Практические задания учащимся (групповая работа) У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания. Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения». Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова. 1. Юный лес, в зеленый дым одетый, /Теплых гроз нетерпеливо ждет. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.) (А. Толстой) 2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов) 3. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. (Обособленное распространённое приложение.) (Л. Леонов 4. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. (обособленное определение, имеющее обстоятельственное значение). 5. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение). Вывод (Делает консультант группы) Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: - относятся к личному местоимению; - стоят после определяемого слова; - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения. Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность. 1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). 2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). 3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно) 4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (Не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на). Вывод (Делает консультант группы) Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это: - одиночные деепричастия и деепричастные обороты; - обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение. Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. Конструирование предложений. Собрать «рассыпавшиеся» предложения 1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем. 2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине. 3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский. 4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис. Ответ 1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья. 2. Над лугом, в низине, поднялся туман. 3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения. 4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении. Вывод (Делает консультант группы) Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др. (Консультант каждой группы выставляет оценки за работу, группа оценивает консультанта). Задание 4 группы Списать предложения. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть приложения. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю. Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались. А. С. Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Санкт-Петербург северная столица нашей страны расположен на берегах Невы. Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. Чтобы закрепить и обобщить теоретические сведения, учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей». ЗАДАНИЕ: нужно найти предложение с обособленными членами: определением, обстоятельством, подчеркнуть их как члены предложения, составить схему предложения и дать полную характеристику. Можно поработать в соавторстве с Экзюпери- что-то убрать, что-то добавить, применяя обособленные члены предложения. …Величие человека – в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за товарищей, их горе и радость у него в руках. Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, одержанной товарищами, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир. Электронная физминутка. «Половинка». |