2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| Слово учителя: - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной. Вот приметы пропавшей части речи: С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный,гладкий. Чай какой? Горячий,сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2) Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи» Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи? Как вы понимаете смысл названия части речи? Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.» (слайд №3) Слово учителя: Итак, ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним: - Какой раздел науки о языке изучает прилагательное? - О каких морфологических признаках этой части речи вы можете рассказать? Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами? | Учащиеся читают загадку на слайде, дают устные ответы на поставленные учителем вопросы, отмечают, что прилагательное относится к разделу «Морфология», который изучает части речи, их морфологические признаки. Чередование гласных в корне слова. Приложенное, добавленное к чему-то. Учащиеся строят лингвистический текст о морфологических признаках имени прилагательного. | Решение проблемной ситуации (П); выражение своих мыслей, аргументация своего мнения (К); Формулирование темы (К) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание (Р); |
3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Слово учителя: Шаг за шагом мы движемся к раскрытию чрезвычайного происшествия. Чтобы не сбиться с верного пути, мы обратимся к схеме – таблице, которую составлять будем все вместе. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках). (Слайд №4) Задания в группах: учащиеся распределяются на 5 групп; каждая группа находит имена прилагательные, характеризующие: описание природы, состояние человека, название морей и рек, цветов, в загадках. Слово учителя: Наше расследование продолжается. Где искать имя прилагательное? Обратимся к поэтическому тексту. Береза. Люблю березку русскую, То светлую, то грус_ную, В беленом сарафан_чике, С платочками в карман_чиках, С красивыми засте_ками, С зелеными сере_ками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную, То яс_ную, кипучую, То грус_ную, плакучую. (А. Прокофьев) - Какую картину природы вы себе представляете? - Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березу? - Как называются эти художественно – выразительные средства языка? - Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят. - Подберите синонимы и антонимы к слову грустный. - Определите тему и основную мысль текста. - Определите стиль текста и тип речи. Аргументируйте свой ответ. (слайд № 5) Слово учителя: Расследование продолжается. Обнаружены следы исчезнувшей части речи, но отпечатки, увы, оказались нечеткими. Ваша задача – восстановить улики. Работа со взаимопроверкой. 1 группа (базовый уровень) Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными, графически выделите окончания. Свеж.. трава, мелк.. дождь, хмур.. небо, интересн.. книга, в голуб.. дали, надежн.. друг, пушист.. облака, верн.. подруги, в зимн.. пальто, спел.. помидор. (слайд № 6) 2 группа (базовый уровень) Запишите словосочетания, раскрывая скобки, составьте морфологический «портрет» данных прилагательных. - Что значит составить морфологический «портрет»? С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью. (слайд №7) 3 группа (повышенный уровень) Составьте и запишите словосочетания, в случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю. Кофе (горячий), пюре (картофельный), эмаль (голубой), тюль (красивый), эскимо (сладкий), тушь (черный), шинель (солдатский), такси (свободный), мозоль (больной), (новый) кафе. - Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных. (слайд №8) Слово учителя. Юные сыщики, вы с успехом расследуете это «странное» дело, составляя морфологический «портрет» прилагательного. Вот еще одно важное обстоятельство: один из свидетелей утверждает, что видел Прилагательное среди других жителей Морфологии. Их основа тоже оканчивается на шипящую, поэтому трудно отличить их друг от друга. Давайте поможем очевидцу. Работа в парах. - Составьте схему-таблицу, распределяя слова в разные колонки. Линюч…, луч…, брош.., из-за туч.., мимо луж…, тягуч…, около дач…, дремуч…, испеч…, разжеч…, ландыш…,меч…. (слайд №9) - По какому принципу классифицировали слова? Слово учителя. Другой свидетель утверждает, что видел Прилагательное в государстве Морфемики. Оно никак не могло выбрать, что ему больше подойдет: О или Ё. Помогите Прилагательному определиться с выбором. - Работа с учебником (упр. 353) - Задания по группам. 1 группа (базовый уровень) - Перепишите пословицы, устно объяснив их смысл. Прилагательное, данное в скобках, употребите в нужной форме. 2 группа (базовый уровень) - Выпишите из пословиц, раскрыв скобки, словосочетания «прилаг + сущ», согласовав в роде, числе и падеже. 3 группа (повышенный уровень) - Составьте текст о любимом животном, используя краткие прилагательные с основой на шипящую. (слайд №10) Взаимопроверка проделанной работы. Выяснение, какие виды работ вызвали особые затруднения, почему. Коллективная работа (оценка задания 3 группы) Справились ли ребята с заданием? Что помогло сделать текст образным, интересным, эмоциональным? Дайте свою оценку. Слово учителя. Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении. Работа со взаимопроверкой. 1 группа (базовый уровень) Работа с карточками. - Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. - Подчеркните главные члены предложения. 1 Зимний, воздух, чистый, свежий. 2 Беленький, заяц, пригожий. 3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. 4 Забавный, ёж, колючий. 2 группа (базовый уровень) - Составьте четыре предложения о животных из сказок (волки, зайцы, медведи и т.д.) с однородными сказуемыми, выраженными прилагательными. - Подчеркните сказуемые, выраженные краткими прилагательными. 3 группа (повышенный уровень) - Внесите необходимые исправления в предложения с однородными сказуемыми (упр. 596) - Создайте алгоритм ответа по данной орфограмме. 4 группа (базовый уровень) - выполните морфологический разбор прилагательных из предложения Забавный ёж колюч. (слайд №1й) | Учащиеся коллективно составляют схему-таблицу Учащиеся создают группы по мере фактических знаний учебного материала для решения лингвистической задачи. Работа с художественным текстом, выявление эпитетов в тексте. Работа над синонимами и антонимами. Работа по речеведению (определение темы, основной мысли, стиля текста, типа речи). Работа учащихся по взаимопроверке. Дифференцированный подход к выполнению данного задания. Учащиеся показывают усвоение материала по согласованию прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Работа с толковыми словарями. Построение лингвистического текста (устно) о правописании падежных окончаний имен прилагательных. Работа в парах по составлению схемы-таблицы, проверка знаний орфограммы «правописание кратких прилагательных с основой на шипящую», а также умение отличить его от других частей речи с основой на шипящую. Учащиеся работают над орфограммой «правописание окончаний имен прилагательных с основой на шипящую». Учащиеся делятся на группы в соответствии с фактическим знанием учебного материала. Учащиеся определяют смысл пословиц, выписывают словосочетания по схемам, согласовывая в роде, числе и падеже; строят художественный текст с привлечением кратких прилагательных с основой на шипящую. Взаимопроверка учащихся. Коллективная работа над текстом. Взаимопроверка. Деление учащихся на группы. Работа с карточками. Составление предложений, выделение сказуемых, определение какой частью речи они выражены. Работа над грамматическими синтаксическими ошибками в предложении. Создание алгоритма ответа по данной орфограмме. | Контроль (Р), учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р), оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р), внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К), построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, (К), использование речи для регуляции своего действия) |
5Обобщение и закрепление полученных знаний (продолжение). Цель: мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать выполнения заданий | Слово учителя. Мы продолжаем наше расследование но у же в страну Лексикологию, потому что Имя Прилагательное очень сдружилось с синонимами и антонимами. Ему понравилось подбирать себе пару. - Как вы думаете какое задание нам предстоит выполнить? - Что такое синонимы и антонимы? Работа учащихся по вариантам. 1 вариант Подбирает синонимы Гигантский – огромный Апатичный – равнодушный Коллективный – общий Бой – сражение | 2 вариант Подбирает антонимы Соленый – пресный Высокий – низкий Торжественный – повседневный Глупый- умный Война - мир | - Какую роль играют синонимы и антонимы в речи? Слово учителя: - Стоп! Нам необходимо остановиться! Очень важная информация. Попробуем, ребята, ее «выудить». Коллективная работа с текстом. (упр. 351) - Прочитайте внимательно текст. Определите тему и основную мысль текста. О ком он? Что вы знаете об этом человеке? - Подчеркните в тексте имена прилагательные, характеризующее личность первого космонавта. - Найдите слова, которые, на первый взгляд, имеют одно значение. Эти слова называются паронимами. - Используя толковый словарь, определите лексическое значение этих слов. - Устно ответьте на вопрос: Какие качества характера отметил в своем друге космонавт А.Леонов? Проведем эксперимент: предлагаю вашему вниманию словосочетания, в которых использованы одни и те же прилагательные, ваша задача - определить чем они отличаются. Работа в парах по вариантам. 1 вариант Высокий человек (рослый), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные). 2 вариант Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежая зелень (молодая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое). (слайд №13) Слово учителя. Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него… - Ребята! Изменится ли что либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ. Слово учителя. Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскать среди других частей речи. А теперь давайте все вместе поможем ему вернуться на свое место. Игра (мозаика) На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер. Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости. голубой | клетчатый | умный | квадратный | фиолетовый | смешной | добрый | крылатый | сердитый | злой | мохнатый | полосатый | лысый | весёлый | сердитый | злой | мохнатый | огромный | пушистый | лохматый | волшебный | бескрайний | лиловый | злой | шёлковый | прозрачный | стеклянный | бумажный | медный | синий | глубокий | широкий | золотистый | серебристый | носатый | шерстяной | красивый | оранжевый | хвостатый | плоский | толстый | худой | зубастый | щекастый | бледный | зелёный | шумный | звонкий | ушастый | летучий | кривой | жёлтый | светлый | чёрный | красный | странный | багровый | серый | удивительный | бархатный | прелестный | чудесный | милый | коричневый | малюсенький | крупный | громадный | железный | колючий | кирпичный | железный | | Мозаика – это разноцветные камешки или стёклышки, из которых можно сложить самые разные картины. (слайд №14) Слово учителя: А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя прилагательное. Предлагаю поработать над тестом. (ответы находятся на закрытой части доски) 1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А)первое Б) третье В)четвертое 2) Какая часть речи называет различные признаки предметов? А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.) 4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? А) сказуемое Б) дополнение В) определение 5) Имя прилагательное не изменяется А) по родам Б) по числам В) по спряжению 6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес Б) дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол (слайд №15) | Подобрать к словам синонимы и антонимы Учащиеся дают определения синонимам и антонимам Учащиеся работают с таблицей, определяют, какую роль синонимы и антонимы играют в речи. Использование толковых словарей, для определения лексических значений некоторых слов. Учащиеся находят слова «простой», «простоватый» Учащиеся занимаются компрессией текста, строя устно свое высказывание. Проводя исследовательскую работу, ученики повторяют понятия: прямое и переносное значения слова, синонимы. В результате эксперимента выясняют, что одни и те же прилагательные могут характеризовать различные понятия. Аргументируют свой ответ. Повторяют понятие - многозначные слова. Учащиеся строят устное высказывание Учащиеся выполняют работу по тесту. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р), осуществление итогового и пошагового контроля по результату, (Р), адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л), самооценка личности, (Л), формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Оценка знаний, коррекция (Р) |