Урок - закрепление по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненное предложение"
Урок - закрепление по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненное предложение"
Разработка урока-закрепления по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненное предложение". На уроке были использованы ИКТ-технологии. В плане урока представлены различные задания ("Синтаксическое лото", установи соответствие, "Конструктор", схематический диктант, тест "Третий верный"). Учащиеся охотно выполняют подобного рода задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученики образуют большой круг, у учителя в руках мяч. Начнем урок с высказывания пожеланий на сегодняшний урок. Оно должно быть коротким.
2.Проверка д/з: устная проверка задания, учащиеся по цепочке зачитывают предложения, определяя вид придаточного.
3. Входной контроль знаний.
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными (Распечатать)
№
Утверждения
+
1
В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами
+
2
Простые предложения в составе СПП всегда равноправны
-
3
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним
+
4
СПП состоит только из двух простых предложений
+
5
СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями
-
6
При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному
+
7
Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится
+
8
СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением
+
9
При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению
-
10
При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению
-
Актуализация знаний.
Внимательно прочитайте предложения. Установите соответствие: СПП – вид подчинения
Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём ей нельзя было знать. (последовательное)
В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца, воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец. (параллельное)
Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)
В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное)
Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответы учащихся.
Закрепление
Задание 1: «Конструктор»
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
Заполните таблицу у доски.
СПП
Схема
Тип подчинения
1
2
Задание 2: Схематический диктант.
Начертите схемы и определите устно вид придаточного.
Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Предложения для анализа на экране:
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.
ФИЗМИНУТКА
Задание 3: «Синтаксическое лото».
Работа у доски
Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения.
В лист самооценки вносятся баллы.
Предложение
Схема
Тип подчинения
1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.
параллельное
2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
последовательное
3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место
однородное
4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии.
Неоднородное
5. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
комбинированное
Задание 4: Мини-тест «Третий верный»
А) Укажите номер СПП с союзным словом.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.
Б) Укажите номер СПП с указательным словом.
1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.
В) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
Г) Укажи номер СПП с придаточным определительным.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи
3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
Д) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.