Интегрированный урок "Тема обездоленного детства в искусстве XIX века"
Интегрированный урок "Тема обездоленного детства в искусстве XIX века"
Цели:
Знать композиторов «Могучей кучки»,
Понимать интонационные особенности музыкального произведения, анализировать их;
Описывать картину Перова «Тройка», используя термины изобразительного искусства;
Знать приёмы создания портрета литературного героя;
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать умение видеть главное в композиции картины, отмечать выразительные детали, анализировать как фон и колорит картины помогают художнику создать нужное настроение, а вся композиция – выразить замысел;
Умение анализировать эпизоды литературного произведения, находить изобразительно-выразительные средства;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания к обездоленным людям, гуманизм.
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы; неразрывность стихов и музыкальных интонаций; динамические оттенки; тембр; регистр; лад.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве; композиция; детали; фон; колорит.
Портрет литературного героя; эпитеты; сравнения; художественные детали.
Общность и особенности отражения темы в произведениях различных видов искусств.
Реализм в разных видах искусства.
Оборудование, наглядный материал:
Портреты: М.П.Мусоргский, Перов, В.Г.Короленко.
Запись песни Мусоргского «Сиротка»; нотная запись начала с динамическими оттенками; фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»; тексты песни.
Репродукция картины Перова «Тройка».
Тексты произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Компьютер, проектор, презентация к уроку. Ход урока
– Назовите их имена?
Чему посвятили все свои силы эти люди?
Правильно, в своём творчестве они опирались на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Ребята, посмотрите на это фото. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема нашего урока: «Обездоленное детство в искусстве XIX века».
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Его называли «гордостью и славой русской музыки».
Среди всех русских композиторов Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке суровой правды жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости.
В начале 60-х годов Мусоргский создал несколько «народных картинок». Эти сочинения поразили всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения, но не лирические романсы, и не песни в обычном понимании этого слова.
Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Герои их – люди обездоленные, обреченные на вечное прозябание, без проблеска надежды на лучшую жизнь. Мусоргский в большинстве случаев писал сам и тексты песен.
– Кто такой сирота? Кого так называют? (Дети, у которых нет родителей.)
Послушайте песню и скажите, какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
Дети описывают представляемые ими картины.
Эта песня ярко рисует нам средствами музыкального языка образ бездомного мальчика-сироты, просящего милостыню у проезжающего мимо барина.
– Как добивается композитор того, что мы «видим» перед глазами этого мальчика и как бы слышим его речь? (Композитор придумал яркие интонации)
– Какие это интонации?
Правильно, так и слышатся в музыке умоляющие, просящие возгласы и интонации, близкие к народным причитаниям.
Сочиняя слова, композитор, по всей вероятности, уже ясно представлял себе мелодию. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным слогом постоянно следуют два (а иногда даже три) безударных.
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени и очень удобен для передачи интонации просьбы, жалобы, горестного причитания.
Ребята, посмотрите на нотную запись песни, смотрите, как много знаков поставил композитор.
– Что обозначают эти знаки? (Динамические оттенки, как нужно исполнять: тихо, громко, усиливая или ослабляя звучание.)
Давайте споем начало песни, соблюдая эти знаки.
– Для чего композитор так тщательно выписал в нотах динамические оттенки? (Чтобы интонации стали выразительны.)
Правильно, оттенки подчеркивают ударные звуки, и интонации мольбы становятся ярче, выразительнее.
– Меняется ли душевное состояние говорящего, просящего мальчика?
Правильно, начинается обращение скупыми словами привычной, затверженной просьбы, завершается горестным восклицанием «Баринушка!»
В дальнейшем стремлении найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, заставляя его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях.
– Как композитор оттеняет содержание слов, используя аккомпанемент? (На словах «Холодом, голодом…» мелодия звучит в низком регистре. Это подчеркивает мрачный характер текста.
Правильно. Музыка звучит все напряженнее, тревожнее, будто выбиваясь из сил, бежит ребенок за экипажем барина.
– Каким ладом, какими музыкальными красками создает композитор это настроение тревоги?
– Понятно ли вам было по тому, как заканчивается песня, как поступил барин с мальчиком? В конце песни мы слышим, как бы отчаянный вопль, брошенный вслед уезжающему, который звучит очень громко. Затем конец фразы звучит очень тихо, ребенок произносит его, как бы глотая слезы.
Песня завершается неустойчиво, кажется, что так и остался сиротка с протянутой рукой, страстная мольба оказалась бесплодной.
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Хочется ли вам, чем-то помочь этому мальчику?
Итак, композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций, как будто подслушанные в жизни, они стали музыкой.
Все произведения разных видов искусства, с которыми мы будем сегодня знакомиться объединяет понятие – реализм.
Реализм – правдивое изображение жизни в различных видах искусства.
– Ребята, вы согласны, что музыка, прослушанная вами реалистична, то есть правдиво изображала картину из жизни?
– Как вы думаете, какую цель ставил Мусоргский, сочиняя такие песни?
Хотел привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие проходили по привычке равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
Не только композиторы, но и художники, писатели, поэты ставили себе такие цели и отражали эту тему в своих произведениях реалистично.
В Творчестве художников 60-х годов XIX века мы можем найти много картин, рисунков, скульптур, рассказывающих о событиях повседневной жизни. Такие произведения относятся к бытовому жанру.
Выдающимся мастером бытового жанра является Василий Григорьевич Перов.
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.
– Что в вашем понятии означает слово «тройка»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово?
Правильно, мы привыкли к песням о лихой, о резвой тройке, а кого вы видите на картине Перова «Тройка»?
Особенно полны чувства сострадания картины, где он изображает сирот. Давайте рассмотрим композицию картины.
