Урок-игра «Знай и люби русский язык» 6 класс
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)
.Формировать умения применять полученные знания на практике. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, творческую активность учащихся.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать уважение к русскому языку, к его богатству .
Активизировать интерес к русскому языку
Оборудование:
Раздаточный материал .
Компьютерная презентация урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на 5 команд. Каждая группа выбирает капитана , придумывает название своей команде. Перед началом игры каждая команда получает маршрутный лист, куда судейская коллегия будет выставлять зачётные баллы.
Учитель : Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по необъятной стране, имя которой - Русский язык. Да, это страна со своими законами и со своими традициями. Со своей историей со своим будущим. Если вы будете вдумчивы и терпеливы, то вам откроются тайны прекрасного русского языка.
1.Представление команд.
СТАНЦИЯ ФОНЕТИЙСК
1.Задание : капитан выбирает конверт, в котором находится метаграмма.
(слайд: МЕТАГРАММА -это загадка, в которой путём замены одной буквы на другую можно получить новое слово.
1.. Я цвет одинаковый часто имею:
и с г зеленею, и с к зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
(Лук – луг)
2. С п я в доме, с в я в поле,
с м я в море, с г — в футболе,
с к вбивают, с т взрывают,
с д долину называют.
(Пол - вол - мол - гол - кол - тол – дол)
3. С к - для тенниса я нужен,
С т - я сладок и красив снаружи.
(Корт – торт)
4. С т - его прочтём,
с д - мы в нём живём.
(Том – дом)
5. По реке по горной
С ю проплывём всегда мы,
С я меня ищи
На голове у дамы.
(Шлюпка – шляпка)
6. Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.
(Кран - Краб
7. С р меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой щ, хочу иль не хочу,
Рубят лес - я в сторону лечу.
(Репка – щепка)
2 задание:
Участникам игры предлагается вспомнить как можно больше скороговорок. Необходимо проговорить их быстро, чётко, правильно.
СТАНЦИЯ ЛЕКСИКОГРАД
1 задание: Дайте наиболее полное и точное толкование слов(дуб, бежать ,ясно)
2 задание: Составьте по 2 предложения со словами КЛЮЧ, КРАН, НАРЯД.
3 задание:- Ребята, отгадайте, какие антонимы
1. Можно встретить на географической карте?
(СЕВЕР - ЮГ, ЗАПАД - ВОСТОК, ГОРЫ - РАВНИНА, ВОДА - СУША, НИЗМЕННОСТЬ - ВОЗВЫШЕННОСТЬ.)
2. Скрыты на концах иглы? (ОСТРЫЙ - ТУПОЙ.)
3. Живут в сказках? (ДЕНЬ - НОЧЬ, ПРЕКРАСНЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ, ДАЛЕКО - БЛИЗКО, ДОБРО - ЗЛО, ВЕРНОСТЬ - ПРЕДАТЕЛЬСТВО.)
4. Управляют дверью? (ОТКРЫТЬ - ЗАКРЫТЬ.)
5. Помогают нам в гардеробе? (ОДЕТЬ - РАЗДЕТЬ, НАДЕТЬ - СНЯТЬ, ОДЕТЬСЯ – РАЗДЕТЬСЯ, ОБУТЬСЯ-РАЗУТЬСЯ.)
6. Командуют в учебнике математики? ( УМЕНЬШИТЬ - УВЕЛИЧИТЬ, СЛОЖИТЬ - ВЫЧЕСТЬ, ПРИБАВИТЬ - ОТНЯТЬ.)
7. Живут на клавишах рояля? (БЕЛЫЕ - ЧЕРНЫЕ, ДИЕЗ - БЕМОЛЬ, БЕКАР, ЛЕГАТО - СТАКАТТО, СКРИПИЧНЫЙ – БАСОВЫЙ КЛЮЧ.)
8. Сидят в водопроводном кране? (ГОРЯЧАЯ - ХОЛОДНАЯ.)
4 задание: Что означают эти выражения? Бить баклуши. Попасть впросак.
Заклятый враг. Точить лясы. Закадычный друг. Кромешная тьма. С гулькин нос.
СТАНЦИЯ ОРФОГРАФИЙСК
- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор
1.Пр…бежать домой2.Пр…жадный мальчик3.Пр…крутил шуруп
1.Пр…шел в школу2.Пр…длинная веревка3.Пр…клеил марку
1.Пр…летел в гнездо2.Пр…добрая девочка3.Пр…вязал бант
1.Пр…плыл к берегу2.Пр…мудрый пескарь3.Пр…шил пуговицу
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
СТАНЦИЯ СЛОВОТВОРСК
Соберите предложение, выполнив ряд действий
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
2 задание: Каждый участник команды на листе из данного корня пытается вырастить целое дерево однокоренных слов. Каждое однокоренное слово принесёт команде 1 балл.
Слова: вода, рука, возить, делать, мыслить, город.
3 задание «Не спутай кармашки»
На столе разложены карточки, содержащие по одному слову. На доске прикреплены кармашки с различными способами образования слов. Участники игры (по очереди от каждой команды) выходят к столу, берут карточку (одну), на которой написано слово, определяют способ, каким образованно данное слово от производящего, затем карточку кладут в соответствующий кармашек. За каждый правильный ответ команда получает балл.
( престранный, привстать, парашютистка, сотрудник, сбербанк, слабоватый, ошейник, газетный.)
4 задание «Четвёртое лишнее»
На карточке слова записаны в четыре строки. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его, выписать, объяснить причину. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем.
Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик.
Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать.
Подводник, дворник, сборник, печник.
(Ответ: стульчик, заучить, прервать, сборник)
СТАНЦИЯ ЧАСТИРЕЧЕНСК
Защита части речи.
На эту станцию участники игры приходят с заранее подготовленным домашним заданием. За несколько дней до начала игры команды во время жеребьёвки узнают ту часть речи, которую будут «защищать» на станции.
2 задание: назовите пословицы, в которых бы находились:
1.Собственные имена существительные.
2.Глаголы в повелительном наклонении.
3.Имена числительные.
СТАНЦИЯ УГАДАЙСК
Эта последняя станция. Сюда прибывают все команды .Каждой команде предоставляется право задать вопросы командам -соперницам. Эти вопросы команды готовили заранее, знакомясь с материалами по занимательной грамматике.
4. Заключительная часть
Подведение итогов игры , награждение команд и отдельных учащихся.