Урок "Выразительные средства языка" (ЕГЭ задание 24 )
Урок "Выразительные средства языка" (ЕГЭ задание 24 )
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, «явление уникальное, удивительное».
Воспитание «талантливого читателя», вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка к ЕГЭ - основные задачи, которые призвано решить на данном занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Выразительные средства языка" (ЕГЭ задание 24 ) »
Урок в 11В классе по теме:
"Средства выразительности языка"
Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук,
то и подарок; все зернисто,
крупно, как сам жемчуг…
Н.В.Гоголь
“В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все”. Н. В. Гоголь
Цели урока:
познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Тип занятия: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Актуализация темы (зрительное восприятие языкового материала).
Повторение теоретического материала.
Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.
Исследовательская работа. Поиск решения.
Уточнение и углубление понимания роли тропов
Подведение итогов занятия.
Выполнение итогового теста.
Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.
Домашнее задание:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Эмоциональный настрой на урок
Песню группы «ДДТ» - «Что такое осень?» исполняет ученица 11В класса Герасименко Яна (гитара).
В кабинете звучит красивая спокойная музыка. Показ слайдов на тему «Осень». На ее фоне звучат слова учителя:
-Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование. У вас на столах, ребята, осенние букеты из листьев и цветов. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать не только грусть, но и прелесть этого прекрасного времени, ощутить его запахи, услышать музыку дождя и вновь пережить восхищение.
3.Актуализация темы занятия. Постановка целей.
- Посмотрите на экран. Слайд «Осенний лес»
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою толпой
Стоит над светлою поляной!
- Давайте эпитетами опишем красоту осеннего леса.
- Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, «явление уникальное, удивительное».
Воспитание «талантливого читателя», вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка к ЕГЭ - основные задачи, которые призвано решить на данном занятии.
Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.
– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Сформулируйте тему занятия самостоятельно.
– Откройте тетради, запишите дату, тему, эпиграф в тетрадь.
«Изобразительно- выразительные средства языка »- одна из трудных тем в курсе русского языка и литературы.
Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 4 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности.
- Что необходимо для успешного выполнения задания?
(Во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания).
4. Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса. Работа в малых группах.
По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)
Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:
Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Но вот не вышло – жизнь дала осечку…
Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.
Проблемный вопрос:
Придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи?
- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным? (Работа в группах)
– Как связана проблема с темой занятия? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Мотивация
Цель: эмоциональный настрой.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением.
Итак, мы начинаем!
2. Постановка целей.
Нашу речь образной и выразительной делают лексические, фразеологические средства выразительности, тропы и стилистические (риторические) фигуры.
– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте. (Слайд)
Данное занятие должно стать помощником в преодолении трудностей.
5. Введение в тему занятия. Мотивация
Слайд «Синквейн»
На уроках мы с вами говорили о такой поэтической форме, как синквейн.
Синквейн - способ мышления. В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии. В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, самоучастие - понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания». Итак, какова эта форма:
1. Существительное.
2. Два прилагательных (к нему).
3. Три глагола (к нему).
4. Одно осмысленное предложение (или фраза).
5. Итоговое слово (или фраза-предложение).
Составление синквейна. Формулирование задач.
– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"
Синквейн
Средства выразительности Они Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы)
Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). Проблема
6. Проверка домашнего задания.
- Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?
Повторение теоретического материала
- Работа с проектором. Повторение терминологии по теме «Выразительные средства языка». (Просмотр презентации).
7. Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте Практическая часть.
1) Просмотр презентации «Выразительные средства языка. Термины».
2) Определите выразительные средства языка. (Презентация «Практикум»).
3) Определите выразительные средства языка. (Работа в парах. Доказать правильность ответа) Карточка – информатор для пар.
4) Определите выразительные средства языка. (Презентация Самопроверка). Один ученик выполняет задание с объяснением. (электронный вариант).
8. Работа в группах.
Задание для 1-ой группы.
Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Карточка – информатор для группы № 1
Задание для 2-ой группы.
Задание 1. Кроссворд 1.
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
– Как можно назвать этот кроссворд?
Карточка – информатор для группы № 2
Задание для 3-ой группы.
Задание 1
– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?
Карточка – информатор для группы № 3
Задание 4 "Солнышко" (проектор) выполняют 3 группы.
Карточка – информатор для группы
Задание 6 "Снежинка"
Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.
Карточка – информатор для группы
9. Обобщение. Фронтальная беседа
– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?
Обобщение
– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры… Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?
X. Работа по группам
Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.
– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:
Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.
(Приложение 1)
Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.
– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.
– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.
Алгоритм составления метафоры.
Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена метафора.
У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).
Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).
Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна – небо после дождя).
Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Задание. Составление метафор.
Метафора про дождь.
Метафора про закат. (Приложение 1)
Обсуждение.
Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом) Дождь идёт из туч (место расположения объекта) Слова для метафорической фразы: «слёзы туч» Предложения: Осенью тучи часто льют свои слёзы. Слёзы туч были очень грустными и холодными.
Про закат. Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом) Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта) Словосочетание: «костёр вечернего неба» Предложение: За лесом пылал костёр вечернего неба.
Результат работы отразить в листе успехов (Приложение 2).
XI. Фронтальная беседа
– Какие средства выразительности не были проанализированы? (Метафоры и др.) – Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения? – Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы внесли в предложенный проект?)
XII. Домашнее задание
ИОУП по русскому языку в 11 В классе по теме
"Средства выразительности языка"
Фамилия уч-ся
На»3»
На»4»
На»5»
Индивидуальное задание
Выполнить тест
Выполнить тест
Выполнить тест
Решение задания В8
Составить лингвистическую статью в справочник по теме «Выразительные средства языка»
Описать одну мелодию, которую вы услышали в осеннем лесу, используя лексические средства художественной изобразительности, т.е. тропы, с которыми мы сегодня работали на уроке.
Объясните переносное значение выражения “мелодия леса”.
- Это звуки, которые можно услышать в лесу.
Какие звуки вы можете услышать в осеннем лесу?
- Шум дождя, шум ветра, прощальные крики улетающих птиц, шорох листьев, скрип упавшего дерева и т.д.
Ваша задача: описать одну мелодию, которую вы услышали в осеннем лесу, используя лексические средства художественной изобразительности, т.е. тропы, с которыми мы сегодня работали на уроке.
Написание сочинения.
XIII. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.
Психологический настрой «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Момент рефлексии:
- Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.
Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.
- Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.
Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.
Лист успехов. Экспресс-опрос по теории Отметьте знаками правильно («+») и неправильно («-») выполненные задания:
№п/п
Фамилия уч-ся
№1
№2
№3
№4
№5
Особые отметки
1
2
3
4
5
Презентация результата Выступающий от группы отмечает: - Как была организована работа? (работали в парах; сначала индивидуально; сразу в группе, сочетали разные формы работы на этапе решения и проверки) - Какой уровень сложности выбрали уч-ся? - Кто из уч-ся (или сколько уч-ся) выполнили правильно все задания? - Сколько уч-ся допустили одну ошибку? - Есть ли в группе такие уч-ся, которым вы оказывали помощь в преодолении трудностей? В чём конкретно это проявлялось? (прочитать задание, обосновать выбор ответа, указать причину ошибки)
Список использованной литературы:
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2005 г
Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
1-я часть – «Секреты художников слова» - тесты с единственным заданием: «Назвать средство выразительности, которое использовано автором».
Нормы оценок за тест:
«5» - 13-15 правильных ответов,
«4» - 10-12 правильных ответов,
«3» - 7-9 правильных ответов.
Тест 1
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
( М.Лермонтов)
9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!
(Г.Державин)
10.Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами.
( А.Пушкин)
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.
(Я.Полонский).
13.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
( А.Пушкин).
14.Пусть бандой окружат нанятой…
( В.Маяковский).
15. Грохот за грохотом ломал небо,
Широко и шумно шел дождь.
(В.Набоков).
Тест 2
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А.Блок).
2.Вдали, в долине играют Грига.
(И.Северянин)
3.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
(А.Ахматова).
4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.
(С.Антонов).
5.Солнце золотило верхушки деревьев.
(Соколов- Микитов).
6.Лес поет.
7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов).
8.Люблю тебя, Петра творенье.
9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,
Он связан с этой зимой суровой…
(Б.Слуцкий).
10.Ленивый боится при деле труда,
а праздный не терпит самого дела.
(Д.Фонвизин).
11.Не дорого начало, а похвален конец.
(Пословица).
12.Где умному горе, там дураку веселье.
(Пословица).
13.По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
К миноносцу миноносица.
(В.Маяковский).
14.А Васька слушает, да ест.
(И.Крылов)
15.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.Есенин).
Тест 4.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Беспечно смеется иволга.
2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
(Л.Леонов).
3.Мать русских городов - сердце России.
4.Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
(М.Цветаева).
5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
(Д.Фонвизин).
6.Умей видеть великое в малом.
7.Не по чину берешь!
(Н.Гоголь).
8.Величавая ширина Днепра…
(Н.Гоголь).
9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
(Б.Горбатов).
10.Не то на серебре, на золоте едал!
(А.Грибоедов).
11….Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
(М.Лермонтов).
12.Где стол был яств, там гроб стоит.
(Г.Державин).
13.В сто сорок солнц закат пылая.
(В.Маяковский).
14.Пришел, увидел, победил.
(Ю.Цезарь).
15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
(Е.Коптяева)
Тест 5.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей…
(Я.Козловский).
2.Страна рабов, страна господ.
(М.Лермонтов).
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи-
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов).
4.Завод решил работать.
5.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин).
6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
(Аксаков).
7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(И.Неверов).
8.Мужичок с ноготок.
9.Тут сгорел мой приятель со стыда.
(И.Тургенев)
10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
(М.Горький).
11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!
(И.Крылов).
12.Горькая радость победы.
13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев).
14.Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
(В.Брюсов)
15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.
. (А.Пушкин).
Тест 6.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
(Пословица).
2.Слова умеют плакать и смеяться.
(Б.Слуцкий).
3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.
4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
(А.Пушкин).
5.Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.Пушкин).
6.Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не отдам врагам.
(О.Бертгольц).
7.Сначала очень была огорчена.
(А.Пушкин).
8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
(Н.Некрасов).
9.Досадно было, боя ждали.
(М.Лермонтов).
10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А.Пушкин).
11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.
(А.Блок).
12.Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю с высока!
(В.Островой).
13.Царь зверей спал безмятежно.
14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.
(Г.Успенский)
15.Своя биография.
Тест 7.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А.Пушкин).
2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
(Пословица).
3.Отцы и дети.
(И.Тургенев).
4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.
(В.Катаев).
5.Но тих был наш бивак открытый.
(М.Лермонтов).
6.Горячий снег.
(Ю.Бондарев).
7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…
(А.Пушкин).
8.Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
(А.Пушкин).
9.У Елены беда тут стряслась. Большая.
(Панферов).
10.Каждая минута времени дорога.
11.На кого не действует новизна?
(А.Чехов).
12.Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
(А.Твардовский).
13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.
(А.Чехов).
14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
(А.Серафимович).
15.Стояла мертвая тишина.
Тест 8.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.
(А.Пушкин).
2.Стояла звонкая тишина.
3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.
4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
(М.Горький).
5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.
6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?
(А.Пушкин).
7.А в двери-
бушлаты,
шинели,
тулупы…
(В.Маяковский).
8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
(М.Лермонтов).
9.Я видел это собственными глазами.
10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.
(М.Горький).
11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.
( А.Толстой)
12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).
13.Мой закадычный друг.
14.Тут сгорел мой приятель со стыда.
(И.Тургенев).
15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.
(М.Цветаева).
Тест 9.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Да, мы дружные были очень.
( Л.Толстой).
2.Красноречивое молчание говорило о многом.
(Л.Леонов).
3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
(Н.Ильина).
4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.
(А.Гайдар).
5.Там стонет человек от рабства и цепей.
(М.Лермонтов).
6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
(Ф.Тютчев).
7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.
(«Слово о полку Игореве»).
8.Гордо реет Буревестник!
(М.Горький).
9.Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в этом тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок).
10.Море синее, поле чистое, тучи черные,
Солнце красное – все это Россеюшка моя.
(Н.Клюев).
11.Опять попал впросак.
12.У него семь пятниц на неделе.
(Поговорка).
13.Толстый и тонкий.
(А.Чехов).
14.Для чего это ему нужно?
15.Дворянское гнездо.
(И.Тургенев).
Тест 10.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Но им назад не воротиться.
(В.Жуковский).
2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
(А.Блок).
3.Ну что ж,
Садись, светило!
(В.Маяковский).
4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.
(А.Сурков).
5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.
(В.Белинский).
6.Не зарывай талант в землю!
(Поговорка).
7.Моцарт и Сальери.
(А.Пушкин).
8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.
(И.Андронников).
9.Живой труп.
(Л.Толстой).
10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.
(Н.Носов).
11. За Троицкой дули
авто и трамы,
обычные рельсы взмеив.
(В.Маяковский).
12.Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.
(Пословица).
13.Мир щедр и скуп, богат и беден.
(В.Алатынцев).
14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.
Быть молодым, да поздним – вот беда.
(Е.Евтушенко).
15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К.Паустовский).
Тест 11
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано
автором.
1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)
2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)
3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.Достоевский)
4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.
5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)
6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)
7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)
8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)
9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)
10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)
11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)
13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)
14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)
15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С.Есенин)
Тест 12
1.Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хруста.
(И.Северянин)
2.У ежа в гостях ужата,
У ежа в гостях ужата.
Учит бегать еж ужат,
Учит ползать уж ежат.
(Скороговорка)
3.Часовые любви на Смоленской стоят,
Часовые любви у Никитских не спят,
Часовые любви по Петровке идут неизменно…
Часовым полагается смена.
(Б.Окуджава)
4.Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
(М.Цветаева)
5.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки…
(А.С.Пушкин)
6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.
(И.Ильф и Е.Петров)
7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.
(И.Ильф и Е.Петров)
8.Моя жена говорит по-французски и по телефону
9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
(А.С.Пушкин)
10.Человек-горошина.
11.Не забыть нам лесов раздолье,
Бриллианты дождинок-слез,
Санаторий «Русское поле»
В кружевах плакучих берез.
(В.Соколов)
12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)
13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)
14.Город шумел. (Ю.Олеша)
15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)
Тест 13
1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)
2.Как ты можешь смотреть на него?
Как ты можешь всходить на мосты?
( А.Ахматова)
3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)
4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)
5.О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!.. (Ф.И.Тютчев)
6.Твои уста- два лепестка граната…
Твои ресницы- крылья черной ночи…
Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)
7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)
8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)
9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)
10.Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
11.Конь бежит, земля дрожит.
12.Это - круто налившийся лес,
Это- щелканье сдавленных льдин,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)
13.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)
14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)
15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)
Тест 14
1.Шли два студента, один - в галошах, другой- в институт.
2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.
3.А мы называем грядущим будущее.
Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)
4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)
5.Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)
6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)
7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)
8.Убогая роскошь наряда.
9.И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)
10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.