Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения "Стили речи" в 10 классе»
Тема урока: Стили речи.
Класс: 10
Материалы, упражнения, задания, игра к уроку обобщения по теме «Стили речи»
Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам:
Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.
Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.
Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).
Задание 4. А) Написать криминальную хронику по мотивам сказки «Муха-цокотуха» или «Колобок».
Б) Написать инструкцию «Как правильно выгуливать собаку» или «Как правильно и безопасно передвигаться по лестнице», «Как смотреться в зеркало»
Инструкция “Как надо писать инструкцию”.
определить, какие действия надо совершить при выполнении той или иной работы
расположить их в определённой последовательности
использовать слова, указывающие на последовательность действий
писать кратко, чётко, точно, не выражая собственного отношения к тому, о чем повествуешь
Задание 5.
Провести лингвистическую игру «Битва мудрецов». В игре участвуют две команды.
Каждая из команд выбирает пословицу и доказывает, что эта пословица верна во всех случаях, вторая команда доказывает обратное. Игра проводится в два раунда. Сначала доказывает первая команда, вторая опровергает, затем наоборот.
Задание 6. Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.
Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики Николаеву И.П.
от уважающего Вас Иванова Н.И.
заявление.
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.