– Кого вы видите на переднем плане картины?
– Какими изображены дети? Какие выразительные детали вы видите?
– Опишите, как одеты дети?
– Какие второстепенные фигуры вы видите на картине?
– Как мы понимаем, в какое время года происходит действие?
– Какие краски преобладают в картине? Каков ее общий колорит?
– Почему художник использовал такую очень небольшую, скромную гамму цветов в картине? (Чтобы передать тяжелое впечатление, вызвать у зрителей сострадание к жизни детей.)
– Какие чувства хотел вызвать в людях художник? (Сочувствие, сопереживание, сострадание.)
– Какими же средствами удается художнику вызвать у зрителя такие чувства? (Композиция, детали, фон, колорит.)
– Можно ли назвать эту картину Перова реалистичной?
Действительно, персонажи картины как бы выхвачены из жизни.
Ребята, мы видели, как композитор создал живой и правдивый портрет бездомного мальчика с помощью звуков, с помощью выразительных средств музыки; художник создал живописную картину из жизни таких детей с помощью кисти и красок, выразительных средств изобразительного искусства. - А как может передать реалистично какую-то картину писатель? Какие выразительные средства он будет использовать для этого?
Сегодня мы познакомимся с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Герои многих рассказов Короленко начинают эту борьбу с виновниками народного горя и нищеты.
Писатель написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «Дети подземелья». Она рассказывает о детской дружбе, о тяжелой жизни бедняков в царской России.
Давайте вспомним эпизод «Вася у друзей в подземелье».
– Какое впечатление производит на вас этот эпизод? (Вызывает сочувствие, сострадание тяжелой жизни детей.)
– Кто из героев вызывает у вас наибольшее чувство сострадания? (Маруся.)
– Почему? (Она очень слабенькая, беззащитная и т.д.)
При создании портрета девочки писатель использует эпитеты, метафоры, сравнения. Найдите их?
(Бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветочек, выросший без лучей солнца; ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.)
– Обратите внимание на суффиксы существительных. Какие они? (Уменьшительно-ласкательные: цветочек, ножки, головка.)
Найдите эти слова с оттенками ласки.
– О чем говорят все эти детали? Какие чувства к девочке они у вас вызывают? (О тяжелой безрадостной жизни ребенка; вызывают горькое сожаление.)
– Как Вася относится к девочке? (Грустно любуется ее красотой, в его отношении сквозит трогательная нежность, жалость, сочувствие.)
Правильно. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: «У него заныло сердце, что-то повернулось в груди. Любовь не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям облагораживает личность, пробуждает светлые чувства.
Ребята, мы с вами слушали музыку, рассматривали картину, анализировали литературное произведение. Все эти произведения разных видов искусства, каждое своими средствами, реалистично рассказывали нам о тяжелой жизни детей-сирот в XIX веке.
– Ребята, а существует ли эта проблема в наши дни или она уже устарела?
Да, вы правы. Проблема обездоленного, сиротского детства существует очень остро и в наши дни. По данным МВД России по улицам Москвы насчитывает до 100 тысяч беспризорников, а в стране их число достигло чуть ли не 4-х миллионов. В Тульской области более 8700 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Причем 90% из них социальные сироты, то есть родители этих ребят живы.
В наши дни художники, поэты, композиторы, режиссеры не остаются равнодушны к тяжелой жизни детей сирот. В Америке сняли художественный фильм о беспризорных детях, которые жили в песчаных карьерах, он называется «Генералы песчаных карьеров». Песню, которая звучит в этом фильме перевели на многие языки. Послушайте ее.
(Слушание и разучивание песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»)
Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, который написан на доске. («…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Ф.Бэкон.)
Я очень хочу, чтобы вы ребята, не были равнодушными, чтобы вы научились сочувствовать, сопереживать, сострадать, выросли гуманными и достойными людьми.
Ребята, я думаю, то, что вы узнали сегодня на уроке, заставит вас задуматься над многими вопросами и над тем, что такое доброта.
Напишите дома небольшое сочинение на тему «Что такое доброта?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Тема обездоленного детства в искусстве XIX века" »
Цели:
Знать композиторов «Могучей кучки»,
Понимать интонационные особенности музыкального произведения, анализировать их;
Описывать картину Перова «Тройка», используя термины изобразительного искусства;
Знать приёмы создания портрета литературного героя;
Выбирать необходимый материал для характеристики литературного героя;
Делать выводы о реалистических чертах произведений музыки, изобразительного искусства и литературы;
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать умение видеть главное в композиции картины, отмечать выразительные детали, анализировать как фон и колорит картины помогают художнику создать нужное настроение, а вся композиция – выразить замысел;
Умение анализировать эпизоды литературного произведения, находить изобразительно-выразительные средства;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания к обездоленным людям, гуманизм.
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы; неразрывность стихов и музыкальных интонаций; динамические оттенки; тембр; регистр; лад.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве; композиция; детали; фон; колорит.
Портрет литературного героя; эпитеты; сравнения; художественные детали.
Общность и особенности отражения темы в произведениях различных видов искусств.
Реализм в разных видах искусства.
Оборудование, наглядный материал:
Портреты: М.П.Мусоргский, Перов, В.Г.Короленко.
Запись песни Мусоргского «Сиротка»; нотная запись начала с динамическими оттенками; фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»; тексты песни.
Репродукция картины Перова «Тройка».
Тексты произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
– Назовите их имена? (Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин).
Чему посвятили все свои силы эти люди? (Все свои силы эти композиторы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки).
Правильно, в своём творчестве они опирались на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Ребята, посмотрите на это фото. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предположения детей, подвести детей к формулировке темы урока).
Тема нашего урока: «Обездоленное детство в искусстве XIX века».
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Его называли «гордостью и славой русской музыки».
Среди всех русских композиторов Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке суровой правды жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости.
В начале 60-х годов Мусоргский создал несколько «народных картинок». Эти сочинения поразили всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения, но не лирические романсы, и не песни в обычном понимании этого слова.
Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Герои их – люди обездоленные, обреченные на вечное прозябание, без проблеска надежды на лучшую жизнь. Мусоргский в большинстве случаев писал сам и тексты песен.
– Кто такой сирота? Кого так называют? (Дети, у которых нет родителей.)
Послушайте песню и скажите, какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
(Слушание песни «Сиротка» муз. и сл. Мусоргского)
Дети описывают представляемые ими картины.
Эта песня ярко рисует нам средствами музыкального языка образ бездомного мальчика-сироты, просящего милостыню у проезжающего мимо барина.
– Как добивается композитор того, что мы «видим» перед глазами этого мальчика и как бы слышим его речь? (Композитор придумал яркие интонации)
– Какие это интонации? (Интонации просьбы, жалобы)
Правильно, так и слышатся в музыке умоляющие, просящие возгласы и интонации, близкие к народным причитаниям.
Сочиняя слова, композитор, по всей вероятности, уже ясно представлял себе мелодию. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным слогом постоянно следуют два (а иногда даже три) безударных.
(Предлагаю прочитать фрагмент кому-либо из детей.)
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени и очень удобен для передачи интонации просьбы, жалобы, горестного причитания.
Ребята, посмотрите на нотную запись песни, смотрите, как много знаков поставил композитор.
– Что обозначают эти знаки? (Динамические оттенки, как нужно исполнять: тихо, громко, усиливая или ослабляя звучание.)
Давайте споем начало песни, соблюдая эти знаки.
– Для чего композитор так тщательно выписал в нотах динамические оттенки? (Чтобы интонации стали выразительны.)
Правильно, оттенки подчеркивают ударные звуки, и интонации мольбы становятся ярче, выразительнее.
– Меняется ли душевное состояние говорящего, просящего мальчика?
Правильно, начинается обращение скупыми словами привычной, затверженной просьбы, завершается горестным восклицанием «Баринушка!»
В дальнейшем стремлении найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, заставляя его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях.
– Как композитор оттеняет содержание слов, используя аккомпанемент? (На словах «Холодом, голодом…» мелодия звучит в низком регистре. Это подчеркивает мрачный характер текста.
– А что еще вы заметили? (Чем дальше, тем торопливей и беспокойней становится речь ребенка. Движение ускоряется, звучность усиливается.)
Правильно. Музыка звучит все напряженнее, тревожнее, будто выбиваясь из сил, бежит ребенок за экипажем барина.
– Каким ладом, какими музыкальными красками создает композитор это настроение тревоги? (Минорный лад, темные краски.)
– Понятно ли вам было по тому, как заканчивается песня, как поступил барин с мальчиком? В конце песни мы слышим, как бы отчаянный вопль, брошенный вслед уезжающему, который звучит очень громко. Затем конец фразы звучит очень тихо, ребенок произносит его, как бы глотая слезы.
Песня завершается неустойчиво, кажется, что так и остался сиротка с протянутой рукой, страстная мольба оказалась бесплодной.
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Хочется ли вам, чем-то помочь этому мальчику?
Итак, композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций, как будто подслушанные в жизни, они стали музыкой.
Ребята, давайте еще раз обратимся к теме урока.
Я познакомлю вас с понятием, которое объединяет все произведения разных видов искусства, с которыми мы будем сегодня знакомиться. Это – реализм.
(Запись в тетрадь.)
Реализм – правдивое изображение жизни в различных видах искусства.
– Ребята, вы согласны, что музыка, прослушанная вами реалистична, то есть правдиво изображала картину из жизни?
– Как вы думаете, какую цель ставил Мусоргский, сочиняя такие песни?
Хотел привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие проходили по привычке равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
Не только композиторы, но и художники, писатели, поэты ставили себе такие цели и отражали эту тему в своих произведениях реалистично.
В Творчестве художников 60-х годов XIX века мы можем найти много картин, рисунков, скульптур, рассказывающих о событиях повседневной жизни. Такие произведения относятся к бытовому жанру.
Выдающимся мастером бытового жанра является Василий Григорьевич Перов.
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.
– Что в вашем понятии означает слово «тройка»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы детей.)
Правильно, мы привыкли к песням о лихой, о резвой тройке, а кого вы видите на картине Перова «Тройка»?
Особенно полны чувства сострадания картины, где он изображает сирот. Давайте рассмотрим композицию картины.
– Кого вы видите на переднем плане картины? (Трое детей из последних сил тянут на пригорок сани, на которых стоит тяжелая бочка с водой.
– Какими изображены дети? Какие выразительные детали вы видите? (Задыхаясь от тяжести и ветра, с полуоткрытыми ртами, дети напрягают все свои силенки. Дети устали. Смуглое личико девочки не по-детски грустно, веки полузакрыты от изнеможения. Мальчонка, что слева от нее совсем выбился из сил. Его хрупкая фигурка в сюртуке, свисающем до земли, поникла, шея беспомощно вытянута. Лицо мальчика в центре бледно, дыхание прерывисто. Он весь устремлен вперед.)
– Опишите, как одеты дети? (Плохая, ветхая одежда. Не по размеру, очень лёгкая для холодного зимнего дня. Ветер задувает в изношенную одежду ребятишек.)
– Какие второстепенные фигуры вы видите на картине? (Какой-то добрый прохожий подошел помочь, но и ему нелегко сдвинуть с места сани. Собака весело бежит впереди, ее настроение контрастно фигурам уставших, измученных детей.)
Второстепенные фигуры в картине художник написал более обобщенно, без живописных подробностей. Как в музыке инструменты оркестра не мешают солисту, а только аккомпанируют, помогая.
– Как мы понимаем, в какое время года происходит действие? (Фон картины рисует нам зимние сумерки, вьюгу. Ветер кружит снежные вихри, сметает снег с городских стен, резкими порывами тормозит и без того медленное движение детей.)
– Какие краски преобладают в картине? Каков ее общий колорит? (Темные краски, преобладают разные оттенки коричневого, черный, серый и его оттенки).
– Почему художник использовал такую очень небольшую, скромную гамму цветов в картине? (Чтобы передать тяжелое впечатление, вызвать у зрителей сострадание к жизни детей.)
– Какие чувства хотел вызвать в людях художник? (Сочувствие, сопереживание, сострадание.)
– Какими же средствами удается художнику вызвать у зрителя такие чувства? (Композиция, детали, фон, колорит.)
– Можно ли назвать эту картину Перова реалистичной? (Ответы детей.)
Действительно, персонажи картины как бы выхвачены из жизни.
Ребята, мы видели, как композитор создал живой и правдивый портрет бездомного мальчика с помощью звуков, с помощью выразительных средств музыки; художник создал живописную картину из жизни таких детей с помощью кисти и красок, выразительных средств изобразительного искусства. - А как может передать реалистично какую-то картину писатель? Какие выразительные средства он будет использовать для этого? (Выразительные слова.)
Сегодня мы познакомимся с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Герои многих рассказов Короленко начинают эту борьбу с виновниками народного горя и нищеты.
Писатель написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «Дети подземелья». Она рассказывает о детской дружбе, о тяжелой жизни бедняков в царской России.
Давайте вспомним эпизод «Вася у друзей в подземелье». (Зачитать детям отрывок.)
– Какое впечатление производит на вас этот эпизод? (Вызывает сочувствие, сострадание тяжелой жизни детей.)
– Кто из героев вызывает у вас наибольшее чувство сострадания? (Маруся.)
– Почему? (Она очень слабенькая, беззащитная и т.д.)
При создании портрета девочки писатель использует эпитеты, метафоры, сравнения. Найдите их?
(Дети работают с текстами и выбирают там нужные слова).
(Бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветочек, выросший без лучей солнца; ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.)
– Обратите внимание на суффиксы существительных. Какие они? (Уменьшительно-ласкательные: цветочек, ножки, головка.)
Найдите эти слова с оттенками ласки. (Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки.)
– О чем говорят все эти детали? Какие чувства к девочке они у вас вызывают? (О тяжелой безрадостной жизни ребенка; вызывают горькое сожаление.)
– Как Вася относится к девочке? (Грустно любуется ее красотой, в его отношении сквозит трогательная нежность, жалость, сочувствие.)
Правильно. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: «У него заныло сердце, что-то повернулось в груди. Любовь не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям облагораживает личность, пробуждает светлые чувства.
Ребята, мы с вами слушали музыку, рассматривали картину, анализировали литературное произведение. Все эти произведения разных видов искусства, каждое своими средствами, реалистично рассказывали нам о тяжелой жизни детей-сирот в XIX веке.
– Ребята, а существует ли эта проблема в наши дни или она уже устарела?
Да, вы правы. Проблема обездоленного, сиротского детства существует очень остро и в наши дни. По данным МВД России по улицам Москвы насчитывает до 100 тысяч беспризорников, а в стране их число достигло чуть ли не 4-х миллионов. В Тульской области более 8700 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Причем 90% из них социальные сироты, то есть родители этих ребят живы.
В наши дни художники, поэты, композиторы, режиссеры не остаются равнодушны к тяжелой жизни детей сирот. В Америке сняли художественный фильм о беспризорных детях, которые жили в песчаных карьерах, он называется «Генералы песчаных карьеров». Песню, которая звучит в этом фильме перевели на многие языки. Послушайте ее.
(Слушание и разучивание песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»)
Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, который написан на доске. («…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Ф.Бэкон.)
Я очень хочу, чтобы вы ребята, не были равнодушными, чтобы вы научились сочувствовать, сопереживать, сострадать, выросли гуманными и достойными людьми.
Ребята, я думаю, то, что вы узнали сегодня на уроке, заставит вас задуматься над многими вопросами и над тем, что такое доброта.
Напишите дома небольшое сочинение на тему «Что такое доброта?»
Цели:
Знать композиторов «Могучей кучки»,
Понимать интонационные особенности музыкального произведения, анализировать их;
Описывать картину Перова «Тройка», используя термины изобразительного искусства;
Знать приёмы создания портрета литературного героя;
Выбирать необходимый материал для характеристики литературного героя;
Делать выводы о реалистических чертах произведений музыки, изобразительного искусства и литературы;
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать умение видеть главное в композиции картины, отмечать выразительные детали, анализировать как фон и колорит картины помогают художнику создать нужное настроение, а вся композиция – выразить замысел;
Умение анализировать эпизоды литературного произведения, находить изобразительно-выразительные средства;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания к обездоленным людям, гуманизм.
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы; неразрывность стихов и музыкальных интонаций; динамические оттенки; тембр; регистр; лад.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве; композиция; детали; фон; колорит.
Портрет литературного героя; эпитеты; сравнения; художественные детали.
Общность и особенности отражения темы в произведениях различных видов искусств.
Реализм в разных видах искусства.
Оборудование, наглядный материал:
Портреты: М.П.Мусоргский, Перов, В.Г.Короленко.
Запись песни Мусоргского «Сиротка»; нотная запись начала с динамическими оттенками; фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»; тексты песни.
Репродукция картины Перова «Тройка».
Тексты произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
– Назовите их имена? (Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин).
Чему посвятили все свои силы эти люди? (Все свои силы эти композиторы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки).
Правильно, в своём творчестве они опирались на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Ребята, посмотрите на это фото. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предположения детей, подвести детей к формулировке темы урока).
Тема нашего урока: «Обездоленное детство в искусстве XIX века».
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Его называли «гордостью и славой русской музыки».
Среди всех русских композиторов Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке суровой правды жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости.
В начале 60-х годов Мусоргский создал несколько «народных картинок». Эти сочинения поразили всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения, но не лирические романсы, и не песни в обычном понимании этого слова.
Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Герои их – люди обездоленные, обреченные на вечное прозябание, без проблеска надежды на лучшую жизнь. Мусоргский в большинстве случаев писал сам и тексты песен.
– Кто такой сирота? Кого так называют? (Дети, у которых нет родителей.)
Послушайте песню и скажите, какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
(Слушание песни «Сиротка» муз. и сл. Мусоргского)
Дети описывают представляемые ими картины.
Эта песня ярко рисует нам средствами музыкального языка образ бездомного мальчика-сироты, просящего милостыню у проезжающего мимо барина.
– Как добивается композитор того, что мы «видим» перед глазами этого мальчика и как бы слышим его речь? (Композитор придумал яркие интонации)
– Какие это интонации? (Интонации просьбы, жалобы)
Правильно, так и слышатся в музыке умоляющие, просящие возгласы и интонации, близкие к народным причитаниям.
Сочиняя слова, композитор, по всей вероятности, уже ясно представлял себе мелодию. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным слогом постоянно следуют два (а иногда даже три) безударных.
(Предлагаю прочитать фрагмент кому-либо из детей.)
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени и очень удобен для передачи интонации просьбы, жалобы, горестного причитания.
Ребята, посмотрите на нотную запись песни, смотрите, как много знаков поставил композитор.
– Что обозначают эти знаки? (Динамические оттенки, как нужно исполнять: тихо, громко, усиливая или ослабляя звучание.)
Давайте споем начало песни, соблюдая эти знаки.
– Для чего композитор так тщательно выписал в нотах динамические оттенки? (Чтобы интонации стали выразительны.)
Правильно, оттенки подчеркивают ударные звуки, и интонации мольбы становятся ярче, выразительнее.
– Меняется ли душевное состояние говорящего, просящего мальчика?
Правильно, начинается обращение скупыми словами привычной, затверженной просьбы, завершается горестным восклицанием «Баринушка!»
В дальнейшем стремлении найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, заставляя его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях.
– Как композитор оттеняет содержание слов, используя аккомпанемент? (На словах «Холодом, голодом…» мелодия звучит в низком регистре. Это подчеркивает мрачный характер текста.
– А что еще вы заметили? (Чем дальше, тем торопливей и беспокойней становится речь ребенка. Движение ускоряется, звучность усиливается.)
Правильно. Музыка звучит все напряженнее, тревожнее, будто выбиваясь из сил, бежит ребенок за экипажем барина.
– Каким ладом, какими музыкальными красками создает композитор это настроение тревоги? (Минорный лад, темные краски.)
– Понятно ли вам было по тому, как заканчивается песня, как поступил барин с мальчиком? В конце песни мы слышим, как бы отчаянный вопль, брошенный вслед уезжающему, который звучит очень громко. Затем конец фразы звучит очень тихо, ребенок произносит его, как бы глотая слезы.
Песня завершается неустойчиво, кажется, что так и остался сиротка с протянутой рукой, страстная мольба оказалась бесплодной.
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Хочется ли вам, чем-то помочь этому мальчику?
Итак, композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций, как будто подслушанные в жизни, они стали музыкой.
Ребята, давайте еще раз обратимся к теме урока.
Я познакомлю вас с понятием, которое объединяет все произведения разных видов искусства, с которыми мы будем сегодня знакомиться. Это – реализм.
(Запись в тетрадь.)
Реализм – правдивое изображение жизни в различных видах искусства.
– Ребята, вы согласны, что музыка, прослушанная вами реалистична, то есть правдиво изображала картину из жизни?
– Как вы думаете, какую цель ставил Мусоргский, сочиняя такие песни?
Хотел привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие проходили по привычке равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
Не только композиторы, но и художники, писатели, поэты ставили себе такие цели и отражали эту тему в своих произведениях реалистично.
В Творчестве художников 60-х годов XIX века мы можем найти много картин, рисунков, скульптур, рассказывающих о событиях повседневной жизни. Такие произведения относятся к бытовому жанру.
Выдающимся мастером бытового жанра является Василий Григорьевич Перов.
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.
– Что в вашем понятии означает слово «тройка»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы детей.)
Правильно, мы привыкли к песням о лихой, о резвой тройке, а кого вы видите на картине Перова «Тройка»?
Особенно полны чувства сострадания картины, где он изображает сирот. Давайте рассмотрим композицию картины.
– Кого вы видите на переднем плане картины? (Трое детей из последних сил тянут на пригорок сани, на которых стоит тяжелая бочка с водой.
– Какими изображены дети? Какие выразительные детали вы видите? (Задыхаясь от тяжести и ветра, с полуоткрытыми ртами, дети напрягают все свои силенки. Дети устали. Смуглое личико девочки не по-детски грустно, веки полузакрыты от изнеможения. Мальчонка, что слева от нее совсем выбился из сил. Его хрупкая фигурка в сюртуке, свисающем до земли, поникла, шея беспомощно вытянута. Лицо мальчика в центре бледно, дыхание прерывисто. Он весь устремлен вперед.)
– Опишите, как одеты дети? (Плохая, ветхая одежда. Не по размеру, очень лёгкая для холодного зимнего дня. Ветер задувает в изношенную одежду ребятишек.)
– Какие второстепенные фигуры вы видите на картине? (Какой-то добрый прохожий подошел помочь, но и ему нелегко сдвинуть с места сани. Собака весело бежит впереди, ее настроение контрастно фигурам уставших, измученных детей.)
Второстепенные фигуры в картине художник написал более обобщенно, без живописных подробностей. Как в музыке инструменты оркестра не мешают солисту, а только аккомпанируют, помогая.
– Как мы понимаем, в какое время года происходит действие? (Фон картины рисует нам зимние сумерки, вьюгу. Ветер кружит снежные вихри, сметает снег с городских стен, резкими порывами тормозит и без того медленное движение детей.)
– Какие краски преобладают в картине? Каков ее общий колорит? (Темные краски, преобладают разные оттенки коричневого, черный, серый и его оттенки).
– Почему художник использовал такую очень небольшую, скромную гамму цветов в картине? (Чтобы передать тяжелое впечатление, вызвать у зрителей сострадание к жизни детей.)
– Какие чувства хотел вызвать в людях художник? (Сочувствие, сопереживание, сострадание.)
– Какими же средствами удается художнику вызвать у зрителя такие чувства? (Композиция, детали, фон, колорит.)
– Можно ли назвать эту картину Перова реалистичной? (Ответы детей.)
Действительно, персонажи картины как бы выхвачены из жизни.
Ребята, мы видели, как композитор создал живой и правдивый портрет бездомного мальчика с помощью звуков, с помощью выразительных средств музыки; художник создал живописную картину из жизни таких детей с помощью кисти и красок, выразительных средств изобразительного искусства. - А как может передать реалистично какую-то картину писатель? Какие выразительные средства он будет использовать для этого? (Выразительные слова.)
Сегодня мы познакомимся с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Герои многих рассказов Короленко начинают эту борьбу с виновниками народного горя и нищеты.
Писатель написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «Дети подземелья». Она рассказывает о детской дружбе, о тяжелой жизни бедняков в царской России.
Давайте вспомним эпизод «Вася у друзей в подземелье». (Зачитать детям отрывок.)
– Какое впечатление производит на вас этот эпизод? (Вызывает сочувствие, сострадание тяжелой жизни детей.)
– Кто из героев вызывает у вас наибольшее чувство сострадания? (Маруся.)
– Почему? (Она очень слабенькая, беззащитная и т.д.)
При создании портрета девочки писатель использует эпитеты, метафоры, сравнения. Найдите их?
(Дети работают с текстами и выбирают там нужные слова).
(Бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветочек, выросший без лучей солнца; ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.)
– Обратите внимание на суффиксы существительных. Какие они? (Уменьшительно-ласкательные: цветочек, ножки, головка.)
Найдите эти слова с оттенками ласки. (Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки.)
– О чем говорят все эти детали? Какие чувства к девочке они у вас вызывают? (О тяжелой безрадостной жизни ребенка; вызывают горькое сожаление.)
– Как Вася относится к девочке? (Грустно любуется ее красотой, в его отношении сквозит трогательная нежность, жалость, сочувствие.)
Правильно. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: «У него заныло сердце, что-то повернулось в груди. Любовь не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям облагораживает личность, пробуждает светлые чувства.
Ребята, мы с вами слушали музыку, рассматривали картину, анализировали литературное произведение. Все эти произведения разных видов искусства, каждое своими средствами, реалистично рассказывали нам о тяжелой жизни детей-сирот в XIX веке.
– Ребята, а существует ли эта проблема в наши дни или она уже устарела?
Да, вы правы. Проблема обездоленного, сиротского детства существует очень остро и в наши дни. По данным МВД России по улицам Москвы насчитывает до 100 тысяч беспризорников, а в стране их число достигло чуть ли не 4-х миллионов. В Тульской области более 8700 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Причем 90% из них социальные сироты, то есть родители этих ребят живы.
В наши дни художники, поэты, композиторы, режиссеры не остаются равнодушны к тяжелой жизни детей сирот. В Америке сняли художественный фильм о беспризорных детях, которые жили в песчаных карьерах, он называется «Генералы песчаных карьеров». Песню, которая звучит в этом фильме перевели на многие языки. Послушайте ее.
(Слушание и разучивание песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»)
Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, который написан на доске. («…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Ф.Бэкон.)
Я очень хочу, чтобы вы ребята, не были равнодушными, чтобы вы научились сочувствовать, сопереживать, сострадать, выросли гуманными и достойными людьми.
Ребята, я думаю, то, что вы узнали сегодня на уроке, заставит вас задуматься над многими вопросами и над тем, что такое доброта.
Напишите дома небольшое сочинение на тему «Что такое доброта?»
Цели:
Знать композиторов «Могучей кучки»,
Понимать интонационные особенности музыкального произведения, анализировать их;
Описывать картину Перова «Тройка», используя термины изобразительного искусства;
Знать приёмы создания портрета литературного героя;
Выбирать необходимый материал для характеристики литературного героя;
Делать выводы о реалистических чертах произведений музыки, изобразительного искусства и литературы;
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать умение видеть главное в композиции картины, отмечать выразительные детали, анализировать как фон и колорит картины помогают художнику создать нужное настроение, а вся композиция – выразить замысел;
Умение анализировать эпизоды литературного произведения, находить изобразительно-выразительные средства;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания к обездоленным людям, гуманизм.
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы; неразрывность стихов и музыкальных интонаций; динамические оттенки; тембр; регистр; лад.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве; композиция; детали; фон; колорит.
Портрет литературного героя; эпитеты; сравнения; художественные детали.
Общность и особенности отражения темы в произведениях различных видов искусств.
Реализм в разных видах искусства.
Оборудование, наглядный материал:
Портреты: М.П.Мусоргский, Перов, В.Г.Короленко.
Запись песни Мусоргского «Сиротка»; нотная запись начала с динамическими оттенками; фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»; тексты песни.
Репродукция картины Перова «Тройка».
Тексты произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
– Назовите их имена? (Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин).
Чему посвятили все свои силы эти люди? (Все свои силы эти композиторы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки).
Правильно, в своём творчестве они опирались на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Ребята, посмотрите на это фото. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предположения детей, подвести детей к формулировке темы урока).
Тема нашего урока: «Обездоленное детство в искусстве XIX века».
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Его называли «гордостью и славой русской музыки».
Среди всех русских композиторов Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке суровой правды жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости.
В начале 60-х годов Мусоргский создал несколько «народных картинок». Эти сочинения поразили всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения, но не лирические романсы, и не песни в обычном понимании этого слова.
Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Герои их – люди обездоленные, обреченные на вечное прозябание, без проблеска надежды на лучшую жизнь. Мусоргский в большинстве случаев писал сам и тексты песен.
– Кто такой сирота? Кого так называют? (Дети, у которых нет родителей.)
Послушайте песню и скажите, какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
(Слушание песни «Сиротка» муз. и сл. Мусоргского)
Дети описывают представляемые ими картины.
Эта песня ярко рисует нам средствами музыкального языка образ бездомного мальчика-сироты, просящего милостыню у проезжающего мимо барина.
– Как добивается композитор того, что мы «видим» перед глазами этого мальчика и как бы слышим его речь? (Композитор придумал яркие интонации)
– Какие это интонации? (Интонации просьбы, жалобы)
Правильно, так и слышатся в музыке умоляющие, просящие возгласы и интонации, близкие к народным причитаниям.
Сочиняя слова, композитор, по всей вероятности, уже ясно представлял себе мелодию. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным слогом постоянно следуют два (а иногда даже три) безударных.
(Предлагаю прочитать фрагмент кому-либо из детей.)
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени и очень удобен для передачи интонации просьбы, жалобы, горестного причитания.
Ребята, посмотрите на нотную запись песни, смотрите, как много знаков поставил композитор.
– Что обозначают эти знаки? (Динамические оттенки, как нужно исполнять: тихо, громко, усиливая или ослабляя звучание.)
Давайте споем начало песни, соблюдая эти знаки.
– Для чего композитор так тщательно выписал в нотах динамические оттенки? (Чтобы интонации стали выразительны.)
Правильно, оттенки подчеркивают ударные звуки, и интонации мольбы становятся ярче, выразительнее.
– Меняется ли душевное состояние говорящего, просящего мальчика?
Правильно, начинается обращение скупыми словами привычной, затверженной просьбы, завершается горестным восклицанием «Баринушка!»
В дальнейшем стремлении найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, заставляя его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях.
– Как композитор оттеняет содержание слов, используя аккомпанемент? (На словах «Холодом, голодом…» мелодия звучит в низком регистре. Это подчеркивает мрачный характер текста.
– А что еще вы заметили? (Чем дальше, тем торопливей и беспокойней становится речь ребенка. Движение ускоряется, звучность усиливается.)
Правильно. Музыка звучит все напряженнее, тревожнее, будто выбиваясь из сил, бежит ребенок за экипажем барина.
– Каким ладом, какими музыкальными красками создает композитор это настроение тревоги? (Минорный лад, темные краски.)
– Понятно ли вам было по тому, как заканчивается песня, как поступил барин с мальчиком? В конце песни мы слышим, как бы отчаянный вопль, брошенный вслед уезжающему, который звучит очень громко. Затем конец фразы звучит очень тихо, ребенок произносит его, как бы глотая слезы.
Песня завершается неустойчиво, кажется, что так и остался сиротка с протянутой рукой, страстная мольба оказалась бесплодной.
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Хочется ли вам, чем-то помочь этому мальчику?
Итак, композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций, как будто подслушанные в жизни, они стали музыкой.
Ребята, давайте еще раз обратимся к теме урока.
Я познакомлю вас с понятием, которое объединяет все произведения разных видов искусства, с которыми мы будем сегодня знакомиться. Это – реализм.
(Запись в тетрадь.)
Реализм – правдивое изображение жизни в различных видах искусства.
– Ребята, вы согласны, что музыка, прослушанная вами реалистична, то есть правдиво изображала картину из жизни?
– Как вы думаете, какую цель ставил Мусоргский, сочиняя такие песни?
Хотел привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие проходили по привычке равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
Не только композиторы, но и художники, писатели, поэты ставили себе такие цели и отражали эту тему в своих произведениях реалистично.
В Творчестве художников 60-х годов XIX века мы можем найти много картин, рисунков, скульптур, рассказывающих о событиях повседневной жизни. Такие произведения относятся к бытовому жанру.
Выдающимся мастером бытового жанра является Василий Григорьевич Перов.
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.
– Что в вашем понятии означает слово «тройка»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы детей.)
Правильно, мы привыкли к песням о лихой, о резвой тройке, а кого вы видите на картине Перова «Тройка»?
Особенно полны чувства сострадания картины, где он изображает сирот. Давайте рассмотрим композицию картины.
– Кого вы видите на переднем плане картины? (Трое детей из последних сил тянут на пригорок сани, на которых стоит тяжелая бочка с водой.
