письма с обращением. Будущим морякам это умение может пригодиться, если, например, в дальнем морском походе, у Вас не будет возможности связаться с родными и близкими по интернету. А письмо моряк может передать с теми, кто возвращается на берег.

Но не только в личной переписке Вам придется проявлять орфографическую и пунктуационную зоркость. Вы, конечно, знаете о том, что один из основных судовых документов - Судовой (или Вахтенный) журнал, в котором содержится подробный доклад обо всех событиях, произошедших за время рейса.

При инцидентах на море, например, столкновениях или кораблекрушениях, Судовой журнал является основным документом, записи которого имеют юридическую силу.

Так как урок у нас сегодня необычный, предлагаю вашу работу фиксировать на страницах «Судового журнала», чтобы победители могли документально подтвердить, что они лучше работали на уроке, чем их соперники.

- Положите перед собой лист «Судового журнала» и запишите дату, затем, после слова «вахтенный», свою фамилию и имя.

Словарная работа.

Звучит корабельный колокол.

Кадеты, кто из вас знает, как называется этот предмет?

Ры́нда — название корабельного колокола.

В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени, также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане.

Это слово имеет еще одно значение:

Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XIV-XVII веков.

Как называются слова, которые имеют два или более лексических значений? (Многозначные)

- В судовом журнале выполним задания:

1) Вставьте пропущенные буквы в первом предложении, объясните орфограммы.

2) Объясните постановку тире в предложении. Выделите грамматическую основу предложения, обозначьте, чем выражены главные члены предложения.


Формулируют

собственные мысли, высказывают

и обосновывают

свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем

и одноклассниками делают выводы.

Групповая, индивидуальная

Личностные: осознают

свои трудности и стремятся

к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Устные

ответы

4. Само-стоятель-ная работа с провер-кой по эталону


Обобщение по-

лученных све-

дений, оценива-

ние

Учитель дает пояснения, организует деятельность учащихся.

«Разминирование». Орфографическая работа.

В данном тексте пропущены буквы. Если вы вставляете неправильную или лишнюю букву – ваш корабль подрывается на мине. За каждую ошибку снимается один балл. Будьте внимательны! Это задание можете выполнить в парах.

1) Море м...няется на глазах каждый час. 2) Оно то бирюзовое, то син...е, то зеленое. 3) Но вдруг нал...тает буря. 4) И оно преображает(?)ся. 5) Шт...рмовой вет...р гонит крупные волны. 5) По сер...му небу с криками мечут(?)ся чайки. 6) На п...счаный бер...г вышли дикие утки. 7) Чудес(?)ный пляж кажется диким и безлюдным. 9) Но через час вет...р утих. 10) Море спокойно катит волны, и они л...жатся на п...сок.

- Назовите предложение с однородными членами предложения. (Оно то бирюзовое, то синее, то зеленое.)

- Какими членами предложения являются слова «бирюзовое, синее, зеленое»? (Сказуемыми)

- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения? (Нераспространенное)

Отвечают на во-

просы, под руко-

водством педагога

составляют план

работы над зада-

нием. Задают во-

просы для уточне-

ния информации.



Фрон-

тальная,

индиви-

дуальная

Личностные: приобретают

новые знания, умения, со-

вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию.

Регулятивные: контроли-

руют учебные действия,

замечают допущенные

ошибки.

Коммуникативные: осу-

ществляют совместную

деятельность в парах и ра-

бочих группах

Устные

ответы.

Пись-

менная

прове-

рочная

работа

5. Включе-ние в систему знаний


«Синтаксический бой». Синтаксический разбор предложений у доски.

Выпишите пятое (1 команда) и шестое предложение (2 команда) и выполните синтаксический разбор. У доски работают по одному представителю команды.

- При затруднении вы можете воспользоваться правом совещательного голоса с одним из членов своей команды.


Следующее сражение называется «Подводные камни». Выражение «подводные камни» является фразеологизмом, который означает «скрытые препятствия». Найдите скрытые препятствия – проставьте пунктуационные знаки, объясните их постановку.

1) Я люблю тебя Россия!

2) Мы мечтаем совершить поездки в крупные города России в Москву, в Санкт-Петербург и Владивосток.

3) Севастополь гордость русских моряков.

4) Юные туристы путешествуют на лодках по Волге по Дону и по Днепру.


«Шифровальщики». Составьте схемы к предыдущим предложениям. У доски работают представители команд.


Выделяют глав-

ное, устанавли-

вают причинно-

следственные свя-

зи между отдель-

ными языковыми

явлениями.

Отвечают на во-

просы, выполня-

ют упражнения

Индиви-

дуальная

6. Практи-ческая работа

Выполнение

разноуровневых

упражнений

Учитель создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

«Прокладывание курса». Вы знаете о том, что сейчас штурманы используют современные интернет-технологии при определении курса корабля. Мы тоже во избежание ошибок учимся выполнять пошаговые действия с помощью интернет-технологий.

http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/obrascheniya?seconds=0&chapter_id=138

Выполняют

задания

Индиви-

дуальная,

групповая

Регулятивные: действуют

по алгоритму

Выплне-ние тестовых заданий он-лайн

7. Рефлек-

сия учебной деятельности на уроке

Обобщение по-

лученных све-

дений, оценива-

ние

«Протокол». Сегодня вы работали в команде. И каждый внес свой вклад в победу или поражение. Дополните фразы:

Мой вклад в победу команды…

Какие ошибки я допустил…

- Пока вы записываете протокол, статисты подсчитают баллы, заработанные каждой командой. Положите перед собой смайлики.

Поведение итогов.

Победила команда…..

Все, кто заработал 5 смайликов, или 4, поднимите руки. Я проставлю оценки в журнал. Остальные ребята смогут дополучить смайлики на дополнительном занятии, на котором мы поиграем с вами в «Морской бой». Вы ответите на 36 вопросов по теме «Синтаксис и пунктуация». Это и будет вашим домашним заданием на сегодня.

Отвечают на во-

просы. Опреде-

ляют уровень

приобретенных

знаний

Индиви-

дуальная,

групповая

Познавательные: приобре-

тают умения использовать

знания и умения в практиче-

ской деятельности и повсе-

дневной жизни

Оцени-

вание

работы

учащихся

на уроке



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Синтаксис простого предложения"

Автор: Алисейко Елена Николаевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "план-конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксический разбор простого предложения"
    ["seo_title"] => string(88) "plankonspiekturokarusskoghoiazykav5klassiesintaksichieskiirazborprostoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454517903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства