Тема: Синтаксический разбор простого предложения
Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора
Задачи:
- Образовательная: формировать навык синтаксического разбора простого предложения, развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности.
- Развивающая: развивать умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь.
- Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
- I. Организационный момент.
- Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
- II. Проверка домашнего задания.
- Обобщение материала, изученного в разделе «Синтаксис»
- Синтаксическая разминка.
- - Какие единицы языка изучаются в синтаксисе? (Словосочетание и предложение)
- - На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)
- -Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа)
- - Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Что?
- - Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? Каков предмет? Что такое предмет?
- - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)
- - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?, обозначает время, место, способ действия. (Обстоятельство).
- - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета. (Определение)
- - Члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос (однородные)
- Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)
За правильный ответ – красный жетон
- Трое учеников во время синтаксической разминки работают по разноуровневым карточкам ( 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень) (Приложение 1)
III. Формулирование темы и цели урока.
Словарная работа (кроссворд).
А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд (Приложение 2), отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово - по горизонтали. Итак,
- Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена)
- Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах (бакен)
- Жилище птицы (гнездо)
- Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
- Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)
- Русская мера длины, равная 75 см (аршин)
Кто отвечает – красный жетон.
Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор. А какой именно разбор? Синтаксический.
Запишите, пожалуйста, тему урока: « Синтаксический разбор простого предложения».
А как вы думаете, какие же у нас будут цели урока? Сформулировать цели помогут схемы(шаблоны)(Слайд № 1)
1. Обобщить изученный материал по теме …… ( «Простое предложение»)
2. Уметь находить в тексте …. (простое предложение)
3. Учится выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы)
IV. Усвоение новых знаний.
1. Обобщение изученного материала по теме «Простое предложение».
Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей и сами составите план разбора ПП, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении.(Приложение 3)
Задание № 1
Даны предложения. (Слайд № 2)
Что же ты моя старушка приумолкла у окна//
Спой мне песню//
Желтеющие листья первые вестники близкой осени//
И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//
Ребята Не Москва ль за нами//
Зажужжи коса как пчелиный рой//
Ваша задача – выписать предложения
1 ряд – повествовательные
2 ряд – вопросительные
3 ряд – побудительные.
При списывании расставьте знаки препинания.
(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.) Итак, первый пункт в нашем плане – вид предложения по цели высказывания.
Задание № 2. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 3):
1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...(А. Майков)
2. Горит огнём осенний полдень.(О. Альтовская)
3. Как радует осеннее тепло! (И. Орлова)
(Лишнее 3-е предложение, потому что оно восклицательное, а 1-е и 2-е – невосклицательные – это вид предложения по эмоциональной
окраске (по интонации) Пункт № 2 – вид предложения по интонации.
Задание № 3. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 4)
1. Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало… (А. Пушкин)
3. Из листьев я устрою фейерверк. (О. Беленький)
(Лишнее 2-е предложение: оно сложное (имеет 2 грамматических основы), а 1-е и 3-е – простые) Пункт № 3 – вид предложения по количеству грамматических основ.
Задание № 4. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 5)
1. Осень.
2. По утрам все чаще идут дожди.
3. Закружились в чистом воздухе желтые листья.
(Лишнее 1-е предложение: в нем один главный член- односоставное, во 2-ом и 3-ем два главных члена – двусоставное) Пункт № 4 – вид предложения по количеству главных членов.
Задание № 5. Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд № 6)
1. Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход. (А. Гонтарь)
2. Ветер воет, злится, носится, кружится.
3. Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком. (С. Есенин)
(Лишнее 2-е предложение, т.к. оно нераспространенное) Пункт № 5 – вид предложения по наличию второстепенных членов предложения.
Буквенный диктант.
1. Природа вечно меняется.
2. Меняются и горы.
3. Поднимемся в солнечный день к снежным вершинам.
4. Тишина.
5. Светит солнце.
6. На горной тропинке показался велосипедист.
7. Будь очень осторожен, велосипедист.
8. Горы опасны.
9. Велосипедист едет очень осторожно.
10. Он спортсмен.
Запись в тетради ученика. Самопроверка на слайде. (Слайд № 7)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
р н р н н р р н р н
Задание № 6. Какая единица синтаксиса встречается в предложении: Золотая осень, ты покажи мне желтых листьев виражи. (обращение)
Как называется предложение, в котором есть обращение? (осложненное) (Слайд № 8)
Чем ещё может быть осложнёно предложение? (однородными членами) Пункт № 6 – есть ли обращение или однородные члены?
Пункт № 7 – схема.
Ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал.
Давайте обратимся к учебнику и сравним порядок разбора в учебнике и у нас в памятке. Как вы думаете, где план разбора полнее? Чем отличается? ( односост./двусост., схема).
А теперь начнем закреплять.
IV. ПРАКТИКУМ.
1. Синтаксический разбор простого предложения (у доски и в тетради)
- Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила (З. Федоровская)
[ ] ( повест., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однород. сказ.)
2.ФИЗ.МИНУТКА.
3. Работа в парах.
Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложения:
Петька отправился на рыбалку ( повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)
Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием.
4. Самостоятельная работа.
Ребята, посмотрите, сколько стихотворных строчек об осени прозвучало сегодня на уроке! Не только поэты, но и художники посвящали этому времени года свои произведения.
- Внимательно посмотрите на репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень». Какое настроение вызывает она у вас?
Прочитайте текст раздаточного материала.(Приложение 3)
Раздаточный материал.
Задание: Выполните синтаксический разбор одного из выделенных предложений.
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как пейзажист. Левитан - создатель "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река. На левом берегу ее стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Вдали краснеют ветки кустарника. Землю укрыла желтая увядшая трава. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные тона.
А теперь прочтите задание к тексту. Выполняем работу самостоятельно. Предложения для разбора дети выписывают и делают синтаксический разбор.
Вывод…
- Удалось ли нам достичь цели урока?
– Урок для меня показался…
– На уроке я научился …
– Материал урока для меня был…