Просмотр содержимого документа
«Урок -конспект "Путешествие в страну Фразеологию"»
План - конспект открытого урока по русскому языку в 5-ом классе
Тема: Путешествие в страну Фразеологию.
Цели урока:
I. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Фразеология», вызвав у учеников интерес к фразеологическим оборотам; способствовать самостоятельной работе учеников со словарями, учебником, предложенными текстами .
II. Обеспечить исследовательский характер учебной деятельностиучащихся на уроке, развивать творческие способности детей, обогащая их словарь новыми фразеологическими оборотами, учить анализировать предложенные примеры, на основании этого делать выводы и открывать новые знания.
III. Воспитывать интерес к языку через решение нестандартных лингвистических задач, разбудить заложенное в детских душах любопытство и любознательность к тайнам родной речи.
Тип урока: объяснение новой темы с привлечением знаний учащихся.
Оборудование: фразеологические словари, мультимедийный проектор, компьютер, карточки-рисунки, презентация материалов урока: тема урока, тексты с практическим заданием.
Оформление: газета «Занимательная грамматика», рисунки детей по фразеологизмам.
Опережающие задания: найти материал о фразеологизмах во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И.Молоткова, в школьных фразеологических словарях, нарисовать рисунки к фразеологизмам, выпустить газету «Занимательная грамматика».
Организационный момент: класс делится на несколько групп, в каждой группе выделяются консультанты и экскурсоводы.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, мы отправимся путешествовать по стране с необычным названием Фразеология, узнаем много нового и интересного.
Наши ребята-экскурсоводы расскажут об удивительных «жителях» этой страны - фразеологизмах. Если вы, ребята, хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то постарайтесь подружиться с ними.
Фразеологизмы являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Они обогащают язык, делают нашу речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать. Что обозначает тот или иной фразеологизм, каковы его особенности? На эти вопросы дает ответ вышедший в 1967 году «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
III. Ребята 1-ой группы рассказывают о словаре. Это первый фразеологический словарь в точном смысле слова. Он содержит свыше 4000 словарных статей. Чтобы показать, как фразеологизм употребляется в речи, каждое его значение иллюстрируется цитатами из произведений художественной и публицистической литературы. (Консультант рассказывает о принципах расположения фразеологизмов).
IV. Проецируем на доску словосочетания человек с головой, ломать голову, горячая голова, разбить наголову. Одинаково ли значение слова голова в этих выражениях? Конечно, нет. Обобщаем ответы учащихся, опираясь на помощь консультантов.
Человек с головой — правильно, это умный, рассудительный человек. Ломать голову — решать трудную задачу, думать о чём-нибудь. Горячая голова— скажем о человеке вспыльчивом, безрассудном. Наконец, разбить наголову означает нанести поражение, разбить всех поголовно.
Дети узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются постоянно, как бы в застывших формах. Такие сочетания называются фразеологическими оборотами.
Вот предложение: Увидев товарища, я быстро побежал ему навстречу. Как можно заменить слово быстро? (Сломя голову). А если нам нужно сообщить, что Юра — первый помощник папы? (Правая рука). Значит, используя фразеологические обороты в речи, мы делаем её образной и более выразительной. (проектор)
Русский язык богат фразеологизмами. Например, со словом рука их около пятидесяти. Вспомните некоторые из них. Для справок: брать голыми руками, из рук в руки, как без рук, все валится из рук, взять себя в руки.
Пользуясь словарями, объясните фразеологизмы стреляный воробей, собаку съесть, куры не клююти введите их в предложения. Какие вы ещё знаете словосочетания, в которых упоминаются птицы или животные? (делать из мухи слона, как белка в колесе, белая ворона, как с гуся вода, брать быка за рога).
Вы видите, что все они употребляются в переносном значении. Проецируем на доску.
Рядом протекали три ручья.
Слёзы текли в три ручья.
Давайте сравним предложения.
На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются юмористические произведения. Прослушайте и проанализируйте четверостишие:
Мне сказали: «Ваш Алёша
На уроке сел в калошу».
Я смеюсь: «Ведь это ложь.
Нет таких больших калош».
Устно составить предложения с записанными на доске оборотами, которые включают в себя (проектор):
повторяющиеся слова: с минуты на минуту, из года в год, в конце концов, со дня на день;
числительные: в один голос, меж двух огней, в трёх соснах, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, семь пятниц на неделе;
слова-антонимы: с больной головы на здоровую, и стар и млад;
слова-синонимы: переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит.
В результате работы подводим учеников к выводу, что большинство фразеологизмов заключают:
метафору (гореть на работе, вылететь в трубу);
сравнение (глуп как пробка, как гром среди ясного неба);
гиперболу (сыт по горло, мрут как мухи).
Иногда говорят: Ничего не видно. А ведь можно выразиться по-иному: Не видно ни зги. Вместо выражения Запомни! часто употребляют другое — заруби себе на носу. А организаторам чего-то иногда приходится слышать: Ну и заварили вы кашу.
V. Обратимся к историиэтого фразеологизма, для этого отправимся в Москву и Коломну. (Историю фразеологизма рассказывает ученик-экскурсовод). Оказывается, слово каша раньше имело ещё один смысл — свадебный пир (а не только род пищи). О том, какое важное значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать торжество у отца невесты. Но Дмитрий считал ниже своего достоинства отправиться к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. А тот отказался ехать в Москву к молодому зятю, которому исполнилось только 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами — в Коломне. От этих хлопотливых каш, в которые втягивался весь город, и родилось выражение «заваривать кашу».
VI. Изучением устойчивых сочетаний и оборотов речи занимается специальный раздел языкознания — фразеология, который и объясняет многие из них. Но вы, ребята, даже не являясь специалистами в этой области, сами можете определить, среди представителей каких профессий могли появиться эти словосочетания (проецируем на экран):
стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, через час по чайной ложке, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, попасть в ловушку, закусить удила, сгущать краски, ход конём.
Источники фразеологических оборотов в нашем языке различны. Одни (как пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдения человека над общественными и природными явлениями (Много снега — много хлеба) или в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошёл). Другиеприходят к нам как крылатые выражения из литературы: Сильнее кошки зверя нет (И. А. Крылов).
VII. Ученики-консультанты читают выученные заранее басни Крылова, в которых встречаются известные им фразеологизмы. Тут же отмечаем, что даже многие заглавия его произведений стали крылатыми выражениями: тришкин кафтан, волки и овцы, демьянова уха.
VIII. Творческая работа: выбрать из басен предложения со словом глаза. Поэтапно высвечиваем фразеологизмы на экране.
Для справок: с вороны глаз не сводит («Ворона и Лисица»), глазами, кажется, хотел бы всех он съесть («Волк на псарне»), глаза и зубы разгорелись («Лиса и виноград»), куда глаза глядят («Лисица и Осёл»), нет гребню и цены у мальчика в глазах («Гребень»), уставили глаза («Мор зверей»).
IХ. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как используют фразеологизмы поэты (проектор):
Мы и сами, сказать могу,
Из того же сделаны теста,
И бездельнику в нашем кругу
За столом не найдётся места.
С. Щипачёв
Зги не видно. Ночь вокруг.
И бойцу взгрустнётся.
Только что-то вспомнит вдруг,
Вспомнит, усмехнётся.
А. Твардовский
Что ж, что хлебнули по дороге горя,
Но что достойней — сам себе ответь:
Пройдя грозу, увидеть берег с моря
Или на море с берега глядеть?
В. Шефнер
Речка сбросила мостки,
Вырвалась из плена.
Всё ей нынче пустяки,
Море по колено!
А. Барто
Х. Продолжаем наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Записываем предложения, взятые из повести А.С.Пушкина «Дубровский» (вставить пропущенные буквы и графически выделить фразеологические обороты). Проектор.
Исправник в д..рожном платье, вооруж..вшись с ног до г..ловы,отвечал с видом таинственным и суетливым. Признавайся во всем, ибо так отделаю тебя розгою, что ты и своих не узна..шь. «Вранье,- решил Кирилла Петрович, - сейчас я выведу все на чистую воду».
Употребляя фразеологизмы, нужно помнить, что они приобрели устойчивую словесную и грамматическую форму. Говорим о том, что в них нельзя вставлять новые слова, заменять одно другим, так как разрушится смысл всего сочетания.
Вам, ребята, известно понятие «антонимы». Среди фразеологизмов тоже есть такие. Их мы узнаем, приняв участие в игре «Найди пару».
ХI. Проецируем на экран следующие фразеологизмы:
Ни зги не видно, заваривать кашу, по чайной ложке, коломенская верста, чуть свет, душа в душу, повесить нос, на чужой шее сидеть, держать ухо востро, сидеть сложа руки, во всю Ивановскую, ворон считать, от горшка два вершка, держать язык за зубами, хоть иголки собирай, единым духом, расхлебывать кашу, не покладая рук, на ночь глядя, как кошка с собакой, воспрянуть духом, жить своим горбом.
А теперь скажите, что означают фразеологизмы проглотить язык, прикуситьязык, держать язык за зубами? Верно, молчать. Как называются слова и выражения, близкие по смыслу? Правильно, синонимы. Значит, среди фразеологических оборотов, кроме антонимичных, есть и синонимичные.
Подумайте, какие выражения мы используем, говоря о лентяях?
Бить баклуши, валять дурака, лежать на печи, плевать в потолок, считать ворон, лень раньше тебя родилась.
А если человек неожиданно удалился, то он
и был таков, поминай как звали, сделал ноги, его след простыл
О небольшом количестве чего-либо как мы говорим?
Капля в море, всего ничего, кот наплакал, с гулькин нос, по пальцам можно пересчитать, раз-два и обчелся.
А какие словосочетания мы используем, если надо сказать очень давно?
Сто лет, тыщу лет назад, при царе Горохе.
ХII. Интересны фразеологизмы с этимологической точки зрения. Консультанты рассказывают о происхождении фразеологических оборотов и через проектор демонстрируют рисунки-иллюстрации к ним.
Как с гуся вода
Этот фразеологизм является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки над больным или заботливые родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (девочки) худоба (болезнь)».
Люди простодушно верили, что при этом болезнь сойдет так же бесследно, как с гуся вода. Известно, что у гусей перья покрыты жирной смазкой. Поэтому вода и не смачивает их перья, скатываясь каплями, чего не скажешь о курице.
Гол как сокол
В этом фразеологизме сокол не птица, а гладкое дубовое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот действительно был гол, на его гладкой поверхности не было ничего лишнего.
А теперь отправимся в Древнюю Грецию, вспомним фразеологизмы, которые включают в себя имена собственные. Выясним историю одного из них. Например, о тяжёлой, изнурительной работе мы говорим сизифов труд. А кто такой Сизиф?
Ученик-экскурсовод рассказывает историю этого фразеологизма.
Согласно древней легенде, этот хитрый и коварный правитель Коринфа захотел стать бессмертным, как боги. Ему удалось обмануть богиню Смерти и заковать её в железо. После этого весь ход жизни на земле был нарушен: всё живое перестало умирать, люди приравнялись к богам. Но Смерть была освобождена, и боги решили наказать царя. Они пообещали простить его, если на вершине высокой горы царь установит камень. Задача, на первый взгляд, казалась простой. Но как только Сизиф достигал вершины, камень с грохотом катился вниз. Так боги жестоко наказали правителя Коринфа, обрекая его на вечные муки. А мы говорим о работе, которая тяжела, но бесполезна, - сизифов труд.
Рассказывает следующий ученик. Немало выражений фразеологического характера возникло и в наше время. Например, широкое распространение получило словосочетание голубь мира. Первый конгресс сторонников мира был созван в 1949 году и заседал одновременно в Париже и в Праге. Он утвердил международную эмблему мира — изображение голубя с оливковой ветвью в клюве, выполненное французским художником Пабло Пикассо.
На экран проецируем изображение голубя с оливковой ветвью в клюве.
ХIII. Самостоятельная работа. Переписать фрагменты из басен И.А. Крылова, найти фразеологизмы, объяснить их с помощью словаря (проектор):
Скажи ж сама, голубка, мне.
Не мило ль даже и во сне
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! Не поминай нас лихом!
«Волк и Кукушка»
***
Вот за ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой,
То скобку пожимает.
«Ларчик»
***
Запели молодцы:
Кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало
И закружилась голова.
«Музыкант»
ХIV. Назовите фразеологизмы, в состав которыхвходит названиеживотных. Для справок (ребята могут назвать не все фразеологизмы, приведенные в справках) : козел отпущения, белая ворона, мокрая курица, глухая тетеря (тетерев), кот в мешке, кот наплакал, с гулькин нос, сонная тетеря, слепая курица, старый волк, старый воробей, стреляный воробей, красный петух, морской волк, гусь лапчатый, драная кошка, дойная корова, Лиса Патрикеевна.
Проецируем рисунки с изображением собаки, кошки, свиньи, слона, соловья, сельди, козла (козы), ласточки, вороны, мыши, курицы. Какие фразеологизмы пришли вам на память в связи с этими рисунками? С приведенными фразеологическими оборотами составьте предложения. Для справок:
Слон. Делать из мухи слона.
Собака. Вешать собак (на кого); вешать собак на шею (кому); как (что) собак нерезаных; собак гонять; вот где (в чем) собака зарыта; устал как собака; (как) собака на сене; ни одна собака; (нужен) как собаке пятая нога; собаке под хвост; (жить) как кошка с собакой; собаку съел; собачья радость; Соловей. Заливаться соловьем.
Ласточка. Первая ласточка.
Ворона. Ни пава ни ворона, ворона в павлиньих перьях.
Мышь. Надулся как мышь на крупу, беден как церковная мышь, мышей не ловит, мышиная возня, играть в кошки-мышки.
Курица. Писать как курица лапой, мокрая курица, носится как курица с яйцом (с кем, с чем), слепая курица, денег куры не клюют, курам на смех.
Кошка (кот). Кот наплакал, купить кота в мешке, тянуть кота за хвост, драная кошка, жить как кошка с собакой, как угорелая кошка, черная кошка пробежала (проскочила), играть в кошки-мышки, кошки скребут на душе (на сердце).
Козел (коза). Отставной козы барабанщик, драть козла, пускать козла в огород, драть (пороть, сечь) как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь, на козе не объедешь.
Свинья. Подкладывать свинью, метать бисер перед свиньями, разбирается (смыслит, понимает) как свинья в апельсинах.
ХV. Закончите фразеологизм и включите его в предложение (или(ворон), короче воробьиного (носа), куда ворон (костей не заносил), хоть волком (вой), брать быка (за рога), сказка про белого (бычка), вертеться как (белка в колесе), гнуть в бараний (рог), как баран (на новые ворота), волчий (аппетит), реветь (белугой).
ХVI. Заканчиваем урок игрой «Аукцион»: за три-четыре минуты ребята должны записать как можно больше фразеологизмов, в которых встречались бы слова голова, глаза, ноги, зубы, ухо, нос. Для справок:
Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, как снег на голову.
Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь — другая там, ног не чуять.
Ухо: держать ухо востро, пропускать мимо ушей, развесить уши, медведь на ухо наступил, ушки на макушке, слышать краем уха, прожужжать все уши.
Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо на глазу.
Зубы: говорить сквозь зубы, зуб на зуб не попадает, в зубах навязло, ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать зубы.
Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа.
ХVII. Подведение итогов урока. Объявление и комментирование оценок.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на «космическую» тему, используя фразеологизмы штурмовать небо, выйти на орбиту.