Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Повторение темы "Наречие". Орфограммы", 7 класс»
Повторение темы «Наречие». Орфограммы.
Ход урока
1.Орг. момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок.
- А чтобы сегодняшний урок не прошел впустую, я хочу пожелать вам поработать на уроке по-ударному, блестяще отвечать на поставленные вопросы, уверенно выполнять задания, сосредоточенно слушать учителя и крепко-накрепкозапоминать всё сказанное.
2. Постановка темы и целей урока
-Ребята, исходя из моего приветствия, скажите, пожалуйста, о какой части речи мы будем говорить на уроке? ( О наречии)
- Наречие-новая для вас часть речи? (Нет)
- На протяжении нескольких уроков мы знакомились с наречиями и сегодня должны повторить изученное.
- Кто из вас был внимателен и запомнил наречия, которые я произносила? ( Ответ)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (об орфограммах наречий)
- Назовите тему урока.
- Мы работали с наречиями несколько уроков и сегодняшний будет последним. А тема урока называется Повторение темы «« Наречие». Орфограммы»
– Давайте сформулируем цели урока.
1. Повторить изученные орфограммы наречий.
2. Закрепить умения и навыки в правописании наречий.
3. Обогащать, расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий.
4. Прививать любовь к русскому языку.
Систематизация и обобщение изученных орфограмм о наречии.
Оценка знаний учащихся по пройденным орфограммам о наречии.
Совершенствование умений правильно писать и употреблять в речи наречия.
- Чтобы добиться поставленных целей, мы совершим путешествие по станциям в страну Наречие. На каждой из них вас ждёт интересное задание.
4. Актуализация знаний
- Наш путь я предлагаю начать со станции «Теоретическая», на которой вам предстоит сыграть в игру «Верные и неверные утверждения».
Если утверждение Верно, ставите «+», неверно «-».
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. -
2. Наречие отвечает на вопросы как? каким образом? где? когда? куда? +
3. Наречие изменяется по падежам, родам числам. -
4. В предложении наречие чаще всего выполняет функцию дополнения. -
5. У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная. + 6. Не с наречиями всегда пишется слитно. -
7. Наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И пишутся через дефис. +
8. Написание -О и -Е после шипящих на конце наречий зависит от ударения. +
9. На конце наречий пишется -А , если есть приставки ИЗ-, ДО-, С-? +
10. Суффикс -О пишется в наречиях с приставками В-, НА-, ЗА-. +
11. Наречия, образованные от порядковых числительных с приставкой В-, ВО- и суффиксами -ЫХ, -ИХ пишутся раздельно. – (через дефис)
12. В наречиях на -О,-Е пишется всегда НН. -
13. Мягкий знак не пишется на конце наречий уж, замуж, невтерпёж.
14. Наречия, образованные с помощью приставок В-, НА- от собирательных числительных пишутся раздельно. – (слитно)
15. Наречия, образованные от существительного с приставкой ПОЛ- и предлогом В пишутся слитно.+
16. Наречия, образованные от существительного на -АХ (- ЯХ) и предлогаВ, НА пишутся раздельно. +
17. Наречия пишутся слитно, если образованы от существительного с помощью предлогов БЕЗ, ДО, С, ПОД. – (пишутся раздельно - без оглядки, до зарезу, с разбегу)
- Сверьте ответ с эталоном на слайде.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
-
-
+
-
+
+
-
Вывод: Какой вопрос вызвал у вас затруднение? Почему?
5. Закрепление темы.
- Вы успешно справились с первым заданием. И мы продолжаем путь.
Вынужденную остановку сделаем на станции под названием
«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями»
Карточка 1.
Задание: раскройте скобки, объясните написание не с наречиями.
(Выполняем с комментированием. Первого ученика называет учитель, следующего - ученик, который комментировал словосочетание)
Поступил (не)лепо,говорить совсем (не)весело, , выглядел (не)хуже всех , спросил (не)вежливо, нисколько (не)трудно помочь, прибил (не)крепко, говорил (не) быстро, а медленно, взлететь (не)высоко, писать (не)аккуратно, купил (не)дорого, а дёшево, вовсе (не)интересно, появиться (не)ожиданно (т.е. мгновенно).
Вывод: - Какой навык мы совершенствовали, выполняя данное задание? ( тренировались в написании НЕ с наречиями)
- О, - А на конце наречий
- Молодцы, ребята. Далее на нашем пути следуетстанция «Грамотеи».
Карточка 2.
Задание:Вставьте пропущенные буквы рядом с цифрами.
1. Издавн..
6. Затемн..
1. А
6. О
2. Влев..
7. Досух..
2. О
7. А
3. Изредк..
8. Сначал..
3. А
8. А
4. Начист..
9. Досыт..
4. О
9. А
5. Добел..
10. Наглух..
5. А
10. О
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте соседа по парте.
- Сверьте код по эталону на слайде.
0 ошибок- «5»
1-2 ошибки- «4»
3 и более ошибок- «3»
-Выполняя данное задание, какой навык мы закрепляли? ( Повторяли правописание суффиксов -О,-А на конце наречий )
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с препятствием.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
- А сейчас мы движемся в направлении станции « Самостоятельная», на которой вас ждёт самое сложное испытание.
Карточка 3.
- Рассмотрите карточку и сформулируйте самостоятельно задание к упражнению. ( Ответы)
Задание. Исправьте ошибки ираспределите слова в три столбика в соответствии с написанием:
I вариант – выписывает наречия, которые пишутся через дефис,
II вариант – выписывает наречия, приставки в которых пишутся слитно,
III вариант – выписывает наречия, приставки в которых пишутся со словом раздельно
По заячьи, вдаль, по двое, по весеннему, в ручную, на боковую, давным давно, исподтишка, всердцах, во первых, на двое, безустали, нацыпочках, когда нибудь, кое где, в полцены, на ходу, бок-о-бок, точь-в-точь, вприпрыжку.
Через дефис
Слитно
Раздельно
По- заячьи
По-весеннему
Давным-давно
Во-первых
Когда-нибудь
Кое-где
Точь-в-точь
Вдаль
Вручную
Исподтишка
Надвое
Вполцены
Вброд
Вприпрыжку
По двое
На боковую
В сердцах
Без устали
На цыпочках
На ходу
Бок о бок
- Проверка по вариантам.
Слитно
(Вдаль-наречие включает в свой состав сущ. ДАЛЬ;
Вручную-наречие с приставкой В- и оканчивается на –УЮ;
Исподтишка – в составе наречия есть не употребляющееся в современном языке существительное;
Надвое- наречие образовано с помощью приставки НА- от собирательного числительного;
Вполцены – наречие образовано от существительного с помощью приставки ПОЛ- и предлога В;
Вброд – к существительному, входящему в состав наречия нельзя вставить определение;
Вприпрыжку- к существительному, входящему в состав наречия нельзя вставить определение;
Раздельно
По двое –наречие образовано сочетанием предлога ПО с собирательным числительным;
На боковую – (искл. из правила – если наречие с приставками в-,на-,за- оканчивается на –ую, то оно пишется слитно);
В сердцах- наречие образовано от существительного на АХ- и предлога В
( предлоги могут быть В,НА);
Без устали – наречие образовано от существительного с помощью предлога БЕЗ (предлоги БЕЗ,ДО,С,ПОД ;
НА цыпочках- существительное в составе наречного сочетания сохранило некоторые падежные формы;
На ходу- можно вставить между существительным и предлогом пояснительное слово-на ПОЛНОМ ходу;
Бок о бок- наречие образовано от 2 существительных с предлогом.
Вывод: - Какой навык мы совершенствовали, выполняя данное задание? (учились различать правописание слитного, раздельного и дефисного написания наречий)
Правописание Н и НН в наречиях
- Молодцы, вы успешно преодолели препятствие и можете немного отдохнуть. Тем более, что сейчас мы прибываем на станцию « Игровая»
Задание. Будьте внимательны. Я буду называть наречия. Если вы считаете, что в наречии Н- вы хлопаете 1раз, если НН -2 раза (топаете).
- На какое правило подобраны наречия? (Правописание Н и НН в наречиях)
-Расскажите правило. ( В наречиях пишется столько же Н, сколько в тех словах, от которых они образованы)
- Вызвало ли трудности выполнение данного задания?
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Правописание букв -О, - Е после шипящих
- Итак, продолжаем наше путешествие и прямиком отправляемся на станцию «Проверочная»
Карточка 4
Задание.Заменить словосочетания наречиями - синонимами на – О, - Е после шипящих (выполняем в парах)
Взяться за дело усердно – хорошо;
Работу выполнить прекрасно – блестяще;
Любить сильно – горячо;
Говорить напевно – певуче;
Вести себя дерзко – вызывающе;
Смотреть неодобрительно – осуждающе;
Двигаться неловко – неуклюже.
Проверка коллективная
Вывод:
- При каких условиях пишутся буквы -О, - Е после шипящих?
- А какое слово-исключение вы знаете из данного правила? ( Ещё)
-У кого были сложности, поставьте восклицательный знак на полях.
Правописание Ь знака после шипящих
- А наше путешествие продолжается к станции «Мягкий знак после шипящих», где нас с нетерпением ждут.
Карточка 5
Задание. Выпишите номера словосочетаний, в которых наречия пишутся без мягкого знака.
1. Мчаться вскач(?);
2.Наотмаш(?) ударить;
3. Выйти замуж(?);
4. Отворишь настеж(?);
5. Ждать невтерпёж(?);
6. Умчаться проч(?);
7. Становится невмоч(?);
8. Уж(?) смеркается;
9. Выполнил точ(?)-в-точ(?).
Сверьте код на слайде.
КОД: 3,5,8.
- Какое правило мы повторяли, выполняя данное задание? (правописание ь в наречиях после шипящих)
-Вызвало ли трудности выполнение данного задания?
Творческая работа
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с препятствием.
- И мы, наконец, прибываем на конечную станцию под названием «Творческая»
Карточка 6 Задание. Попробуйте оживить текст. Вместо пропусков употребите
подходящие по значению наречия.
Был полдень,_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая берёзка _______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Проверка (несколько уч-ся представляют свои варианты)
Проверка по эталону
Задание. Попробуйте оживить текст. Вместо пропусков употребите
подходящие по значению наречия.
Был полдень, беспощадно палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая берёзка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Озаглавьте текст, вставьте наречия
Ещё _______ казалось, что метель разыгралась ___________. Но _____________ пригрело солнышко, и стало _________________ празднично. Птицы ___________ щебечут, приветствуя появление солнца.
Слова для справок: вчера, очень ,(на)долго, радостно, (по)весеннему, чуть(чуть). Когда наречие пишем через дефис?
- Итак, с какой целью мы выполняли данное упражнение? (Развивали речь, логическое мышление, пополняли лексический запас)
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Подведение итогов
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы перед собой ставили?
- Достигли мы поставленных целей?
Домашняя работа ( по выбору учащегося)
1. §40, упр. 7 (ч.1)
2. Составьте в шуточной форме 5 предложений на тему «Перемена в школе», используя в них наречия.
Рефлексия
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Пожелания с использованием наречий
Урок хотелось бы закончить пожеланиями друг другу и нашим гостям, используя наречие:
Мы Вам желаем …
1. ________________ не болеть. (никогда) 2. ________________ выглядеть. (великолепно) 3. ________________улыбаться. (чаще) 4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда) 5. Живите________ (счастливо)
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Задание 1. Определите, к какой части речи принадлежат омонимичные пары в словосочетаниях: