kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Письмо как вид речевой деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Письмо как вид речевой деятельности" приурочен к празднованию 75-летия Победы. Письмо ветерану.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Письмо как вид речевой деятельности»»

Урок русского языка в 10 классе на тему

«Письмо как вид речевой деятельности»



Цель учебного занятия — научить учащихся новым способам нахождения знаний, ввести понятия, термины, повторить законы эпистолярного жанра.

Задачи:

Развивающая: развивать филологическое мышление, речь.

Воспитательная: продолжать воспитывать чувства гордости за великие подвиги русского народа, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, подвести обучающихся к осознанию значимости Победы в Великой Отечественной войне.

Формы организации учебной деятельности:

--групповая работа;

--индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:

Обучающиеся придут к пониманию значимости подвига ветеранов, их заслуги в Победе в Великой Отечественной войне, мира на Земле.

Оборудование: выставка книг ( произведения, содержащие письма литературных героев, переписка писателей), плакаты об акции «Письмо ветерану».

Эпиграф к уроку: С помощью письма лучше всего проникаешь в человека.
Слово ослепляет и обманывает, потому что оно
сопровождается мимикой лица, потому что видишь,
как оно сходит с губ, потому что губы нравятся,
а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге
— это душа нараспашку.
Ги де Мопассан



Организационный момент.


Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята. У нас сегодня интересная, нужная и важная тема. В век современных технологий мы отвыкли писать настоящие душевные письма. Часто отделываемся короткими сообщениями (смс), сокращенными словами («пасиб» , «спбо»). Но есть такие случаи в жизни человека, когда очень нужны слова от сердца, слова благодарности и признательности.


.


В апреле-мае 2020 года проходит традиционная патриотическая акция «Письмо ветерану». В ходе проведения акции участникам предлагается создать обращение в виде письма-поздравления, письма-сочинения, письма-благодарности в адрес участника военных действий, труженика тыла.

Поэтому на уроке мы вспомним, как правильно писать письма, какие бывают письма, и каждый из вас напишет письмо ветерану: или это ваш родственник, или сосед, или односельчанин.


2. Работа по теме урока.


Давайте вспомним, что такое письмо как вид речевой деятельности.


Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

М.Горький писал, что перед тем, как писать письмо, он ставил перед собой 3 вопроса: кому писать? Зачем писать? Как писать? Попробуем и мы ответить на эти вопросы.


--- Письмо –это текст. Значит, оно имеет вступление, основную часть и заключение. Как вы считаете, о чем можно написать во вступлении ветерану Великой Отечественной войны?

(ответы учащихся).

--Основная часть предполагает раскрытие темы. О чем вы можете написать ветеранам?

(ответы учащихся).

--И заключение. Обычные письма родным, друзьям мы можем закончить приглашением в гости, пожеланием успехов, здоровья. А как вы закончите это необычное письмо?

(ответы учащихся).

3. Работа по учебнику.

Проводится беседа:

--- Какие бывают письма?

- официальные,
- благодарственные,
- поздравительные,
- рекомендательные,
- личные,
- письма-просьба.

Определите вид вашего письма, адресованного ветерану

(благодарственное)

--- В каком стиле пишутся письма в зависимости от адресата и цели?

(ответы учащихся)

--- Каков объем писем?

(ответы учащихся)

--- Какие письма из художественной литературы вы помните?

Обращение к выставке книг.

( «Письмо Татьяны Лариной», «Письмо Онегина», «Письмо к матери» С.Есенина, «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев, письма А.С. Пушкина к Наталье Гончаровой, переписка Л.Толстого и другие)

Учащиеся выразительно читают отрывки из представленных книг.

---Можно ли о письме представить его автора?

(ответы)


3. Закрепление. Беседа.

--Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Главный элемент эпистолярного жанра? (Обращение тому человеку, кому адресовано послание)

2. А какие обращения требуются в рамках данного жанра? (Уважаемый, многоуважаемый, дорогой, любимый, милая и т.д.)

3.Место жительство, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес)

4.Текст, посылаемый для сообщения чего- либо, кому – либо. (Письмо)

5.Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. (Почта)

6. Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка)

7. Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. (Конверт)

А теперь несколько советов при написании письма.

Этикет составления корреспонденции.

1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма листы, вырванные из тетради!
2. Не начинайте письмо с местоимения «Я».
3. С левого края бумаги донизу оставляйте свободное поле одинаковой ширины.
4. Пишите поздравления, выражение соболезнования, благодарственные письма от руки, а в официальных случаях можно напечатать.
5. Перед отправкой письма проверьте орфографию.
6. Складывайте письмо всегда текстом внутрь.
7. Письмо должно свободно помещаться в конверт.
8. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес.

Перечислите структурные элементы письма.


Структурные элементы письма:

1. Приветствие или обращение
2. Вступление.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Подпись.
6. Дата


А теперь давайте почитаем ваши письма ветеранам


Письмо Ветерану

«Здравствуйте, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!

Меня зовут Андриянов Данила Дмитриевич, я ученик 10-го класса. В этом году у нас в программе обучения истории особо тщательно рассматривался XX век. Мы вспомнили всё из истории нашей родины, в том числе Великую Отечественную войну. Каждый из нас с трепетом в душе внимал рассказам учителя, пытаясь запомнить наибольший объём информации.

Многое мы узнали об ужасах войны, об героизме наших земляков. Я даже не могу представить, какое испытание выпало на плечи нашего народа, на плечи солдат-защитников. Невозможно представить, как, пройдя весь этот ад, можно остаться человеком… Но вы справились с этим испытанием. Теперь вы – достояние нашего народа.

Большое спасибо Вам за подвиг, совершённый вами 75 лет назад. Благодаря ему, мы родились свободными людьми в независимой стране. Благодаря Вам, весь мир живёт под чистым небом и люди просыпаются от пения птиц, а не от звуков канонады.

Низкий поклон Вам, уважаемый ветеран!

Всего доброго и наилучшего!

Благодарный гражданин России.




.




Учащиеся читают письма, которые они написали ветеранам войны.



«Здравствуйте, Игорь Иванович. Пишет вам ученица 10 класса из 21 века. Поздравляю Вас с Днем Победы! Мы никогда не забудем того, что Вы для нас сделали. Ведь, благодаря Вам, сегодня мы свободны и счастливы. С тех пор, как отгремели последние залпы войны, сменилось не одно поколение, но каждый год люди вспоминают Великую Победу, чтят память погибших солдат, чествуют живущих ветеранов.

Я, как и многие мои сверстники, знаю о войне из книг, кинофильмов, из рассказов ветеранов, которые приходят к нам на праздник.
Я не знаю, как выразить Вам свою благодарность за то… что я живу, за то, что я вижу вокруг себя лица близких, улыбки прохожих, солнце, родителей, бабушку с дедушкой, машины, самолёты. И это всё благодаря Вам. Ведь именно Вы, рискуя жизнью, защищали Родину, ведь именно Вы видели, как погибали Ваши товарищи от вражеских пуль, и при этом не сдавались. Знайте, что каждый из нас, будь то ребёнок или взрослый человек, всегда будет помнить, что Вы сделали для нас.

Я горжусь тем, что я живу в одной стране вместе с Вами. Спасибо за Победу, мы все гордимся Вами!



Джумаева Алия, ученица 10 класса ГБОУ СОШ с.Богдановка.»

«Здравствуйте, уважаемый и дорогой ветеран Николай Александрович! Я сердечно поздравляю Вас с днём Победы! Мир никогда не забудет вашего подвига во имя жизни на Земле! Вы боролись за счастливое будущее - за детские улыбки, за искренний смех, за мирную, спокойную жизнь, в которой царит покой и умиротворение. К сожалению, в настоящее время
появился неизвестный вирус, который захватил весь мир. Школы, детские сады, фабрики, предприятия - все закрылось, чтобы не распространялся этот вирус. Отменили все мероприятия, связанные с жизнью молодежи, а в этом году и вовсе отменили парад Победы на Красной площади, меня это очень расстроило. Ведь как здорово включить телевизор, посмотреть в прямом эфире, как наша армия различных войск демонстрирует на площади парад Победы. Ещё больше я люблю слушать истории семей по телевизору, где подробно правнуки и внуки рассказывают о своих родственниках - героях. А сегодня, наоборот, по голубому экрану показывают шокирующие факты какой-то страшной болезни, которая приводит к летальности. Все то, что сейчас происходит на земле, называют биологической войной!
Но тем не менее, несмотря ни на что, мы помним Ваш подвиг! Несмотря на обстановку, каждое село устроило себе маленький праздник. Да, мы не смогли собраться вместе, как раньше, но каждый житель выходил на улицу и встречал праздник возле своего дома с портретами родственников-участников Великой Отечественной войны, шарами, флагами. В нашем селе Богдановка был организован автопробег с украшенными машинами. Включив громко песню "День Победы", автоколонна проезжала по улицам села. От увиденного слезы наворачивались на глаза: чувство гордости за наш народ, чувство большой любви к своей Родине, неисчерпаемого уважения к солдатам, которые освободили нас от нацистов. Мы с моим соседом Данилом в дань памяти ходили к обелиску павших героев в Великой Отечественной войне возложить тюльпаны к Вечному огню.

Милый наш Николай Александрович, дорогой наш ветеран, от всей души ещё раз поздравляем Вас с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне! Несмотря на смутное время, мы надеемся и верим так же, что обязательно наступит мир и покой на всей Земле, все люди будут счастливы и здоровы!!!

Михеева Юлия, ученица 10 класса ГБОУ СОШ с.Богдановка.»





Итоги урока


Ребята, ваши письма говорят о любви и уважении к ветеранам, о вашем понимании современной ситуации, вы знаете, что нужно делать вам, подрастающему поколению, чтобы сохранить мир на Земле, чтобы ужасы страшной войны не повторились.

Поздравляю всех присутствующих с Праздником Великой Победы! Благодарю за урок.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Письмо как вид речевой деятельности»

Автор: Храмова Оксана Вячеславовна

Дата: 24.05.2020

Номер свидетельства: 551255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация. Чтение-как вид речевой деятельности. "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-chtieniie-kak-vid-riechievoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "128316"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415469609"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ "
    ["seo_title"] => string(68) "aktivizatsiia-vidov-riechievoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "204400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429642292"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "«Письмо строчной и заглавной буквы ч»"
    ["seo_title"] => string(38) "pis-mo-strochnoi-i-zaghlavnoi-bukvy-ch"
    ["file_id"] => string(6) "296763"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456075711"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Использование интернет-ресурсов при обучении письму на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-intierniet-riesursov-pri-obuchienii-pis-mu-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206612"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430228706"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья на тему: "Особенности обучения иноязычному письму на средней ступени""
    ["seo_title"] => string(76) "statia_na_temu_osobennosti_obucheniia_inoiazychnomu_pismu_na_srednei_stupeni"
    ["file_id"] => string(6) "592506"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637755890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства