kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Функциональные стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации "Функциональные стили речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Функциональные стили речи"»

Тема: Функциональные стили речи

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о функциональных стилях речи

  • Повторить понятия «стиль речи», «стилистика»

  • Совершенствовать умения находить характерные для каждого стиля признаки, определять стиль незнакомого текста по данным характеристикам и аргументировать свой выбор

  • Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, творческого мышления

  • Совершенствовать навыки публичного выступления, умения работать в команде и самостоятельно

  • Воспитывать речевую культуру учащихся, воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, плакаты с презентациями, раздаточный материал: таблицы, план, карточки с текстами, бланки ответов на тест, толковый словарь.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Объявление темы, цели урока

  2. Мотивация учащихся

Нужно ли нам повышать свою речевую культуру, и как она связана с изучением стилей речи? Ответить на этот вопрос нам помогут эпиграфы к сегодняшнему уроку.

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

Г.Солганик

- Как вы понимаете это выражение? (ребята дают свои ответы на вопросы)

Нельзя    к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры.

В. Солоухин

К следующему высказыванию мы вернемся в конце нашего урока. А сейчас послушайте стихотворение о стилистике и скажите, о чем хотел сказать автор?

(учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявленье на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

А пока мы обсудим главную мысль этого стихотворения, наш специалист-лингвист найдет в словаре значение нового для нас слова «дилемма».

ДИЛЕММА

(греч. dilemma, от dis - вдвое, и lemma - предположение). Рассуждение, при котором из двух противоположных предположений вытекает одно и то же следствие, так что, какое бы из них ни принять, результат неизбежно одинаков.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Итак, сегодня мы будем говорить о стилях речи.

    • А кто даст определение понятию «стиль речи»? (Это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сферу общественной жизни человека)

А. Н. Толстой дал такое определение этому слову: «Слово «стиль» происходит от названия иглы или стилета, которым в древности писали на восковых дощечках. Стилетом называется также кинжал. В понятии «стиль» заключено острое, проникающее»

И действительно, мы должны знать, когда и какое слово применить, чтобы оно было уместно, чтобы каждое слово попадало точно в цель.

- Почему все стили называются функциональными, какие функции в речи они могут выполнять?

- А какие сферы деятельности они могут обслуживать? И сейчас, пользуясь своими знаниями о стилях, мы с вами заполним пустые квадраты в следующей схеме.

Все стили речи делятся на 2 большие группы, какие?

Они, в свою очередь, делятся на 5 подгрупп, каких?

4) Работа над темой урока

1. Сегодня на уроке у нас есть 5 экспертных групп, которые готовили презентацию одного определенного стиля. Но в задачу каждой из групп будет входить не только характеристика своего стиля, но и доказательство, для чего нам важно знание именно этого стиля.

Также после каждой презентации, вас ждет практическое задание. У вас на столах есть карточки с текстами различных стилей, вам необходимо после презентации найти среди них именно этот стиль и доказать свою точку зрения. А чтобы уравнять шансы каждой команды, находить и анализировать представленный стиль будет команда-соседка. Например, если презентуется художественный стиль, то представители команды разговорного стиля находят текст худ. стиля и доказывают, что это именно он.

Доказательство следует выстраивать строго по такому плану:

- основная функция стиля

- стилевые черты текста

- языковые особенности стиля

- речевой жанр

(план висит на доске, ученики записывают его в тетрадь)

Поможет вам в этом таблица, которую мы составляли на прошлых уроках, она лежит у каждого на столе.



Стиль речи

Основная функция

Стилевые черты

Языковые особенности

Речевые жанры

Разговорный

Общение

Живость, экспрессивность, непринужденность

Просторечная, разговорная лексика

Письма, телефонные разговоры, диалоги

Научный

Сообщение информации, доказательство ее истинности

Достоверность, точность, логичность, объективность


Научные термины, однозначность слова

Учебники, лекции, энциклопедии и др.

Официально-деловой

Сообщение, информирование

Точность, краткость, шаблонность, отсутствие эмоциональности


Специальные обороты речи (в связи, по причине…)

Договор, заявление, объяснительная и др.

Публицистический

Воздействие на слушателя, побуждение к действию

Образность, эмоциональность оценочность, личностный характер изложения, доступность, лаконичность


Оценочная лексика, побудительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, прямые обращения к автору

Статья, очерк, реклама, интервью, репортаж и др.

Художественный

Воздействие на воображение и чувства читателя

Образность, выразительность, многостильность

Тропы: метафоры, олицетворения, эпитеты и др.

Роман, поэма, рассказ, комедия и др.

Очередность выступления каждой команды будем устанавливать так: я буду читать стихотворную характеристику стиля, а команде, которая готовила этот стиль, нужно будет опознать его и хором назвать свой стиль. Это будет своеобразным конкурсом для команд.

2. Итак, слушаем:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль - научный

Команда презентует научный стиль, следующая команда находит в карточке текст научного стиля и анализирует его по плану.

Текст № 3 в карточке:

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок.

3. Опознание учащимися следующего стиля:

Рекламный слоган, фельетон,

Статья и выступление,

В судебных речах слышен он,

В нем - личностное мнение.

Стиль очерков и репортажей,

В массмедиа он очень важен,

Широким массам он знаком,

Публицистическим зовется он.

Команда готовится к презентации стиля, все ученики записывают новое слово «массмедиа».

МАССМЕДИА — (англ. mass media), то же, что средства массовой информации

Представляется публицистический стиль, следующая команда находит текст из карточки этого стиля и анализирует его.



Текст № 1 в карточке:

Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья за деньги не купишь. По-моему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех.

(Ученики анализируют текст)

4. Учащиеся опознают следующий стиль:

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню Или скину смс-ку, Чтобы был довольный. В жизни очень нужен нам Стиль просто разговорный. Команда презентует свой стиль, команда-соседка находит в карточке соответствующий стиль и анализирует его.

Текст № 5 в карточке:

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз! Ну и красотища! Всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе – ястребы! Штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк.

(Анализ текста по плану и таблице)

5. Опознание стиля:

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Для того, чтоб заполнить все это,

Образец ты скорее открой

Стиль сухой и ни грамма полета

Под названьем официально-деловой.

Команда презентует стиль, «соседи» находят и анализируют стиль в карточке.

Текст № 2.

Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1988года в г. Киеве в семье служащего. В 1995 году поступила в первый класс средней школы № 4 г Киева, которую окончила с отличием в 2006 году…

(Анализ текста по плану и таблице)

6. Опознание стиля: Я с этим стилем уж давно

Знаком не понаслышке.

Мне не заменит и кино

То, что возьму из книжки.

Когда читаешь пьесу, стих

Пределу нет возможностям

Стиль завораживающий в них

Зовется он художественный

Анализ текста следующей командой. Текст № 4.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

5) Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

Мы повторили с вами все стили речи, потренировались в нахождении и доказательстве текстов определенных стилей, а теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему, легко ли вы можете ориентироваться в текстах различных стилей.

Мы проведем с вами тестирование с помощью мультимедийной доски, у каждого из вас на столах есть бланки ответов на этот тест. На доске появляется вопрос и варианты ответов на него. Вам нужно будет заполнить бланк буквой с правильным ответом

(После окончания тестирования на экран выводится слайд с правильными вариантами ответов, и ученики, обменявшись в парах бланками, проверяют работы своих одноклассников и начисляют по одному баллу за каждый правильный ответ).

  1. Подведение итогов урока, выставление и аргументация оценок, объяснение домашнего задания. Рефлексия.

Таким образом, по итогам сегодняшнего урока вы зарабатываете оценку, которая складывается из баллов, заработанных на тесте (максимум – 8 баллов) плюс 2-3 балла за активность на уроке, доклад, анализ незнакомых текстов.

Таким образом, вернувшись к эпиграфу («Нельзя    к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры»), мы можем уже дать свои комментарии по поводу этих слов.

Рефлексия

- Что имел в виду автор? Как вы понимаете его слова?

-Объясните значение понятий «языковой вкус», «чувство языка»?

- Как вы думаете, приблизились ли вы сегодня на шаг к обладанию этими качествами?

- Есть ли в современном обществе необходимость в этих качествах? Почему?

И подводя итоги урока, давайте с вами немного пофантазируем: что бы было, если бы мы перепутали все стили? Тогда, возможно, заявление о приеме на работу могло бы звучать так:

Заявление

Уважаемая редакция журнала, примите меня, пожалуйста, на работу. Я займу должность главного редактора, так как меня устраивает оклад и время работы, а документы я обязательно вскорости донесу.

25.03. 2017 г. Подпись

И всех я думаю повеселило бы замечание классного руководителя в дневнике подобного содержания:

Дорогие родители, вы представляете, ваше несравненное чадо буквально вчера накинулось на девчонку из нашего класса и давай ее метелить ни с того, ни с сего! Че делать-то будем?

А дружеская беседа могла бы принять такие обороты:

- Привет! Ты представляешь, вчера предложили мне должность корректора в очень классном журнале, вот, голову ломаю, идти – не идти…

- Я думаю, тебе стоит согласиться, ведь корректор – издательский, редакционный, типографский работник, исправляющий в читаемых им типографских оттисках ошибки, допущенные при наборе. В некоторых издательствах корректор осуществляет также вычитку рукописи перед сдачей в набор.

- Так я не понял, ты – за или против?!

Такие шуточные примеры, где нарушаются нормы стилистики, еще раз доказывают необходимость изучать особенности всех стилей речи.

И домашним заданием на следующий урок будет составление такого шуточного текста, где нарушались бы нормы того стиля, который вы сегодня представляли.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Функциональные стили речи"

Автор: Радченко Юлия Валерьевна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "127814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415378530"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства