Способствовать закреплению и систематизации знаний учащихся по основным темам, изученных в разделе “Имя прилагательное”: умение выделять имена прилагательные среди других частей речи; определять род имен прилагательных по роду имен существительных. Способствовать развитию памяти, образного мышления, устойчивого внимания, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать навыки орфографии и каллиграфии. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, активность, умение работать в коллективе; прививать любовь к труду.
Формирование компетентностей: учебно-познавательную, коммуникативную, социальную
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
І. Подготовительный этап
1. Организация учащихся к уроку
Прозвенел звонок веселый.
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполнить должны вы в срок.
2. Психологический настрой
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас снова гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.
Книга – верный, Книга – первый, Книга – лучший друг ребят. Нам никак нельзя без книжки, Все ребята говорят.
ІІ. Основной этап
1. Проверка домашнего задания
- Над какой темой работали на предыдущем уроке? (Изменение имен прилагательных по родам)
- Как изменяются имена прилагательные?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные м. р?
- Какие имеют окончания? (ой, ый, ий)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные ж. р?
- Какие имеют окончания? (ая, яя)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные с. р?
- Какие имеют окончания? (ое, ее)
Какое упражнение было дано на домашнее задание?
Упражнение №181, стр. 96
Имена существительные мужского рода заменить именами существительными женского рода. Изменить окончания прилагательных.
Дальний путь
(Какая?) Дальняя дорога
Фронтальная проверка
2. Минутка каллиграфии
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Щ Щщ щи овощ овощной
Мама купила в овощном магазине вкусные и полезные овощи. (Подчеркните имена прилагательные)
Словарная работа (хоровое чтение)
Овощи – это сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде.
3. Сообщение темы и задач урока
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное
Ещё называют его ……(прилагательное)
Какая часть речи называется именем прилагательным?
- На протяжении нескольких недель мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя прилагательное». Сегодня вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
Вместе с прилагательными мы побываем с вами на колхозном поле, заглянем на наш школьный огород, пройдемся по магазинам и приготовим вкусные полезные блюда.
Задачи урока: Закрепим ЗУН по теме «Имя прилагательное»; выделять имена прилагательные среди других частей речи; определять род имен прилагательных по роду имен существительных. Работаем коллективно, в группах, самостоятельно.
Рассмотрите лист успешности. Здесь написаны формы работы на уроке. На каждом этапе с помощью кружков я буду выставлять оценку. В конце урока вы самостоятельно выставите себе оценку.
ЛИСТ УСПЕШНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И. ученика____________________________________
1. Отгадай загадки
2. Игра «Кто больше?»
3. Работа с текстом
4. Упражнение «Магазин»
5. Работа с учебником
6. Контрольный тест
7. Итоговая оценка
Итак, мы отправляемся в виртуальную экскурсию на колхозное поле.
С помощью загадок соберем урожай овощей.
4. Отгадай загадки
Здесь весною было пусто,
Летом выросла…. (Капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную…. (Картошку)
От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка…. (Свекла)
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную…. (Морковку)
Помогает деду внук
Собирает с грядок…. (Лук)
Вот зелёный толстячок-
Крупный, гладкий…. (Кабачок)
И красавец, великан-
Тёмно-синий…. (Баклажан)
Круглый, красный, кислый, сладкий, Можно съесть его нам с грядки, Если же сорвать зелёным, Будет он к зиме солёным. Знают люди с давних пор, Как прекрасен (помидор).
Я – и свежий, и соленый. Весь пупырчатый, зеленый. (огурец)
Вот и всё! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
С помощью прилагательных мы отгадали названия овощей.
5. Игра «Кто больше?» Подбор прилагательных к существительным (работа в тетради по инд. карточкам)
Каждому из вас я раздам карточки с овощами. Вы запишите названия в тетради. Подберете прилагательные, соответствующие этим овощам. По признакам предметов остальные должны отгадать название овоща.
Помидор - спелый свежий красный соленый зеленый маринованный сочный огромный большой консервированный крупный зрелый бурый
Продолжаем экскурсию. Отправляемся на школьный огород.
Прочитайте текст. (чтение текста цепочкой)
О чем говорится в тексте?
Подчеркните имена прилагательные. Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
Определить, каким членом предложения является имя прилагательное?
У нас большой школьный сад. Здесь растут разные овощи и фрукты. В густой зелени краснеют помидоры, вьётся упрямый горох, прячутся под листьями пупырчатые огурцы, созревает белокочанная капуста. За каждым классом закреплен определенный участок.
Ребята с желанием ухаживают за растениями. Зимой они развешивают на деревьях кормушки, а весной — скворечники, поэтому в нашем саду всегда много птиц, которые оберегают растения от насекомых-вредителей.
Вывод: Какую роль играют в нашей речи прилагательные? Прилагательные делают нашу речь полной, точной в описании, выразительной, красивой.
Самопроверка
А сейчас мы пройдёмся по магазинам
7. Упражнение “Магазин”. (Работа в тетради, «цепочкой» у доски)
КНИГИ, САПОГИ, БУЛОЧКИ, ШКАФ, КОНЬКИ, СВЁКЛА
- Вам надо записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень и окончание в именах прилагательных.
Проверка
ОВОЩНОЙ,
КНИЖНЫЙ,
ОБУВНОЙ,
ХЛЕБНЫЙ,
МЕБЕЛЬНЫЙ,
СПОРТИВНЫЙ
8. Физ. минутка «Овощи»
9. Составление диалога «В овощном магазине» (работа в парах)
Ребятам 1 группы было дано задание составить диалог «В овощном магазине»
Вам задание: внимательно прослушать диалоги, определить какие прилагательные в них встречались.
1) -Здравствуйте!
-Добрый день! -Что вы можете предложить мне из овощей?
-У нас сегодня есть в продаже огурцы, крупные красные помидоры, сладкий и горький перец, цветная и белокочанная капуста, репчатый и зеленый лук, свежая петрушка и укроп.
-Взвесьте мне по килограмму огурцов и помидор, полкило перца сладкого и пучок петрушки. Я дома сделаю вкусный, полезный, витаминизированный салат. -Хорошо, с вас 250 рублей
-Спасибо! -Спасибо за покупку!
- Приходите к нам ещё.
2) -Здравствуйте!
-Добрый день!
- Я хочу приготовить вкусный винегрет. Какие овощи вы мне можете предложить?
- Я могу вам предложить: сахарную свеклу, полезную морковь, квашеную хрустящую капусту, соленые огурцы, крупный картофель, белую фасоль, репчатый лук.
- Взвесьте мне по килограмму свеклы, моркови, лука, картофеля; 0,500 граммов – капусты, фасоли, огурцов.
-Хорошо, с вас 250 рублей
-Спасибо! -Спасибо за покупку!
- Приходите к нам ещё.
Какие прилагательные использовались для описания предложенных в магазине овощей?
Индивидуальная работа: Морозюк Е., Левченко К. (инд. карточки)
У доски -
11. Составление рецепта приготовления картофельного пюре с помощью опорных слов.
Итак, мы приехали домой. Нам надо приготовить картофельное пюре.
1 группа – по опорным словам, 2 – по опорным словам и образцу, 3 – подбирает существительные к прилагательным: холодная, горячее, кипяченое, сливочное.