( Не) указывают, ( не) хвалят, (не )здоровится,( не )выученный.
Определите, к какой части речи относятся данные слова;
объясните их написание.
Какое слово в этом ряду является лишним ? Обоснуйте свой ответ.
Учитель
Действительно, слово «невыученный» является причастием.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания Не с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании Не с причастиями, попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Поговорим о необычайном, неповторимом цветке – хризантеме.
.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель
Попробуем восстановить в памяти правило написания Не с причастиями.
а) «Лингвистическая зарядка»
Тетради не собраны
Пол не вымыт
Несчастный случай
Ещё не распустившийся цветок
Неряшливый человек
Невыдуманная история
Не подписанные учеником тетради Несделанная работа
Ненавидящий врага
Не хватает терпения
Рассказ не выдуман
Б) Работа с таблицей
Используя таблицу, объясните слитное и раздельное написание Не с причастиями, а также подберите свои собственные примеры.
Незаконченная работа
Не законченная, а начатая работа
Вовсе не законченная работа
Никем не законченная работа
До сих пор не законченная работа
3.Работа с текстом.
Учитель
Обратимся к тексту и познакомимся с историей хризантемы.
Мало кого уже удивляет слово «хризантема», в переводе с древне-
греческого оно звучит, как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в 3-м веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эликсир, помогающий
Избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но
Только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикос-
нуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцати цветковая золотая хризантема.
Учитель
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста и придумайте заголовок.
Найдите причастия и объясните их правописание с Не.
Учитель
Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни, но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.
Физминутка
4. Работа по развитию речи.
Обратимся к предложениям и исправим речевые и грамматические ошибки.
1. Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
2. Во время первой выставки цветущие цветы хризантемы оказали на
посетителей неизгладимое впечатление
3. Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.
Ключ.
1.Хризантема, не боящаяся заморозков , считается постоянным спутником осени. 2.Вовремя первой выставки цветущие хризантемы произвели на посетителей неизгладимое впечатление. 3. Одна из высших японских наград, не утративших своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами ).
Ключ.
Не разбирающийся в цветах ; не ухаживающий за цветами; не смотрящий на цветы; не отказавшийся от цветов; не пришедший с цветами.
6.Работа по составлению текста.
Учитель
Правильно употребите причастия с НЕ при составлении текста.
Познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
ПО другой легенде родиной этого---------- очаровательного растения является Китай. Китайцы --------------- в своей правоте , назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По------------силы преданию, смельчак , -------------сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не)побоявшийся, (не) потерявшего ,(не ) утратившему,(не) сомневающиеся.
.
7. Подведение итогов урока.
Учитель
Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, обнаружили и исправили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий. Обратимся ещё раз к учебнику и перечитаем правило о правописании НЕ с причастиями.
8. Домашнее задание.
Посмотрите отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
1. Составьте словосочетания на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма
2. Попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока, повторите правило, напишите сочинение - миниатюру «Удивительное рядом» .