Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения "Однородные члены предложения"»
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе. (
Тема: «Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».
Цели урока:
повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня усвоения материала учащимися;
развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, творческого мышления, умения ставить цели, сопоставлять факты на основе анализа;
воспитание внимательности, умения видеть и словесно изображать красоту родной природы, работать коллективно и в паре.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, присаживайтесь.
2. Словарный диктант с взаимопроверкой. (Разминка).
- Запишите слова под диктовку, объясняя орфограммы; затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки, проговаривая условия выбора орфограмм.
Удивительный орнамент, привычный маршрут, поразительный пейзаж, поделиться впечатлениями, причудливое произведение кондитера, возникают в воображении, приобретают розоватый оттенок.
- У кого нет ошибок? 1-2? 3-4?
3. Выход на тему, формулирование темы и целей обучающимися.
(Стадия вызова)
Сегодня я бы хотела познакомить вас со словами академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает рыбу, которая не умеет плавать”.
-Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему занятию? Над чем мы работали на предыдущих уроках? Попытайтесь сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.
4.(Стадия осмысления) индивидуальная работа.
Да-нетка. Отвечаем на вопросы да или нет, сначала самостоятельно проставляя + (согласен) или- (не согласен) после № предложения.
1)Однородными могут быть только главные члены предложения.
2)Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на разные вопросы.
3)В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова .
4) В предложении может быть только одна группа однородных членов..
5) Между однородными определениями запятые не ставятся
- Как осуществляется связь однородных членов в предложении? Какие группы сочинительных союзов вам знакомы? Вспомните, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга. Можете воспользоваться тетрадями-справочниками. (Их мы ведём с 5 класса).
- Играем в “Третий лишний”.
И, зато, а.
А, но, либо.
И, ни-ни, то-то.
Не только…,но и; не то – не то; или.
- Объясните свой выбор.
- Как называются слова, объединяющие однородные члены? Что можете сказать о пунктуации при них? Начертите и возможные схемы предложений, приведите примеры (обобщающие; [0,0,0 - Θ], [Θ: 0,0,0], [Θ: 0,0,0 - …])
Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.
Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги,— всё радовало глаз.
Русский лес хорош в любое время года: и зимой, и летом.
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.
Яркое солнце и ослепительно белый снег, ветерок и тишина обступили его, закружили и опустили на землю.
- Сколько групп однородных членов в 3 предложении? Есть ли в нём обобщающее слово? А какое можно было бы поставить?
- Подведём итоги. Удалось ли вам воспользоваться своими знаниями?
Физкультминутка.
5. Расширение сведений об однородных членах предложения.
Просмотрите слайды, составьте предложения с однородными членами. Прочитайте, оставив только один однородный член. Обобщите наблюдения и сделайте вывод.
- Какую роль играют однородные члены в речи? (Однородные члены помогают более ярко, точно передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный приём речи.)
Но наряду с этим однородные члены таят в себе опасность.
Итак, переходим к следующему этапу урока, на котором проведем работу по предупреждению грамматических ошибок. Обратите внимание на слайд. На нем представлены наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Рассмотрим их.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).
4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы).
5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).
Закрепление материала (работа в парах).
– Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное – исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на листах. Записи делаем после обсуждения в парах.
1.Неправильно. 2.Вид ошибки. 3.Исправлено
1. Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении. №5
2. Зима была морозна, радостна и красивая. №1
3. В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные. №2
4. Мы не только использовали прозу, но и стихи. №4
5. Эта книга научила меня добру и любить природу. №3
6.Рефлексия.
– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали? Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать?
– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
7. Дифференцированное домашнее задание.
1 группа. Написать сочинение-миниатюру, используя материал урока, на тему “Зима в лесу” с использованием предложений с однородными членами.
2 группа. Задание имеет исследовательский характер. Тема работы:“Роль однородных членов предложения в стихотворении А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
Неправильно
Вид ошибки (№)
Исправлено
Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении.
Зима была морозна и красивая.
В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные.
Мы не только использовали прозу, но и стихи.
Эта книга научила меня добру и любить природу.
Неправильно
Вид ошибки (№)
Исправлено
Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении.
Зима была морозна и красивая.
В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные.
Мы не только использовали прозу, но и стихи.
Эта книга научила меня добру и любить природу.
Неправильно
Вид ошибки (№)
Исправлено
Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении.
Зима была морозна и красивая.
В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные.
Мы не только использовали прозу, но и стихи.
Эта книга научила меня добру и любить природу.
Неправильно
Вид ошибки (№)
Исправлено
Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении.
Зима была морозна и красивая.
В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные.
Мы не только использовали прозу, но и стихи.
Эта книга научила меня добру и любить природу.
Неправильно
Вид ошибки (№)
Исправлено
Я заинтересовался и изобразил лес в своём сочинении.
Зима была морозна и красивая.
В тайге обитают зайцы, медведи, белки, животные.
Мы не только использовали прозу, но и стихи.
Эта книга научила меня добру и любить природу.
Вид и № ошибки
Пример
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов.
Герой умен, находчив, наблюдательный.
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.
В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель.
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного.
Я люблю сочинять стихи и чтение.
4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и.
Я не только читаю газеты, но и журналы
5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.
Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор.
Вид и № ошибки
Пример
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов.
Герой умен, находчив, наблюдательный.
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.
В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель.
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного.
Я люблю сочинять стихи и чтение.
4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и.
Я не только читаю газеты, но и журналы
5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.
Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор.
Вид и № ошибки
Пример
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов.
Герой умен, находчив, наблюдательный.
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.
В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель.
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного.
Я люблю сочинять стихи и чтение.
4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и.
Я не только читаю газеты, но и журналы
5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.