Обощающий урок по теме «Имя прилагательное»
Дата ____________________________________________ 6 класс
Цели:
- Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя прилагательное», формирование орфографическую зоркость;
- Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; развивать умения сравнивать, выделять главное, систематизировать и обобщать, делать выводы;
- Воспитательные: создание условий для формирования у учащихся чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Тип урока: урок повторения
Материальная база, оборудование урока:
- Презентацияв программе PowerPoint 2007.
- Карточка с текстом «Журавли улетают».
ХОД УРОКА:
Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные,
как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать
над собой, ставить новые
цели и стремиться к их достижению.
Ж-Ж. Руссо
- Организационный момент.
Зарядка позитивного мышления. (Ученики повторяют вслед за учителем)
- Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
- Я не буду лентяем в умственном отношении.
- Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Эти слова французского мыслителя обращены к вам, ребята: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете.
2. Отгадайте загадку. О чём она?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?... (имя прилагательное)
- Что вы знаете о прилагательном?
3. Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) по лицам;
в) по временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4. Краткую форму имеют прилагательные:
а) относительные;
б) качественные;
в) притяжательные
Это только начало нашей работы. На сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умения правильно их писать. Задача не из легких. Итак, мы отправляемся в дорогу.
4 Синтаксический разбор предложения:
Стало солнце в роще тополин.. золот.. листья распускать.
- Указать грамматическую основу предложения.
- Найдите в предложении эпитет, выпишите с ним словосочетание.
«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
- Объясните пропущенные буквы. Что вам помогает в этой работе?
5. Найди решение
А
Б
В
1. В летн… ночь
2. Колюч… ежа
3. В свеж… воздухе
4. На горяч… песке
5. От жарк… солнца
6. Ранн… утро
7. У больш… дуба
ею
иво
ом
ем
ова
ее
ова
юю
иго
ем
им
ого
ие
ога
ию
его
им
ом
ово
ии
ого
Проверь себя: 1 Б, 2 В, 3 В, 4 А, 5 Б, 6 А, 7 В (взаимопроверка по ключу)
ФИЗМИНУТКА
6 Работа с текстом.
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
-Какова основная мысль этого текста?
-Объясните пропущенные буквы. Какие орфограммы вы вспомнили?
- Выпишите прилагательные, определите разряд.
- Когда в суффиксах прилагательных пишется –Н-, а когдла -НН-?
-Н-
-НН-
-АН-
На стыке морфем
-ИН-
-ОНН-
-ЯН-
-ЕНН-
ветренный
Оловянный
Деревянный
Стеклянный
7. Цифровой диктант
- Осе..яя погода, клюкве..ый морс, глин..ый кувшин, ветре..ый день , серебря..ый кубок, соломе..ая шляпа, кожа..ое пальто, воробьи..ое гнездо, маши..ое масло, мыши..ый хвост, внутре..ий распорядок, комари..ый писк
- -Н- и –НН- в суффиксах прилагательных
- Разряды прилагательных
«Лови ошибку». Запиши исправленный вариант
- Строгий – строгайший;
Добрый – добрейший;
Тихий – тихее;
Храбрый – храбрейший;
Глубокий – глубокайший;
Богатый – богатейший;
Широкий - ширше;
Редкий – редкайший;
Вечерний – вечернейший;
Верблюжий – верблюжайший.
9. Спишите, раскрывая скобки
1. (Не)верный друг — опасный враг.
2. Добрая слава злому (не)навистна.
3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт.
6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём.
7. В (не)дружной семье добра (не)бывает.
8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.
- Давайте пошушукаемся
11. Итог урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А
Б
В
1. В летн… ночь
2. Колюч… ежа
3. В свеж… воздухе
4. На горяч… песке
5. От жарк… солнца
6. Ранн… утро
7. У больш… дуба
ею
иво
ом
ем
ова
ее
ова
юю
иго
ем
им
ого
ие
ога
ию
его
им
ом
ово
ии
ого
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Просмотр содержимого документа
«Обощающий урок по теме Имя прилагательное»
Муниципальное образование Новокубанский район, ст. Советская
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Подготовила Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МОБУООШ № 27 ст. Советской
Обощающий урок по теме «Имя прилагательное»
Дата ____________________________________________ 6 класс
Цели:
Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя прилагательное», формирование орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; развивать умения сравнивать, выделять главное, систематизировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательные: создание условий для формирования у учащихся чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Тип урока: урок повторения
Материальная база, оборудование урока:
Презентацияв программе PowerPoint 2007.
Карточка с текстом «Журавли улетают».
ХОД УРОКА:
Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные,
как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать
над собой, ставить новые
цели и стремиться к их достижению.
Ж-Ж. Руссо
Организационный момент.
Зарядка позитивного мышления. (Ученики повторяют вслед за учителем)
Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
Я не буду лентяем в умственном отношении.
Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Эти слова французского мыслителя обращены к вам, ребята: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете.
2. Отгадайте загадку. О чём она?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?... (имя прилагательное)
- Что вы знаете о прилагательном?
3. Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) по лицам;
в) по временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4. Краткую форму имеют прилагательные:
а) относительные;
б) качественные;
в) притяжательные
Это только начало нашей работы. На сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умения правильно их писать. Задача не из легких. Итак, мы отправляемся в дорогу.
4 Синтаксический разбор предложения:
Стало солнце в роще тополин.. золот.. листья распускать.
- Указать грамматическую основу предложения.
- Найдите в предложении эпитет, выпишите с ним словосочетание.
«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
- Объясните пропущенные буквы. Что вам помогает в этой работе?
5. Найди решение
| А | Б | В |
1. В летн… ночь 2. Колюч… ежа 3. В свеж… воздухе 4. На горяч… песке 5. От жарк… солнца 6. Ранн… утро 7. У больш… дуба | ею иво ом ем ова ее ова | юю иго ем им ого ие ога | ию его им ом ово ии ого |
Проверь себя: 1 Б, 2 В, 3 В, 4 А, 5 Б, 6 А, 7 В (взаимопроверка по ключу)
ФИЗМИНУТКА
6 Работа с текстом.
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
-Какова основная мысль этого текста?
-Объясните пропущенные буквы. Какие орфограммы вы вспомнили?
- Выпишите прилагательные, определите разряд.
- Когда в суффиксах прилагательных пишется –Н-, а когдла -НН-?
-Н- | -НН- |
-АН- | На стыке морфем |
-ИН- | -ОНН- |
-ЯН- | -ЕНН- |
ветренный | Оловянный |
| Деревянный |
| Стеклянный |
7. Цифровой диктант
Осе..яя погода, клюкве..ый морс, глин..ый кувшин, ветре..ый день , серебря..ый кубок, соломе..ая шляпа, кожа..ое пальто, воробьи..ое гнездо, маши..ое масло, мыши..ый хвост, внутре..ий распорядок, комари..ый писк
-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных
Разряды прилагательных
«Лови ошибку». Запиши исправленный вариант
9. Спишите, раскрывая скобки
1. (Не)верный друг — опасный враг.
2. Добрая слава злому (не)навистна.
3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт.
6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём.
7. В (не)дружной семье добра (не)бывает.
8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.
Давайте пошушукаемся
11. Итог урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
| А | Б | В |
1. В летн… ночь 2. Колюч… ежа 3. В свеж… воздухе 4. На горяч… песке 5. От жарк… солнца 6. Ранн… утро 7. У больш… дуба | ею иво ом ем ова ее ова | юю иго ем им ого ие ога | ию его им ом ово ии ого |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осе(н, нн).. дни соб..раются к отлету журавли. Перед дальн.. дорогой покружили они над р..кой, над родным болотом. Собрались в стройн.. косяки, потянулись в далек.. теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летел жур..вли(н, нн)ый к..сяк.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Просмотр содержимого презентации
«прилагательное»
Окунева Наталья Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
МОУООШ № 27
ст. Советской
муниципального образования Новокубанский район
Краснодарского края
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Жан Жак Руссо
Кто я?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...
Имя прилагательное
ТЕСТ
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Прилагательное может изменяться:
а) по родам;
б) по лицам;
в) по временам.
ТЕСТ
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) определения;
в) обстоятельства.
4. Краткую форму имеют прилагательные:
а) относительные;
б) качественные;
в) притяжательные
Синтаксический разбор предложения
ой
Стало солнце в роще тополин.. золот.. листья распускать.
ые
золотые листья
Найдите в предложении эпитет .
Этимологическая страничка
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Найди решение
А
1. В летн… ночь 2. Колюч… ежа 3. В свеж… воздухе 4. На горяч… песке 5. От жарк… солнца 6. Ранн… утро 7. У больш… дуба
Б
ею иво ом ем ова ее ова
В
юю иго ем им ого ие ога
ию его им ом ово ии ого
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1 Б, 2 В, 3 В, 4 А, 5 Б, 6 А, 7 В
Работа с текстом
ПРАВИЛО
Цифровой диктант
- Осе..яя погода, клюкве..ый морс, глин..ый кувшин, ветре..ый день , серебря..ый кубок, соломе..ая шляпа, кожа..ое пальто, воробьи..ое гнездо, маши..ое масло, мыши..ый хвост, внутре..ий распорядок, комари..ый писк
2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1
ПРОВЕРКА
-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных
-Н-
-НН-
-АН-
На стыке морфем
-ИН-
-ОНН-
-ЯН-
-ЕНН-
ветр енн ый
Олов янн ый
Дерев янн ый
Стекл янн ый
н
нн
1. -ин-
(принадлежность к кому-либо)
3. -нн-
2. -ан-, -ян-
4. -нн-
(сделанный из…)
Искл: стекл янн ый
олов янн ый
дерев янн ый
Искл: ветр ен ый
Запомните!
Ветреный (ветер)
1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.
2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму),
но: без ветре нн ый
Ветряной –
приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)
Разряды прилагательных
КАЧЕСТВЕННЫЕ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
Какой?
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Какой?
Обозначают признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени
Указывают на материал, время и пространство
Чей?
Имеют степени сравнения, краткую форму, сочетаются с наречием очень
Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу
Найди ошибку
ПРАВИЛО
- Строгий – строгайший; Добрый – добрейший; Тихий – тихее; Храбрый – храбрейший; Глубокий – глубокайший; Богатый – богатейший; Широкий - ширше; Редкий – редкайший; Вечерний – вечернейший; Верблюжий – верблюжайший.
ОБРАТИМСЯ ЗА СПРАВКОЙ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ
ПРОСТАЯ ФОРМА
СОСТАВНАЯ ФОРМА
ПРЕВОСХОДНАЯ
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ
Основа прилагательного +
-ЕЕ
-ЕЙ
-Е
-ШЕ
ТОНЬШЕ, СЛАБЕЕ
ПРОСТАЯ ФОРМА
БОЛЕЕ + прилагательное
Более сильный
СОСТАВНАЯ ФОРМА
Основа прилагательного +
-ЕЙШ –
-АЙШ-
Сильнейший, величайший
Простая форма сравнительной степени + всех
Сильнее всех
Спишите, раскрывая скобки
1. (Не)верный друг — опасный враг.
2. Добрая слава злому (не)навистна.
3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт.
6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём.
7. В (не)дружной семье добра (не)бывает.
8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.
ПРАВИЛО
НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
С полными и краткими прилагательными не пишется слитно:
С полными и краткими прилагательными не пишется раздельно:
1) если слово без не- не употребляется: небрежный, неряшлив;
1) если в предложении есть противопоставление с союзом а: не весёлый, а грустный; не широк, а узок;
2) если прилагательное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением: недобрый (злой), нехорош (плох).
2) если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не : вовсе не глубокая река; сказка ничуть не страшна.
Давайте пошушукаемся
Я понял…
Мне понравилось…
Я узнал…
Очень хотелось, чтобы…
Мне нужно…
Интернет – ресурсы:
http://img213.imageshack.us/img213/4980/forumdasnetdijitalmasaun.jpg фон источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново.
http://www.nederlands.nl/images/121500.jpg портрет Жан Жака Руссо
http://kakimenno.ru/uploads/posts/2013-03/1363982958_prilagatelnoe.jpg прилагательные
http://merzha.com.ua/wp-content/uploads/2013/02/ знание-1. jpg учёный
http://photos.lifeisphoto.ru/32/0/326409.jpg журавли
http://img.yandex.net/i/search/z-images__mask.png цветущий луг
http://animashky.ru/flist/objiv/2/7.gif бабочки
http://animashky.ru/flist/obnauk/4/113.gif - глаза
http://www.algaishkolatrhree.okis.ru/img/algaishkolatrhre/ino.jpg сова