Создать условия для пополнения знаний учащихся об именительном, родительном и винительном падежах, об особенностях употребления этих падежей в речи, о роли существительных в формах указанных падежей в предложении; совершенствовать навык распознавания именительного, родительного, винительного падежей имен существительных; способствовать развитию умения правильно произносить слова; содействовать воспитанию устойчивого интереса
к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске
Педагогические задачи
Познакомятся с особенностью употребления имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах в речи; научатся распознавать именительный, родительный, винительный падежи имен существительных; изменять имена существительные в единственном числе по падежам; выполнять звуко-буквенный разбор слова; правильно произносить слова
Метапредметные УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные результаты
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных
Педагогические задачи
Создать условия для пополнения знаний учащихся об именительном, родительном и винительном падежах, об особенностях употребления этих падежей в речи, о роли существительных в формах указанных падежей в предложении; совершенствовать навык распознавания именительного, родительного, винительного падежей имен существительных; способствовать развитию умения правильно произносить слова; содействовать воспитанию устойчивого интереса
к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске
Педагогические задачи
Познакомятсяс особенностью употребления имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах в речи; научатся распознавать именительный, родительный, винительный падежи имен существительных; изменять имена существительные в единственном числе по падежам; выполнять звуко-буквенный разбор слова; правильно произносить слова
Метапредметные УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные результаты
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Ход урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Грамоте учиться всегда пригодится». Как вы понимаете её значение?
– Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания
И. п.
кто? что?
стриж
заря
Р. п.
кого? чего?
стрижа
зари
Д. п.
кому? чему?
стрижу
заре
В. п.
кого? что?
стрижа
зарю
Т. п.
кем? чем?
стрижом
зарёй
П. п.
о ком? о чем?
о стриже
о заре
Минутка чистописания
– Запишите буквосочетания, слова.
– Спишите предложение.
– Составьте и запишите свое предложение на данную тему.
Всегда будьте вежливы!
ОРЕХ – 1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. 2. Дерево (или кустарник), приносящее такие плоды, а также его твёрдая древесина, идущая на столярные изделия.
ПОД ОРЕХ РАЗДЕЛАТЬ (ОТДЕЛАТЬ) – кого-либо сильно выругать, раскритиковать, одержать над кем-либо верх в споре; что-то сделать очень хорошо.
ТВЁРДЫЙ (КРЕПКИЙ) ОРЕШЕК – о чём-нибудь с трудом разрешимом; о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход.
НА ОРЕХИ ДОСТАНЕТСЯ (БУДЕТ, ПОПАДЁТ) – о наказании, ожидающем кого-либо.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Изучаем наш язык удивительный:
Нам знаком уже падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
– Прочитайте тему урока.
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
– Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились именительный и винительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?
– Как определить падеж существительного «рассказ»?
– Однажды принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они и к нам. Давайте встретим их на вокзале. Определите падеж существительного «вокзал».
– Найдите грамматическую основу в предложениях.
Объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал
Делают вывод: если существительное стоит в именительном падеже, то оно выполняет роль подлежащего, если в винительном падеже – роль второстепенного члена.
Работа по учебнику (упражнение 141)
Спишите.
– Укажите падеж выделенных имен существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
– Как различить неодушевленные имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос «что?». (Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а существительное в винительном падеже – дополнением.)
Роняет лес (И. п.) багряный свой убор (В. п.),
Сребрит мороз (И. п.) увянувшее поле (В. п.),
Проглянет день (И. п.) как будто поневоле
И скроется за край (В. п.) окружных гор.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «край».
Край – [край’] – 1 слог.
к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
а – [а] – гласный, ударный;
й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
––––––––––––––––––
4 буквы, 4 звука
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 143).
– Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?– Разберите пятое предложение по членам.
Без терпенья (Р. п.) нет учения (Р. п.).
Около хлеба (Р. п.) и мыши водятся.
От скуки (Р. п.) дело бери в руки.
После работы (Р. п.) еда вкуснее.
Лень до добра (Р. п.) не доводит.
У кольца (Р. п.) нет конца (Р. п.).
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 144)
– Прочитайте. В чем сходство и различие падежных форм одних и тех же имен существительных?
(Одинаковые окончания у одушевленных существительных в формах родительного и винительного падежей множественного числа.)
– По каким признакам можно определить падеж выделенных имен существительных? (По вопросам и предлогам.)
Друга (В. п.) ищи, а найдёшь – береги. Друзей много, а настоящего друга (Р. п.) нет. Медведи у волка (Р. п.) не гостят. От волка (Р. п.) бежал, да на медведя (В. п.) напал. Для медведя (Р. п.) зима – одна ночь. Без кота (Р. п.) мышам раздолье. Есть сало, да не про кота (В. п.)
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие цели мы ставили?
– Чего достигли?
– Докажите, что цель урока достигнута. Выполните задание на карточках:
1. Найдите пословицу, в которой нет существительного в винительном падеже.
2. Найдите пословицу, в которой нет существительного в именительном падеже.
3. Найдите пословицу, в которой есть существительные в именительном и винительном падежах.