Русский язык в 5 классе
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема урока: Что значит быть воспитанным?
Именительный падеж существительного (кто? что?)
Цель урока: знакомство с падежами и падежными вопросами, синтаксической функцией существительного; развитие познавательных интересов учащихся, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
Задачи урока:
- расширить понятийное поле слов «нравственность», «воспитанность», «добрый поступок»;
- обогатить лексику учащихся новыми словами;
- стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельность мышления;
- совершенствовать коммуникативно – речевые умения.
Ход урока
- Дидактический этап: положительная мотивация к уроку.
Цель: вызвать интерес к теме урока, настроить учащихся к уроку
Задается проблемный вопрос: кто такой воспитанный человек? Какой поступок называют добрым, благородным?
Ответы учащихся записываются на доске и в тетради и оформляются в виде схемы-ассоциации:
Войти в положение другого
сочувствовать Благородство понять другого
Помочь в трудную минуту
- Дидактический этап: Знакомство с текстами: учебник «Русская речь» 5 класс /У.А.Жанпеисова, Ш.Т.Кожакеева Алматы «Атамура» 2015/ упражнение 286, с.124. Воспитанный человек. В качестве дополнительного дидактического материала используется текст Ы.Алтынсарина «Бережливость и скупость»
Бережливость и скупость
Несколько уважаемых людей, желая оказать помощь одной осиротевшей семье, собирали пожертвования, для чего посещали то тот, то другой дом, и зашли к одному богатому человеку. Они услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника за то, что тот забыл прибрать небольшой обрывок веревки.
Богач говорил ему:
- Ты не знаешь, это хотя и маленькая веревка, но она вещь. Купленная за деньги, а заработать добро нелегко.
Путники, видевшие и слышавшие все это, начали совещаться между собой, как им поступить. Человек, который так сердится за то, что был забыт и оставлен на дороге какой-то обрывок веревки, едва ли пожертвует что-нибудь и не лучше ли им, чем тратить слова понапрасну, вернуться назад той же дорогой. На это один возразил:
- Что мы теряем? Раз пришли, расскажем ему о нашем деле.
Решив так, они подошли к богачу, отдали салем. Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре-пять мешков хлеба.
Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:
- Оттого, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она ни была мала, ценил ее и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.
- Дидактический этап.
Беседа по первым впечатлением.
Методические рекомендации к проведению беседы.
Работа над текстом важна с точки зрения воспитания, так и обучения. С учащимися, прежде всего необходимо выяснить идею высказывания и задачу автора. Текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, согласие (или несогласие) со сказанным. Поэтому заметное место в беседе должно быть отведено обсуждению конкретной проблемы, основной мысли текста, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над данным текстом.
Примерные вопросы и предполагаемые ответы учащихся :
- Кто главный герой рассказа? ( Главный герой рассказа – богач, потому что его ответ уважаемым людям определяют основной смысл повествования).
- Каким представили богача люди, собиравшие пожертвования? ( Люди представили богача злым и нелюдимым человеком).
- Почему эти люди решились подойти к богачу? (Наверное, эти люди решили сами убедиться в том, какой человек – богач).
- Почему путники удивились поступку богача? ( Путники были почти уверены в том, что богач откажет им в помощи).
- Бережливость и скупость в твоем понимании одно и тоже? ( Бережливость и скупость не одно и тоже: скупость –это жадность, бережливость – знающий цену).
- Подбери синоним к слову бережливый. (экономный).
4. Дидактический момент. Исследовательская работа по содержанию текстов «Воспитанный человек» и «Бережливость и скупость».
Задания:
- Найдите в содержании текстов общие темы и главные мысли;
- Сформулированы ли основные мысли в текстах? В каких предложениях они заключены? («Хорошее воспитание – это дорогое наследие». « Бережливость не есть скупость»).
- Что выражено в названии рассказов: тема или основная мыль?
- Представьте, что вам корреспондент детской газеты задал вопрос: совершили ли вы поступок, который можно назвать добрым? Почему о нем можно так сказать? Ответ на него и будет выводом к проведенному рассуждению.
5.Последующие дидактические моменты урока реализуют задачи, направленные на формирование орфографических, орфоэпических, синтаксических умений, грамматических категорий имени существительного.
Предлагаемые задания, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность школьников в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, законами, и требующих:
- активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом, понимания его особенностей;
- соотнесения ранее усвоенного материала, сравнения, нахождения сходств, различий;
- практического применения теоретических положений.
6. Дидактический этап. Подведение итогов.
7. Комментирование домашнего задания.
Момент урока, когда дается домашнее задание, очень важен как с точки зрения дидактики, так и психологии. Домашнее задание самым тесным образом должно быть связано со всем содержанием урока, оно должно углублять и закреплять учебный материал. Оно выполняется осознанно и охотно.
- выписать из текста (упр.286) имена существительные, обозначить их падеж;
- выписать 2-3 предложения, в которых подлежащее выражено одушевленным существительным в именительном падеже;
- написать мини-сочинение на тему: « Человек, которого можно (нельзя) назвать воспитанным».