УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ по теме: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ по теме: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений – предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ по теме: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ»
РУССКИЙ ЯЗЫК в 5 классе.
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Цели: 1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений – предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
Х о д у р о к а
Психологический настрой (Слайды 1, 2, 3)
Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С. Пушкина.
Мотивация
А еще сегодня мы будем делать следующее:
а) здесь вы побываете корректорами;
б) здесь вы перенесетесь в старину;
в) здесь вы станете писателям
А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
Будьте внимательны:
Актуализация знаний
.
Создание проблемной ситуации (Слайд)
Посмотрите на доску, здесь загадка № 2:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей c поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка».
(«Сказка о рыбаке и рыбке)
Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче».) Прочитайте 1-e предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2.) Из каких? (Слова автора, слова рьiбки.)
Определение темы исследования
Такие предложения называются предложениями c прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
A наша задача – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения c прямой речью от других предложений.
-Чьи это слова: "Чего тебе надобно, старче?" (Слова рыбки.)
-Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: "приплыла рыбка, спросила" - слова автора.)
- Где стоят слова автора? (В начале предложения.)
- A прямая речь? Как оформлена прямая речь? (заключена в кавычки; пишется c большой буквы; после слов автора - двоеточие.)
- Ребята, a что это за слово «старче»? (Старик - устаревшее уважительнoе обращение к старому человеку.)
Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)
Интерпретация полученных данных
Давайте обобщим, что же мы узнали o предложениях c прямой речью.
1. Две части (слова автора, прямая речь).
2. Прямая речь пишется всегда c большой буквы, где бы ни стояла.
3.Заключается в кавычки.
4. После слов автора – двоеточие.
Мы c вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений c прямой речью. (Показ схем на магнитной доске.)
(Слайд7)
Удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений c прямой речью. Мы c вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты? A сейчас нас ждет новая встреча.
Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (Нет, так как отсутствуют слова автора.) Исправьте ошибку. Помните слова автора?
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали..."
Запись в тетради, один человек исправляет на доске.
A теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь. (Спросила, отвечает, сказала.) Такие глаголы принято называть глаголами говорения.
Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала... говорила, говорила... Это обедняет речь.
Чтобы y нас c вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей. (Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала). Проверка u дописывание.
Составим c одним-двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним из произведений A. C. Пушкина. (Проверка.)
Физ.минутка с рыбками.
Применение новых знаний в учебной деятельности
A теперь еще две сказки, узнали, какие?
Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами. 1-й вариант – «Сказка o мертвой царевне», 2-й вариант – «Сказка o попе и работнике его Балде». Проверка на доске, расстановка знаков c объяснением.
Постепенно мы добрались до последней сказки.
Воевода говорит, что петушок опять кричит.
Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке».)