kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксический разбор простого предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Цель:  создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора

Задачи:

  • Образовательная: формировать навык синтаксического разбора простого предложения, развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности.
  • Развивающая: развивать умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать  связную речь.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии,  чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
  • I. Организационный момент.
  • Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
  • II. Проверка домашнего задания.
  • Обобщение материала, изученного в разделе «Синтаксис»
  • Синтаксическая разминка.
  • - Какие единицы языка изучаются в  синтаксисе?  (Словосочетание и предложение)
  • - На какие две группы делятся члены предложения?  (Главные и второстепенные)
  • -Как по-другому можно назвать главные члены предложения?  (Грамматическая основа)
  • - Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Что?
  • - Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? Каков предмет? Что такое предмет?
  • - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)
  • - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?, обозначает время, место, способ действия. (Обстоятельство).
  • - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?  И обозначает признак предмета. (Определение)
  • - Члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос (однородные)

- Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

За правильный ответ – красный жетон

  • Трое учеников во время синтаксической разминки работают по разноуровневым карточкам ( 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень) (Приложение 1)

III. Формулирование темы и цели урока.

Словарная работа (кроссворд).

А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд (Приложение 2), отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово - по горизонтали. Итак,

  1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена)
  2. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах (бакен)
  3. Жилище птицы (гнездо)
  4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
  5. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)
  6. Русская мера длины, равная 75 см (аршин)

Кто отвечает – красный жетон.

Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор.  А какой именно разбор? Синтаксический.

Запишите, пожалуйста, тему урока: « Синтаксический разбор простого предложения».

А как вы думаете, какие же у нас будут цели урока? Сформулировать цели помогут схемы(шаблоны)(Слайд № 1)

1. Обобщить изученный материал по теме …… ( «Простое предложение»)

2. Уметь находить в тексте …. (простое предложение)

3. Учится выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы)

IV. Усвоение новых знаний.

1. Обобщение изученного материала по теме «Простое предложение».

Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей и сами составите план разбора ПП, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении.(Приложение 3)

Задание № 1

Даны предложения. (Слайд № 2)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята Не Москва ль за нами//

Зажужжи коса как пчелиный рой//

Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

При списывании расставьте знаки препинания.

(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.) Итак, первый пункт в нашем плане – вид предложения по цели высказывания.

Задание № 2.  Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 3):

1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...(А. Майков)

2. Горит огнём осенний полдень.(О. Альтовская)

3. Как радует осеннее тепло!  (И. Орлова)

(Лишнее 3-е предложение, потому что оно восклицательное, а 1-е и 2-е – невосклицательные – это вид предложения по эмоциональной

окраске (по интонации)  Пункт № 2 – вид предложения по интонации.

Задание № 3.  Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 4)

1. Березы желтою резьбой

     Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)

2. Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало… (А. Пушкин)

3. Из листьев я устрою фейерверк. (О. Беленький)

(Лишнее 2-е предложение: оно сложное (имеет 2 грамматических основы), а 1-е и 3-е – простые) Пункт № 3 – вид предложения по количеству грамматических основ.

Задание № 4.  Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 5)

1. Осень.

2. По утрам все чаще идут дожди.

3. Закружились в чистом воздухе желтые листья.

(Лишнее 1-е предложение: в нем один главный член- односоставное, во 2-ом и 3-ем два главных члена – двусоставное) Пункт № 4 – вид предложения по количеству главных членов.

Задание № 5. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 6)

1. Осень лесу каждый год

     Платит золотом за вход. (А. Гонтарь)

2. Ветер воет, злится, носится, кружится.

3. Отговорила роща золотая
    Березовым  веселым языком. (С. Есенин)

(Лишнее  2-е предложение, т.к. оно нераспространенное)  Пункт № 5 – вид предложения по наличию второстепенных членов предложения.

Буквенный диктант.

1. Природа вечно меняется.

2. Меняются и горы.

3. Поднимемся в солнечный день к снежным вершинам.

4. Тишина.

5. Светит солнце.

6. На горной тропинке показался велосипедист.

7. Будь очень осторожен, велосипедист.

8. Горы опасны.

9. Велосипедист едет очень осторожно.

10. Он спортсмен.

Запись в тетради ученика. Самопроверка на слайде. (Слайд № 7)

1   2   3   4    5   6   7   8   9   10

р   н   р   н   н   р   р   н   р    н

 

Задание № 6. Какая единица синтаксиса встречается в предложении: Золотая осень, ты покажи мне желтых листьев виражи. (обращение)

Как называется предложение, в котором есть обращение? (осложненное) (Слайд № 8)

Чем ещё может быть осложнёно предложение? (однородными членами) Пункт № 6 – есть ли обращение или однородные члены?

Пункт № 7 – схема.

Ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал.

Давайте обратимся к учебнику и сравним порядок разбора в учебнике и у нас в памятке. Как вы думаете, где план разбора полнее? Чем отличается? ( односост./двусост., схема).

 А теперь начнем закреплять.

IV. ПРАКТИКУМ.

1. Синтаксический разбор простого предложения (у доски и в тетради)   

  1. Осень на опушке краски разводила,
    По листве тихонько кистью проводила
    (З. Федоровская)

[  ]  ( повест., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однород. сказ.)

2.ФИЗ.МИНУТКА.

3. Работа в парах.

Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложения:

Петька отправился на рыбалку ( повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием.

 

4. Самостоятельная работа

Ребята, посмотрите, сколько стихотворных строчек об осени прозвучало сегодня на уроке!  Не только поэты, но и художники посвящали этому времени года свои произведения.

- Внимательно посмотрите на репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень». Какое настроение вызывает она у вас?

Прочитайте текст  раздаточного материала.(Приложение 3)

Раздаточный материал.

Задание: Выполните синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

            А теперь прочтите задание к тексту. Выполняем работу самостоятельно. Предложения для разбора дети выписывают и делают синтаксический разбор.

Вывод…

- Удалось ли нам достичь цели урока?

– Урок для меня показался…
– На уроке я научился …

– Материал урока для меня был…

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ»






КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (1 уровень)

ученика (Ф.И.) .........................................................................

1. Внимательно прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

1 .Дюймовочка героиня сказки Андерсена.

Если подлежащие и сказуемое
выражены сущ., между ними ставиться
тире.

2. Однажды ночью в открытое окно
проникла ужасная жаба и утащила девочку
на болото.

Однородные члены предложения,
связанные союзом «и» не отделяются
запятой.

З.Все дети читают и любят сказки
Андерсена "Гадкий утенок" "Дюймовочка"
"Оловянный солдатик".

Если обобщающее слово стоит

перед однородными членами, после него

ставиться двоеточие.

4. Спасибо дорогой сказочник за
прекрасные сказки

Помни: обращение выделяется запятыми с
двух сторон, если стоит в середине
предложения.




КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (2 уровень)

ученика (Ф.И.) _________________________________________________________

1. Внимательно прочитай текст. Расставь недостающие знаки препинания.

1. Дюймовочка героиня сказки Андерсена. 2.Чудесное зернышко получила женщина от
колдуньи. 3.Когда зернышко взошло, из него появился редкостный по красоте цветок. 4.0н
был похож на тюльпан, но в чашечке сидела прелестная девочка. 5.Однажды ночью в
открытое окно проникла ужасная жаба и утащила девочку на болото. 6. Все дети читают и
любят сказки Андерсена "Гадкий утенок" "Дюймовочка" "Оловянный солдатик". 7.Спасибо
дорогой сказочник за прекрасные сказки.


КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (3 уровень)

ученика (Ф.И.) .........................................................................

1. Внимательно прочитай текст. Расставь недостающие знаки препинания.
1. Андерсен писал: « Сказка блестит огоньком в детских глазках». 2.Дюймовочка героиня
сказки Андерсена. З.Чудесное зернышко получила женщина от колдуньи. 4.Когда зернышко
взошло, из него появился редкостный по красоте цветок. 5.Он был похож на тюльпан, но в
чашечке сидела прелестная девочка. 6.Ее прозвали Дюймовочкой, потому что она была в
дюйм ростом. 7. Однажды ночью в открытое окно проникла ужасная жаба и утащила девочку
на болото. 8. Она поставила кроватку на лист кувшинки, и Дюймовочка оказалась в
одиночестве на гигантском острове. 9. Все дети читают и любят сказки Андерсена "Гадкий

утенок" "Дюймовочка» «Оловянный солдатик". 10 Спасибо дорогой сказочник за прекрасные
сказки.

2. Найди в тексте предложения а) с обращением, б) с обобщающим словом.
Укажи номер этих предложений.
а) с обращением №___
б)с обобщающим словом № ___





Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА1 (Прил.3)»

ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема



ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема


ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема


ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема




ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема


ПАМЯТКА

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вид предложения по цели высказывания (повест., побуд., вопрос.)

2. Вид предложения по эмоциональной окраске (воскл., невоскл.)

3. Вид предложения по кол-ву грамм. основ (простое или сложное)

4. Вид предложения по кол-ву глав. Членов предложения (прост./слож)

5. Вид предложения по наличию ВЧП (распростр./нераспростр)

6. Осложнено или нет (если осложнено, то чем)

7. Схема








































































Задание: Прочитайте текст.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

Произведите синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________



Задание: Прочитайте текст.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

Произведите синтаксический разбор одного из выделенных предложений.


____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание: Прочитайте текст.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

Произведите синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание: Прочитайте текст.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

Произведите синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«домашнее задание (прил.4)»



























Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями.

Вариант I

1) Здравствуй, зеркальце! скажи, да всю правду доложи.
2) Что, Соколко, что с тобою? (А. Пушкин.) 3) Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза... (А. Погорельский.) 4) Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.(М. Лермонтов.) 5) Герасим неподвижно стоял на пороге.(И. Тургенев.)



Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями

Вариант II

1) Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. (А. Пушкин.) 2)Кажется, ему Татьяна нравится? (И. Тургенев.) 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне... (И. Тургенев.) 4) Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. (А. Пушкин.) 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки. (И. Тургенев.)




Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями.

Вариант I

1) Здравствуй, зеркальце! скажи, да всю правду доложи.
2) Что, Соколко, что с тобою? (А. Пушкин.) 3) Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза... (А. Погорельский.) 4) Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.(М. Лермонтов.) 5) Герасим неподвижно стоял на пороге.(И. Тургенев.)



Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями

Вариант II

1) Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. (А. Пушкин.) 2)Кажется, ему Татьяна нравится? (И. Тургенев.) 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне... (И. Тургенев.) 4) Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. (А. Пушкин.) 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки. (И. Тургенев.)




Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями.

Вариант I

1) Здравствуй, зеркальце! скажи, да всю правду доложи.
2) Что, Соколко, что с тобою? (А. Пушкин.) 3) Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза... (А. Погорельский.) 4) Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.(М. Лермонтов.) 5) Герасим неподвижно стоял на пороге.(И. Тургенев.)



Проверочная работа. ОБРАЩЕНИЕ

1. Укажите предложения с обращениями

Вариант II

1) Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. (А. Пушкин.) 2)Кажется, ему Татьяна нравится? (И. Тургенев.) 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне... (И. Тургенев.) 4) Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. (А. Пушкин.) 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки. (И. Тургенев.)






Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО) Васильева Ирина Васильевна

Предмет русский язык

Класс___5 б________________________________________

Тема урока_ Синтаксический разбор простого предложения




Этапы работы

Содержание этапа





Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора

Задачи:

  • Образовательная: формировать навык синтаксического разбора простого предложения, развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности.

  • Развивающая: развивать умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.







Ход урока

1

Организационный момент, включающий:

  • цели для учащихся: -проверить свою готовность к уроку;

- организовать рабочее пространство;

-настроиться на урок.

  • цели для учителя: - проверить готовность к уроку;

- создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания на уроке;

- создать положительный эмоциональный настрой учащихся;

  • методы организации работы учащихся на начальном этапе:

- постановка учебных задач;

- прием стимуляции познавательного интереса учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.



2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • цель для ученика: закрепить тему «Синтаксис».

  • цели и задачи для учителя: выявить уровень усвоения учащимися предыдущих тем; создать условия для развития монологической речи учащихся; способствовать развитию коммуникативного универсального учебного действия – умения слушать и слышать;

  • Задачи: 1. Дать развернутый ответ на вопрос учителя,

2. Организовать диалог по теме домашнего задания.

  • методы, способствующие решению поставленных целей и задач: фронтальный устный опрос, метод контроля, репродуктивный метод.

  • методы организации совместной деятельности учителя и учащихся: опрос, ответы на вопросы.

  • методы мотивирования учебной активности учащихся: стимулирование интереса к учению: опора на известное, учебная дискуссия, создание ситуации успеха; стимулирование мотивов ответственности, настойчивости – поощрение.

  • критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

1. Полнота и правильность ответа. 2. Степень осознанности, понимания изученного. 3. Языковое оформление ответа.

II. Проверка домашнего задания.

Обобщение материала, изученного в разделе «Синтаксис»

Синтаксическая разминка.

- Какие единицы языка изучаются в синтаксисе? (Словосочетание и предложение)

- На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)

-Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа)

- Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Что?

- Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? Каков предмет? Что такое предмет?

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?, обозначает время, место, способ действия. (Обстоятельство).

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета. (Определение)

- Члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос (однородные)

- Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

За правильный ответ – красный жетон

Трое учеников во время синтаксической разминки работают по разноуровневым карточкам ( 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень) (Приложение 1)

3

Изучение нового учебного материала.

  • цель для учащихся: сформулировать с помощью учителя цель данного урока; познакомиться с порядком синтаксического разбора простого предложения.

  • цель для учителя: подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока; познакомить учащихся с теоретическим материалом через работу с текстом, с поэтическими строками, с учебником; создать условия для совершенствования умения анализировать, сравнивать.

  • задачи: 1. Определить вместе с учащимися тему урока.

2. Способствовать овладению общеучебного умения – формулирование цели деятельности. 3. Сравнить предложения по определенным критериям. 4. Сделать вывод на основе сравнения и получить критерии характеристики предложения.

  • формы и методы изложения учебного материала: репродуктивный, проблемный и частично-поисковый метод, наглядный метод; работа с предложениями, сравнение предложений, составление памятки.

  • формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: репродуктивный метод ( фронтальный устный опрос, разноуровневые карточки, работа в парах, работа с предложениями, индивидуальное задание), частично-поисковый метод (буквенный диктант).

  • методы мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся: учебные дискуссии, опора на изученное, создание ситуации новизны, ситуации успеха.

III. Формулирование темы и цели урока.

Словарная работа (кроссворд).

А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд (Приложение 2), отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово - по горизонтали. Итак,

  1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена)

  2. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах (бакен)

  3. Жилище птицы (гнездо)

  4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг)

  5. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)

  6. Русская мера длины, равная 75 см (аршин)

Кто отвечает – красный жетон.

Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор. А какой именно разбор? Синтаксический.

Запишите, пожалуйста, тему урока: « Синтаксический разбор простого предложения».

А как вы думаете, какие же у нас будут цели урока? Сформулировать цели помогут схемы(шаблоны)(Слайд № 1)

1. Обобщить изученный материал по теме …… ( «Простое предложение»)

2. Уметь находить в тексте …. (простое предложение)

3. Учится выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы)

IV. Усвоение новых знаний.

1. Обобщение изученного материала по теме «Простое предложение».

Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей и сами составите план разбора ПП, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении.(Приложение 3)

Задание № 1

Даны предложения. (Слайд № 2)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята Не Москва ль за нами//

Зажужжи коса как пчелиный рой//

Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

При списывании расставьте знаки препинания.

(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.) Итак, первый пункт в нашем плане – вид предложения по цели высказывания.

Задание № 2. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 3):

1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...(А. Майков)

2. Горит огнём осенний полдень.(О. Альтовская)

3. Как радует осеннее тепло! (И. Орлова)

(Лишнее 3-е предложение, потому что оно восклицательное, а 1-е и 2-е – невосклицательные – это вид предложения по эмоциональной окраске (по интонации) Пункт № 2 – вид предложения по интонации.

Задание № 3. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 4)

1. Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)

2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало… (А. Пушкин)

3. Из листьев я устрою фейерверк. (О. Беленький)

(Лишнее 2-е предложение: оно сложное (имеет 2 грамматических основы), а 1-е и 3-е – простые) Пункт № 3 – вид предложения по количеству грамматических основ.

Задание № 4. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 5)

1. Осень.

2. По утрам все чаще идут дожди.

3. Закружились в чистом воздухе желтые листья.

(Лишнее 1-е предложение: в нем один главный член- односоставное, во 2-ом и 3-ем два главных члена – двусоставное) Пункт № 4 – вид предложения по количеству главных членов.

Задание № 5. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 6)

1. Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход. (А. Гонтарь)

2. Ветер воет, злится, носится, кружится.

3. Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком. (С. Есенин)

(Лишнее 2-е предложение, т.к. оно нераспространенное) Пункт № 5 – вид предложения по наличию второстепенных членов предложения.

Буквенный диктант.

1. Природа вечно меняется.

2. Меняются и горы.

3. Поднимемся в солнечный день к снежным вершинам.

4. Тишина.

5. Светит солнце.

6. На горной тропинке показался велосипедист.

7. Будь очень осторожен, велосипедист.

8. Горы опасны.

9. Велосипедист едет очень осторожно.

10. Он спортсмен.

Запись в тетради ученика. Самопроверка на слайде. (Слайд № 7)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

р н р н н р р н р н


Задание № 6. Какая единица синтаксиса встречается в предложении: Золотая осень, ты покажи мне желтых листьев виражи. (обращение)

Как называется предложение, в котором есть обращение? (осложненное) (Слайд № 8)

Чем ещё может быть осложнёно предложение? (однородными членами) Пункт № 6 – есть ли обращение или однородные члены?

Пункт № 7 – схема.

Ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал.

Давайте обратимся к учебнику и сравним порядок разбора в учебнике и у нас в памятке. Как вы думаете, где план разбора полнее? Чем отличается? ( односост./двусост., схема).

А теперь начнем закреплять.

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • цель для учащихся: закрепить полученные знания; выполнять синтаксический разбор простого предложения по плану.

  • цель для учителя: закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения; проверить уровень усвоения материала по теме урока.

  • задачи: 1. Выполнить синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях. 2. Проверить усвоение материала (работа в парах). 3. Закрепить порядок синтаксического разбора – работа с текстом (самостоятельная работа).

  • формы и методы достижения поставленных целей: продуктивный метод (работа с предложением, с текстом), метод контроля и самоконтроля; формы – синтаксический разбор предложения в тетрадях и на доске, работа в парах, самостоятельная работа – работа с текстом.

  • критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися материала по теме урока: знать и понимать материал по теме урока, правильно выполнять синтаксический разбор предложения, свободно владеть монологической и диалогической речью.


IV. ПРАКТИКУМ.

1. Синтаксический разбор простого предложения (у доски и в тетради)

  1. Осень на опушке краски разводила,
    По листве тихонько кистью проводила (З. Федоровская)

[ ] ( повест., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однород. сказ.)

2.ФИЗ.МИНУТКА.

3. Работа в парах.

Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложения:

Петька отправился на рыбалку ( повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием.


4. Самостоятельная работа.

Ребята, посмотрите, сколько стихотворных строчек об осени прозвучало сегодня на уроке! Не только поэты, но и художники посвящали этому времени года свои произведения.

- Внимательно посмотрите на репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень». Какое настроение вызывает она у вас?

Прочитайте текст раздаточного материала.(Приложение 3)

Раздаточный материал.

Задание: Выполните синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.

А теперь прочтите задание к тексту. Выполняем работу самостоятельно. Предложения для разбора дети выписывают и делают синтаксический разбор.

Вывод…

- Удалось ли нам достичь цели урока?

– Урок для меня показался…
– На уроке я научился …

– Материал урока для меня был…



5

Задание на дом, включающее:

  • цель для учащихся: закрепить порядок разбора синтаксического разбора простого предложения;

  • цель для учителя: проверить уровень усвоения материала по теме урока; создать условия для применения знаний, полученных на уроке.

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: выполнить инструктаж по выполнению домашнего задания ( учащиеся получают задание на выбор), нацелить учащихся на выполнение поставленных задач.




(Приложение 4)




10


Просмотр содержимого презентации
«разбор предложения»

Синтаксический разбор простого предложения   Урок в 5 классе

Синтаксический разбор простого предложения Урок в 5 классе

Цели урока: 1.Обобщить изученный материал по теме …. 2. Научиться выполнять ….. простого предложения и строить …..

Цели урока:

1.Обобщить изученный материал по теме ….

2. Научиться выполнять …..

простого предложения и

строить …..

1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна// 2. Спой мне песню// 3. Желтеющие листья первые вестники близкой осени// 4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень// 5. Ребята Не Москва ль за нами// 6. Зажужжи коса как пчелиный рой// Вид предложения по цели высказывания

1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

2. Спой мне песню//

3. Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

5. Ребята Не Москва ль за нами//

6. Зажужжи коса как пчелиный рой//

Вид предложения по цели высказывания

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте. 1. Кроет уж лист золотой  Влажную землю в лесу... (А. Майков) 2 . Горит огнём осенний полдень .(О. Альтовская) 3. Как радует осеннее тепло! (И. Орлова)   Вид предложения по интонации

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте.

1. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... (А. Майков)

2 . Горит огнём осенний полдень .(О. Альтовская)

3. Как радует осеннее тепло! (И. Орлова)

Вид предложения по интонации

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте. 1. Березы желтою резьбой  Блестят в лазури голубой. (И. Бунин) 2. Уж небо осенью дышало,  Уж реже солнышко блистало,  Короче становился день… (А. Пушкин) 3. Из листьев я устрою фейерверк. (О. Беленький)  Вид предложения по количеству грамматических основ

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте.

1. Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)

2. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день… (А. Пушкин)

3. Из листьев я устрою фейерверк. (О. Беленький)

Вид предложения по количеству грамматических основ

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте. 1. Осень. 2. По утрам все чаще идут дожди. 3. Закружились в чистом воздухе желтые листья.  Вид предложения по количеству главных членов

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте.

1. Осень.

2. По утрам все чаще идут дожди.

3. Закружились в чистом воздухе желтые листья.

Вид предложения по количеству главных членов

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте.   1. Осень лесу каждый год  Платит золотом за вход. (А. Гонтарь) 2. Ветер воет, злится, носится, кружится. 3. Отговорила роща золотая  Березовым, веселым языком. (С. Есенин)  Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения

Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте.

1. Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход. (А. Гонтарь)

2. Ветер воет, злится, носится, кружится.

3. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. (С. Есенин)

Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения

Ключ к буквенному диктанту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Р Н Р Н Н Р Р Н Р Н

Ключ к буквенному диктанту

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10

Р Н Р Н Н Р Р Н Р Н

Какая единица синтаксиса встречается в предложении:  Золотая осень, ты покажи мне желтых листьев виражи. ( обращение) Есть ли обращение или однородные члены?

Какая единица синтаксиса встречается в предложении:

Золотая осень, ты покажи мне желтых листьев виражи.

( обращение)

Есть ли обращение или однородные члены?

Проверь себя. Петька  сущ. отправился глаг.  на рыбалку сущ., место . (Повеств., невоскл, прост., двусост., распр.)

Проверь себя.

Петька сущ. отправился глаг. на рыбалку сущ., место .

(Повеств., невоскл, прост., двусост., распр.)

И.И. Левитан «Золотая осень»

И.И. Левитан «Золотая осень»

Домашнее задание Из художественного текста выписать 2 простых предложения об осени, сделать их синтаксический разбор  Упражнение 217 Написать сочинение-миниатюру об осени, произвести синтаксический разбор двух простых предложений из него

Домашнее задание

Из художественного текста выписать 2 простых предложения об осени, сделать их синтаксический разбор

  • Упражнение 217

Написать сочинение-миниатюру об осени, произвести синтаксический разбор двух простых предложений из него


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Синтаксический разбор простого предложения

Автор: Васильева Ирина Васильевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404238"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок по русскому языку . Синтаксический разбор простого предложения. "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-russkomu-iazyku-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416739904"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418925573"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Задачи на тему «Синтаксический разбор простого предложения»."
    ["seo_title"] => string(66) "zadachi_na_tiemu_sintaksichieskii_razbor_prostogho_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "351268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1477137081"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»"
    ["seo_title"] => string(64) "urok_po_tiemie_sintaksichieskii_razbor_prostogho_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "408963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492081031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства