«Ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватило денег».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: на конкретных примерах раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Целеполагание
2 мин
2
Актуализация знаний
Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.
20 мин
3
Изложения нового материала
Работа с текстом
23 мин
4
Информационный модуль
Выполнения студентами заранее подготовленных заданий
15 мин
5
Закрепление материала
Работа с учебником
15 мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
Написать эссе « Роль языка .в совр. обществе»
2 мин
Ход урока
Вступительное слово учителя
Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности
На лекции студенты слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо
Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.
Насколько внимательно человек умеет слушать . зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема ученика на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы.
Практическая работа.
Чтобы повысить внимание и проверить уровень его. предлагается ряд упражнений.
Прочитайте фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сколько покупок сделал Ноздрев? Перечислите на память эти покупки. Для этого определите, как способ организации перечня автором помогает его запомнить.
«Ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватило денег».
Прослушайте ряд слов (учитель читает: синева, гвоздь, ветер, утро, герань, даль, продукты, журнал, нездоровье, свет, кирпич, дрожь, шкаф). Попробуйте, не записывая слова, повторить их.
Игра в «испорченный телефон» - помогает умению слушать и воспроизводить услышанное.
На следующем этапе важно развивать логическое мышление и умение делать выводы.
С этой целью можно дать задания:
Проанализируйте отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души». Вставьте пропущенные слова (глаголы), соответственно характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям
«Между тем псы (брехали) всевозможными голосами : один забросивши вверх голову (выл, лаял) так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалование; другой (тявкал, отхватывал, частил) наскоро как пономарь; промеж них (звенел) как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, (завершал), бас, может быть старик, наделенный дюжею собачьей натурой…»
Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехов, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.
«У вас 600 кустов георгин. На что Вам этот (холодный, убогий), не вдохновенный цветок? У этого цветка наружность (яркая, броская), но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его (красивую), но (глупую) головку».
Закончите следующие высказывания, авторами которых являются известные писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами? Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?
Берегитесь всего того, что не одобряется (совестью). Толстой Л.Н.
Ум имей хоть маленький, да (свой). Горький А.М.
Не слушайте никогда тех, кто говорит (плохо о других и хорошо о вас).
Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей (которые умеют их читать)
Ум – одежда, которая (с годами не изнашивается). Писарев Д.И.
Вывод: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется.