Тема: урок знакомства со звуком и буквой ( Ч ).
Материал: посылка с набором предметов ( перчатки, очки, ручка, ключ, часы, лампочка и т. Д; игрушки ( чебурашка, черепашка )
Ход занятия.
1.Оргмомент.Картинка Почтальона Печкина. Вы узнали нашего гостя? Что у него в руках? (посылка ) скажите это слово ласково?
Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите как тяжело было ее нести. ( дети имитируют ).
А мою посылочку нести легко . ( имитируется расслабление )
2.Сообщение темы. Дети вы догадались, какой звук мы будем изучать? ( звук Ч ). Почтальон Печкин нам будет помогать.
3.Характеристика звука Ч.
Каким квадратиком мы будем обозначать звук Ч? Какую рубашечку наденем мальчику?
ЗАПОМНИТЕ, звук Ч всегда мягкий. У него нет братца – твёрдого звука.
4.Произношение звука в слогах.
Вы хотите посмотреть , что в посылке?
А) надо отгадать загадки:
Пять чуланчиков, одна дверь.
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят.
По чуланчикам сидят. ( перчатки )
Что такое перед нами?-
Две оглобли за ушами,
На глазах – по колесу,
И сиделка на носу. ( очки )
На руке и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят ровным ходом –
От восхода до захода. ( часы )
Б) угадайте, какое слово я задумала, если в нём первый звук Ч , а последний А ; первый звук К , а последний Ч.
В) соберите слово по слогам: лам-поч-ка;
Г) звуки « рассыпались» ч, р, к, а. у. ( ручка )
Сколько согласных звуков? Между каких звуков слышится звук Ч .
Д) назовите слова, в которых последний слог – КИ?
5.Придумай рифму. Поможем Печкину подобрать рифму к слову - почка. ( дочка, кочка, бочка ,ночка, точка )
А теперь к слову – сверчок. ( каблучок, колпачок, бычок, бочок )
6.Физминутка. Чок – чок – чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
7.Знакомство с буквой Ч.
Вы умеете читать? Скажите: « Мы уже читаем! Первой букве в слове ЧТЕНИЕ – моё почтение!» на что похожа буква Ч ?
Ч – вы правильно решили-
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
8.Чтение слов. Чай , часы, чайник, чайница
Какое слово лишнее и почему? (часы )
Как назовём оставшиеся слова? ( однокоренные )
9.Итог урока.