урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Цель данного урока: закрепить знания об имени существительном, дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»
Цели урока:
Образовательные: -закрепить знания об имени существительном, дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Развивающие: - развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Воспитывающие: -воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Оборудование: мини-таблица определения «одушевленности-неодушевленности»;
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Мы с вами, изучая морфологию, говорили о существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.
2. Опрос.
-Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ______________________
Имя существительное отвечает на вопросы _____________.
Имя существительное относится к одному из трех родов:
Изменяется по___________ и ____________.
Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя
существительное, какие признаки оно имеет.
Побываем в гостях у одушевленных и
неодушевленных имен существительных.
Разберемся, как отличать одушевленные имена от
неодушевленных.
3. «Снежный ком»
Итак, первое задание - это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.
(Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.)
- Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)
- Дайте определение имени существительному?
- Существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?.
Запомни: Все имена существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
4.Работа по таблице
Имена существительные
одушевленные
неодушевленные
мн. число
И. братья сестры
Р. братьев сестер
В. братьев сестер
И. камни доски
Р. камней досок
В. камни доски
В. = Р.
В. = И.
5.Закрепление изученного материала.
Словарный диктант.
Запишите словарный диктант. В первой строке напишите слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – кто?, а во второй – неодушевленные, которые отвечают на вопрос - что?
-Оказывается, не всегда так просто бывает определить, одушевленный или неодушевленный это предмет. Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное или неодушевленное имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль, береза и тюльпаны живые. А лингвисты нет. Что значит одушевленный? (Дышащий, живой, имеющий дух.). А неодушевленный? (Неживая материя.)
Самостоятельная работа.
В стихотворении поставить знаки препинания, выписать в 2 столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Где поставить запятую?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
--Вот что значит запятая!
Б Заходер
6. Итог:
Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?