kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Именительный падеж существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Русский язык   в 5 классе

 

      Тип урока: урок объяснения нового материала

 

Тема урока: Что значит быть воспитанным?

Именительный падеж существительного (кто? что?)

Цель урока: знакомство с падежами и падежными вопросами, синтаксической функцией существительного; развитие познавательных интересов учащихся, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

Задачи урока:

- расширить понятийное поле слов «нравственность», «воспитанность», «добрый поступок»;

- обогатить лексику учащихся новыми словами;

- стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельность мышления;

- совершенствовать коммуникативно – речевые умения.

 

Ход урока

  1. Дидактический этап: положительная мотивация к уроку.

Цель: вызвать интерес к теме урока, настроить учащихся к уроку

Задается проблемный вопрос: кто такой воспитанный человек? Какой поступок  называют добрым, благородным?

Ответы учащихся записываются на доске и в тетради и оформляются в виде схемы-ассоциации:

 

                       Войти в положение другого     

 

                         

сочувствовать            Благородство              понять другого

 

 

                     Помочь в трудную минуту

 

  1. Дидактический этап: Знакомство с текстами: учебник «Русская речь»  5 класс  /У.А.Жанпеисова, Ш.Т.Кожакеева Алматы «Атамура» 2015/ упражнение 286, с.124. Воспитанный человек. В качестве дополнительного дидактического материала используется текст Ы.Алтынсарина «Бережливость и скупость»  

Бережливость и скупость

 

Несколько уважаемых людей, желая оказать помощь одной осиротевшей семье, собирали пожертвования, для чего посещали то тот, то другой дом, и зашли к одному богатому человеку. Они услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника за то, что тот забыл прибрать небольшой обрывок веревки.

Богач говорил ему:

- Ты не знаешь, это хотя и маленькая веревка, но она вещь. Купленная за деньги, а заработать добро нелегко.

Путники, видевшие и слышавшие все это, начали совещаться между собой, как им поступить. Человек, который так сердится за то, что был забыт и оставлен на дороге какой-то обрывок веревки, едва ли пожертвует что-нибудь и не лучше ли им, чем тратить слова понапрасну, вернуться назад той же дорогой. На это один возразил:

- Что мы теряем? Раз пришли, расскажем ему о нашем деле.

Решив так, они подошли к богачу, отдали салем. Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре-пять мешков хлеба.

Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:

- Оттого, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она ни  была мала, ценил ее и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.

 

 

  1. Дидактический этап.

Беседа по первым впечатлением.

 

Методические рекомендации к проведению беседы.

 

Работа над текстом важна с точки зрения воспитания, так и обучения. С учащимися, прежде всего необходимо выяснить идею высказывания и задачу автора. Текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, согласие (или несогласие) со сказанным. Поэтому заметное место в беседе должно быть отведено обсуждению конкретной проблемы, основной мысли текста, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над данным текстом.

Примерные вопросы и предполагаемые ответы учащихся :

- Кто главный герой рассказа? ( Главный герой рассказа – богач, потому что его ответ уважаемым людям определяют основной смысл повествования).

- Каким представили богача люди, собиравшие пожертвования? ( Люди представили богача злым и нелюдимым человеком).

- Почему эти люди решились подойти к богачу? (Наверное, эти люди решили сами убедиться в том, какой человек – богач).

- Почему путники удивились поступку богача? ( Путники были почти уверены в том, что богач откажет им в помощи).

- Бережливость и скупость в твоем понимании одно и тоже? ( Бережливость и скупость не одно и тоже: скупость –это жадность, бережливость – знающий цену).

- Подбери синоним к слову бережливый. (экономный).

4. Дидактический момент. Исследовательская работа по содержанию текстов «Воспитанный человек» и «Бережливость и скупость».

Задания:

  • Найдите в содержании текстов общие темы и главные мысли;
  • Сформулированы ли основные мысли в текстах? В каких предложениях они заключены? («Хорошее воспитание – это дорогое наследие». « Бережливость не есть скупость»).
  • Что выражено в названии рассказов: тема или основная мыль?
  • Представьте, что вам корреспондент детской газеты задал вопрос: совершили ли вы поступок, который можно назвать добрым? Почему о нем можно так сказать? Ответ  на него и будет выводом к проведенному рассуждению.

5.Последующие дидактические моменты  урока  реализуют задачи, направленные на формирование орфографических, орфоэпических, синтаксических умений, грамматических категорий имени существительного.

Предлагаемые задания, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность школьников в процессе  ознакомления их с новыми правилами, понятиями, законами, и требующих:

  • активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом, понимания его особенностей;
  • соотнесения ранее усвоенного материала, сравнения, нахождения сходств, различий;
  • практического применения теоретических положений.

6. Дидактический этап. Подведение итогов.

7. Комментирование домашнего задания.

Момент урока, когда дается домашнее задание, очень важен как с точки зрения дидактики, так и психологии. Домашнее задание самым тесным образом должно быть связано со всем содержанием урока, оно должно углублять и закреплять учебный материал. Оно выполняется осознанно и охотно.

  • выписать из текста (упр.286) имена существительные, обозначить их падеж;
  • выписать 2-3 предложения, в которых подлежащее выражено одушевленным существительным в именительном падеже;
  • написать мини-сочинение на тему: « Человек, которого можно (нельзя) назвать воспитанным».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Именительный падеж существительного"»

Русский язык в 5 классе


Тип урока: урок объяснения нового материала


Тема урока: Что значит быть воспитанным?

Именительный падеж существительного (кто? что?)


Цель урока: знакомство с падежами и падежными вопросами, синтаксической функцией существительного; развитие познавательных интересов учащихся, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

Задачи урока:

- расширить понятийное поле слов «нравственность», «воспитанность», «добрый поступок»;

- обогатить лексику учащихся новыми словами;

- стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельность мышления;

- совершенствовать коммуникативно – речевые умения.


Ход урока


  1. Дидактический этап: положительная мотивация к уроку.

Цель: вызвать интерес к теме урока, настроить учащихся к уроку

Задается проблемный вопрос: кто такой воспитанный человек? Какой поступок называют добрым, благородным?

Ответы учащихся записываются на доске и в тетради и оформляются в виде схемы-ассоциации:


Войти в положение другого


сочувствовать Благородство понять другого



Помочь в трудную минуту


  1. Дидактический этап: Знакомство с текстами: учебник «Русская речь» 5 класс /У.А.Жанпеисова, Ш.Т.Кожакеева Алматы «Атамура» 2015/ упражнение 286, с.124. Воспитанный человек. В качестве дополнительного дидактического материала используется текст Ы.Алтынсарина «Бережливость и скупость»

Бережливость и скупость


Несколько уважаемых людей, желая оказать помощь одной осиротевшей семье, собирали пожертвования, для чего посещали то тот, то другой дом, и зашли к одному богатому человеку. Они услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника за то, что тот забыл прибрать небольшой обрывок веревки.

Богач говорил ему:

- Ты не знаешь, это хотя и маленькая веревка, но она вещь. Купленная за деньги, а заработать добро нелегко.

Путники, видевшие и слышавшие все это, начали совещаться между собой, как им поступить. Человек, который так сердится за то, что был забыт и оставлен на дороге какой-то обрывок веревки, едва ли пожертвует что-нибудь и не лучше ли им, чем тратить слова понапрасну, вернуться назад той же дорогой. На это один возразил:

- Что мы теряем? Раз пришли, расскажем ему о нашем деле.

Решив так, они подошли к богачу, отдали салем. Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре-пять мешков хлеба.

Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:

- Оттого, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она ни была мала, ценил ее и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.




  1. Дидактический этап.

Беседа по первым впечатлением.


Методические рекомендации к проведению беседы.


Работа над текстом важна с точки зрения воспитания, так и обучения. С учащимися, прежде всего необходимо выяснить идею высказывания и задачу автора. Текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, согласие (или несогласие) со сказанным. Поэтому заметное место в беседе должно быть отведено обсуждению конкретной проблемы, основной мысли текста, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над данным текстом.

Примерные вопросы и предполагаемые ответы учащихся :

- Кто главный герой рассказа? ( Главный герой рассказа – богач, потому что его ответ уважаемым людям определяют основной смысл повествования).

- Каким представили богача люди, собиравшие пожертвования? ( Люди представили богача злым и нелюдимым человеком).

- Почему эти люди решились подойти к богачу? (Наверное, эти люди решили сами убедиться в том, какой человек – богач).

- Почему путники удивились поступку богача? ( Путники были почти уверены в том, что богач откажет им в помощи).

- Бережливость и скупость в твоем понимании одно и тоже? ( Бережливость и скупость не одно и тоже: скупость –это жадность, бережливость – знающий цену).

- Подбери синоним к слову бережливый. (экономный).

4. Дидактический момент. Исследовательская работа по содержанию текстов «Воспитанный человек» и «Бережливость и скупость».


Задания:

  • Найдите в содержании текстов общие темы и главные мысли;

  • Сформулированы ли основные мысли в текстах? В каких предложениях они заключены? («Хорошее воспитание – это дорогое наследие». « Бережливость не есть скупость»).

  • Что выражено в названии рассказов: тема или основная мыль?

  • Представьте, что вам корреспондент детской газеты задал вопрос: совершили ли вы поступок, который можно назвать добрым? Почему о нем можно так сказать? Ответ на него и будет выводом к проведенному рассуждению.

5.Последующие дидактические моменты урока реализуют задачи, направленные на формирование орфографических, орфоэпических, синтаксических умений, грамматических категорий имени существительного.

Предлагаемые задания, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность школьников в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, законами, и требующих:

  • активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом, понимания его особенностей;

  • соотнесения ранее усвоенного материала, сравнения, нахождения сходств, различий;

  • практического применения теоретических положений.

6. Дидактический этап. Подведение итогов.

7. Комментирование домашнего задания.

Момент урока, когда дается домашнее задание, очень важен как с точки зрения дидактики, так и психологии. Домашнее задание самым тесным образом должно быть связано со всем содержанием урока, оно должно углублять и закреплять учебный материал. Оно выполняется осознанно и охотно.

  • выписать из текста (упр.286) имена существительные, обозначить их падеж;

  • выписать 2-3 предложения, в которых подлежащее выражено одушевленным существительным в именительном падеже;

  • написать мини-сочинение на тему: « Человек, которого можно (нельзя) назвать воспитанным».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок "Именительный падеж существительного"

Автор: Нургалиева Сауле Ешмаевна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Именительный падеж существительного "
    ["seo_title"] => string(45) "imienitiel-nyi-padiezh-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423844848"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка «Именительный падеж имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "117481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412793833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку  3 класс Тема. Именительный падеж имён существительных"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-tiema-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "290042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917063"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока на тему "Именительный падеж" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imienitiel-nyi-padiezh"
    ["file_id"] => string(6) "214460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432310147"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "план-конспект урока "Именительный падеж имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-imienitiel-nyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "243252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445683922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства