Просмотр содержимого документа
«Урок ФГОС. Наречие как часть речи»
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Позднякова Татьяна Ивановна.
Образовательное учреждение: МБОУ Дареевская ООШ.
Класс: 5
Дата: 26.02.2016г.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык 5 класс» М., «Просвещение», 2016г.
Педагогические цели «цели урока для учителя):
Обучающие:
Организовать учебную деятельность, направленную на формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи;
Создать условия для формирования у учащихся практического умения находить в тексте наречия, определить его грамматическое значение и синтаксическую функцию.
Развивающие:
Способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.
Задачи урока (для учителя):
Организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения основных морфологических признаков и значения наречия;
Организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по нахождению наречий в тексте;
Организовать тренинг по отработке умения находить в тексте наречия и слова, от которых они зависят, задавать вопросы, определять их значение и роль в предложении и речи;
Организовать контроль действий учащихся;
Организовать рефлексивную оценку.
Учебные цели (цели урока для учащихся):
Освоить определение и значение понятия наречие;
Научиться умению находить наречие в речи и отличать его от других частей речи, определять его синтаксическую роль.
Задачи урока (для ученика):
Учиться ставить учебные цели и задачи;
Учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;
Познакомиться с алгоритмом действий по нахождению наречий в тексте и определению их морфологических признаков и синтаксической роли;
Потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму;
Проконтролировать себя;
Проделать рефлексивную оценку.
Ход урока.
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Орг. момент
.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!
Учитель читает стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
Оценивание готовности к уроку
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?
- На какие группы делятся части?
На доске
Засвищ…т скоро солов(?)и
И лес оден..тсялиствою.
- Я предлагаю вам проанализировать это предложение.
Спишите предложение, объясните вставленные буквы, знаки препинания, подчеркните члены предложения и укажите все части речи, которыми они выражены
Часть речи, учимся определять их морфологические признаки
Самостоятельные и служебные
Списывают предложение, объясняют вставленные буквы, знаки препинания, подчеркивают члены предложения и указывают все части речи, которыми они выражены
Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете ее впервые.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?
(Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели)
Знать морфологические признаки наречия;
Научиться отличать наречия от других частей речи;
Научиться находить наречия в тексте;
Уметь употреблять наречия в тексте.
- Вспомнить, что такое наречие, откуда произошло его название (этимологию) узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
Определяют тему, записывают в тетрадь
Формулируют задачи: определить, что такое наречие, каковы его морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.
Выявление места и причины затруднения
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Каково его происхождение? Известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? К вам на помощь пришло само НАРЕЧИЕ. Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Учитель добавляет: Еще в 1755 году в «Грамматика» М.В. Ломоносова сказано, что наречие служит «для краткого изображения обстоятельств».
Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.
- Давайте обратим внимание на корень –РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ.
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить». А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте:
На+реч+ие = на+глагол+ие
- Как выдумаете, почему так назвали «наглаголие»?
- А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.
-
(Выступает мальчик в роли Наречия).
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древне-русском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь « приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкать к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мнедружить и работать с ними.
Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Реализация построенного проекта
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической грамотностью
Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, использую слова-помощники.
____________ ночью пошел дождь. Он ___________ стучал в окна, __________ шумел в густой листве деревьев, _________ журчал в водосточных трубах.
____________ он затихал, и __________ слышно было, как в крупные дождевые капли ____________ и __________ падают в бочку, стоявшую под окном.
____________, как бы набравшись сил, дождь _________ начинал лить густыми потоками.
(Наречие относится к глаголу, «верный помощник» глагола)
Поздно ночью пошел дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.
Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном.
Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
Задания для исследования: (любое наречие из текста)
На какие вопросы отвечает? 1 группа
Как изменяется? 2 группа
К чему относится? Каким членом предложения является?
(синтаксическая роль) обе группы
Делаем вывод (вместе) Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Близко, слева, справа – где?
Направо, налево, вверх – куда?
Сегодня, вчера, утром – когда?
Издалека, сверху, справа – откуда?
Честно, дружно, интересно – как?
Нарочно, специально – зачем?
Поневоле, спросонок – почему?
Как изменяется?
Попробуйте изменить это слово по падежам.
Учитель: Изменяется ли оно по падежам? (Нет).
- А теперь измените по лицам.
Учитель: Изменяется ли по лицам? (Нет).
Учитель: Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи.
Учитель: Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (Окончание)
Учитель: Что такое окончание?
Учитель: А какая часть слова служит для образования новых слов? (Приставка, суффикс).
Учитель: Что такое приставка? Суффикс?
Учитель: Какие вы знаете суффиксы? (У существительных, прилагательных, глагола).
Учитель: В наречии «обыкновенно» суффикс -о. Еще в наречиях есть суффиксы: -а, -у, -у. А вот окончания нет. (И нулевого тоже).
Учитель: А кто из вас попробует дать определение наречия?
- Давайте проверим по учебнику, правы ли вы.
Каким членом предложения является наречие?
Первичное закрепление
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа по тексту.
Упражнение 410
Физкультминутка: Внимательно слушайте, когда услышите НАРЕЧИЯ, хлопайте в ладоши
Давайте быстро отдохнем,
Глубоко мы все вздохнем,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернемся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!
Игра «Собери пословицу». Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия и назвать их.
Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Легко сказать, да нелегко доказать.
В долг брать легко, а отдавать тяжело.
Тот не будет хорошо учиться, кто от работы прочь мчится.
Везде хорошо, где нас нет.
Минутка для шутки.
Посмотрите инсценировку – «Рецепт».
Учитель: Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем тут ошибки?
Учитель: Скажите, а как часто мы употребляем наречия в своей речи?
Учитель:Ученые-лингвисты установили, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8 %, поэтому по количеству они занимают 4-е место после существительных и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-е место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов, прилагательных). («Занимательно о русском языке», авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.).
Только к сожалению, их употребляем не всегда.
Чтобы не повторять ошибок в речи, выполним задание.
«Исправьте устно ошибки в употреблении наречий».
(Читаются предложения и исправляются ошибки)
Вперед подумай, потом отвечай.
Спереди меня шел высокий человек.
Девочка хорошо говорит по-английскому.
Завтра заместо математики будет Литература.
Работа с фразеологизмами: Замените фразеологизм наречием:
Спит как убитый – крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.
Как снег на голову – неожиданно.
В час по чайной ложке – мало.
Рукой подать – близко.
Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий, самооценка, контроль в парах)
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 5 Бы.
- Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело…. А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт – учебник грамматики русского языка.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Самостоятельная работа (в парах)
Задание: Замените противоположными по смыслу наречиями:
Быстро – медленно
Темно – светло
Легко – тяжело
Тихо – громко
Сверху – снизу
Много – мало
Вперед – назад
Выполняем ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (взаимопроверка)
1). Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.
2). Наречие – это служебная часть речи.
3). Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей.
4). В предложении наречие обычно является обстоятельством.
6). Наречие спрягается.
7). Наречие отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Зачем?
Записывают в тетрадях наречия, подбирают к ним антонимы
Рефлексия деятельности.
Домашнее задание.
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Давайте подведем итоги нашего исследования?
- Что мы исследовали? (Наречие как часть речи)
- Каковы результаты нашего исследования?
- А какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее выполнили?
Учитель: Ребята, а как каждый из вас сегодня поработал на уроке? Оцените свой труд, использую слова-наречия.
Работать – (можно хорошо, отлично, отлично, замечательно, чудесно и т.д.)
Записываем домашнее задание : упражнение 413
Учитель: Ребята, нашим гостям было очень приятно наблюдать за вашей работой.
Составим им пожелание с использованием наречий.
__________________ не болеть.
__________________ выглядеть.
__________________ улыбаться.
________________ быть преданными своему делу.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, чудесно, красиво.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели? Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!
Учитель читает стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
- Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?
(часть речи, учимся определять их морфологические признаки)
- На какие группы делятся части? (Самостоятельные и служебные)
На доске
Засвищ…т скоро солов(?)и
И лес оден..тсялиствою.
- Я предлагаю вам проанализировать это предложение.
Спишите предложение, объясните вставленные буквы, знаки препинания, подчеркните члены предложения и укажите все части речи, которыми они выражены.
Определение темы урока. Актуализация знаний
Учитель: С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете ее впервые.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Целеполагание.
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?
(Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели)
Знать морфологические признаки наречия;
Научиться отличать наречия от других частей речи;
Научиться находить наречия в тексте;
Уметь употреблять наречия в тексте.
- Вспомнить, что такое наречие, откуда произошло его название (этимологию) узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
II. Объяснение нового материала
Знакомство с понятие наречие.
- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Каково его происхождение? Известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? К вам на помощь пришло само НАРЕЧИЕ.
Давайте послушаем рассказ самого Наречия. (Выступает мальчик в роли Наречия).
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древне-русском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь « приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкать к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мнедружить и работать с ними.
Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель добавляет: Еще в 1755 году в «Грамматика» М.В. Ломоносова сказано, что наречие служит «для краткого изображения обстоятельств».
Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.
- Давайте обратим внимание на корень –РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ.
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить». А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте:
На+реч+ие = на+глагол+ие
- Как выдумаете, почему так назвали «наглаголие»?
- А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, использую слова-помощники.
____________ ночью пошел дождь. Он ___________ стучал в окна, __________ шумел в густой листве деревьев, _________ журчал в водосточных трубах.
____________ он затихал, и __________ слышно было, как в крупные дождевые капли ____________ и __________ падают в бочку, стоявшую под окном.
____________, как бы набравшись сил, дождь _________ начинал лить густыми потоками.
(Наречие относится к глаголу, «верный помощник» глагола)
Поздно ночью пошел дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.
Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном.
Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
Задания для исследования: (любое наречие из текста)
На какие вопросы отвечает? 1 группа
Как изменяется? 2 группа
К чему относится? Каким членом предложения является?
(синтаксическая роль) обе группы
Делаем вывод (вместе) Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Близко, слева, справа – где?
Направо, налево, вверх – куда?
Сегодня, вчера, утром – когда?
Издалека, сверху, справа – откуда?
Честно, дружно, интересно – как?
Нарочно, специально – зачем?
Поневоле, спросонок – почему?
Как изменяется?
Попробуйте изменить это слово по падежам.
Учитель: Изменяется ли оно по падежам? (Нет).
- А теперь измените по лицам.
Учитель: Изменяется ли по лицам? (Нет).
Учитель: Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи.
Учитель: Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (Окончание)
Учитель: Что такое окончание?
Учитель: А какая часть слова служит для образования новых слов? (Приставка, суффикс).
Учитель: Что такое приставка? Суффикс?
Учитель: Какие вы знаете суффиксы? (У существительных, прилагательных, глагола).
Учитель: В наречии «обыкновенно» суффикс -о. Еще в наречиях есть суффиксы: -а, -у, -у. А вот окончания нет. (И нулевого тоже).
Учитель: А кто из вас попробует дать определение наречия?
- Давайте проверим по учебнику, правы ли вы.
Каким членом предложения является наречие?
III. Стадия осмысления содержания. Первичное закрепление материала.
Работа по тексту.
Упражнение 410
Физкультминутка: Внимательно слушайте, когда услышите НАРЕЧИЯ, хлопайте в ладоши
Давайте быстро отдохнем,
Глубоко мы все вздохнем,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернемся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!
Игра «Собери пословицу». Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия и назвать их.
Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Легко сказать, да нелегко доказать.
В долг брать легко, а отдавать тяжело.
Тот не будет хорошо учиться, кто от работы прочь мчится.
Везде хорошо, где нас нет.
Минутка для шутки.
Посмотрите инсценировку – «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 5 Бы.
- Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело…. А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт – учебник грамматики русского языка.
Учитель: Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем тут ошибки?
Учитель: Скажите, а как часто мы употребляем наречия в своей речи?
Учитель:Ученые-лингвисты установили, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8 %, поэтому по количеству они занимают 4-е место после существительных и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-е место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов, прилагательных). («Занимательно о русском языке», авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.).
Только к сожалению, их употребляем не всегда.
Чтобы не повторять ошибок в речи, выполним задание.
«Исправьте устно ошибки в употреблении наречий».
(Читаются предложения и исправляются ошибки)
Вперед подумай, потом отвечай.
Спереди меня шел высокий человек.
Девочка хорошо говорит по-английскому.
Завтра заместо математики будет Литература.
Самостоятельная работа (в парах)
Задание: Замените противоположными по смыслу наречиями:
Быстро – медленно
Темно – светло
Легко – тяжело
Тихо – громко
Сверху – снизу
Много – мало
Вперед – назад
Работа с фразеологизмами: Замените фразеологизм наречием:
Спит как убитый – крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.
Как снег на голову – неожиданно.
В час по чайной ложке – мало.
Рукой подать – близко.
Выполняем ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (взаимопроверка)
1). Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.
2). Наречие – это служебная часть речи.
3). Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей.
4). В предложении наречие обычно является обстоятельством.
6). Наречие спрягается.
7). Наречие отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Зачем?