– Какими изображены дети? Какие выразительные детали вы видите? (Задыхаясь от тяжести и ветра, с полуоткрытыми ртами, дети напрягают все свои силенки. Дети устали. Смуглое личико девочки не по-детски грустно, веки полузакрыты от изнеможения. Мальчонка, что слева от нее совсем выбился из сил. Его хрупкая фигурка в сюртуке, свисающем до земли, поникла, шея беспомощно вытянута. Лицо мальчика в центре бледно, дыхание прерывисто. Он весь устремлен вперед.)
– Опишите, как одеты дети? (Плохая, ветхая одежда. Не по размеру, очень лёгкая для холодного зимнего дня. Ветер задувает в изношенную одежду ребятишек.)
– Какие второстепенные фигуры вы видите на картине? (Какой-то добрый прохожий подошел помочь, но и ему нелегко сдвинуть с места сани. Собака весело бежит впереди, ее настроение контрастно фигурам уставших, измученных детей.)
Второстепенные фигуры в картине художник написал более обобщенно, без живописных подробностей. Как в музыке инструменты оркестра не мешают солисту, а только аккомпанируют, помогая.
– Как мы понимаем, в какое время года происходит действие? (Фон картины рисует нам зимние сумерки, вьюгу. Ветер кружит снежные вихри, сметает снег с городских стен, резкими порывами тормозит и без того медленное движение детей.)
– Какие краски преобладают в картине? Каков ее общий колорит? (Темные краски, преобладают разные оттенки коричневого, черный, серый и его оттенки).
– Почему художник использовал такую очень небольшую, скромную гамму цветов в картине? (Чтобы передать тяжелое впечатление, вызвать у зрителей сострадание к жизни детей.)
– Какие чувства хотел вызвать в людях художник? (Сочувствие, сопереживание, сострадание.)
– Какими же средствами удается художнику вызвать у зрителя такие чувства? (Композиция, детали, фон, колорит.)
– Можно ли назвать эту картину Перова реалистичной? (Ответы детей.)
Действительно, персонажи картины как бы выхвачены из жизни.
Ребята, мы видели, как композитор создал живой и правдивый портрет бездомного мальчика с помощью звуков, с помощью выразительных средств музыки; художник создал живописную картину из жизни таких детей с помощью кисти и красок, выразительных средств изобразительного искусства. - А как может передать реалистично какую-то картину писатель? Какие выразительные средства он будет использовать для этого? (Выразительные слова.)
Сегодня мы познакомимся с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Герои многих рассказов Короленко начинают эту борьбу с виновниками народного горя и нищеты.
Писатель написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «Дети подземелья». Она рассказывает о детской дружбе, о тяжелой жизни бедняков в царской России.
Давайте вспомним эпизод «Вася у друзей в подземелье». (Зачитать детям отрывок.)
– Какое впечатление производит на вас этот эпизод? (Вызывает сочувствие, сострадание тяжелой жизни детей.)
– Кто из героев вызывает у вас наибольшее чувство сострадания? (Маруся.)
– Почему? (Она очень слабенькая, беззащитная и т.д.)
При создании портрета девочки писатель использует эпитеты, метафоры, сравнения. Найдите их?
(Дети работают с текстами и выбирают там нужные слова).
(Бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветочек, выросший без лучей солнца; ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.)
– Обратите внимание на суффиксы существительных. Какие они? (Уменьшительно-ласкательные: цветочек, ножки, головка.)
Найдите эти слова с оттенками ласки. (Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки.)
– О чем говорят все эти детали? Какие чувства к девочке они у вас вызывают? (О тяжелой безрадостной жизни ребенка; вызывают горькое сожаление.)
– Как Вася относится к девочке? (Грустно любуется ее красотой, в его отношении сквозит трогательная нежность, жалость, сочувствие.)
Правильно. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: «У него заныло сердце, что-то повернулось в груди. Любовь не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям облагораживает личность, пробуждает светлые чувства.
Ребята, мы с вами слушали музыку, рассматривали картину, анализировали литературное произведение. Все эти произведения разных видов искусства, каждое своими средствами, реалистично рассказывали нам о тяжелой жизни детей-сирот в XIX веке.
– Ребята, а существует ли эта проблема в наши дни или она уже устарела?
Да, вы правы. Проблема обездоленного, сиротского детства существует очень остро и в наши дни. По данным МВД России по улицам Москвы насчитывает до 100 тысяч беспризорников, а в стране их число достигло чуть ли не 4-х миллионов. В Тульской области более 8700 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Причем 90% из них социальные сироты, то есть родители этих ребят живы.
В наши дни художники, поэты, композиторы, режиссеры не остаются равнодушны к тяжелой жизни детей сирот. В Америке сняли художественный фильм о беспризорных детях, которые жили в песчаных карьерах, он называется «Генералы песчаных карьеров». Песню, которая звучит в этом фильме перевели на многие языки. Послушайте ее.
(Слушание и разучивание песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»)
Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, который написан на доске. («…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Ф.Бэкон.)
Я очень хочу, чтобы вы ребята, не были равнодушными, чтобы вы научились сочувствовать, сопереживать, сострадать, выросли гуманными и достойными людьми.
Ребята, я думаю, то, что вы узнали сегодня на уроке, заставит вас задуматься над многими вопросами и над тем, что такое доброта.
Напишите дома небольшое сочинение на тему «Что такое доброта?»
Цели:
Знать композиторов «Могучей кучки»,
Понимать интонационные особенности музыкального произведения, анализировать их;
Описывать картину Перова «Тройка», используя термины изобразительного искусства;
Знать приёмы создания портрета литературного героя;
Выбирать необходимый материал для характеристики литературного героя;
Делать выводы о реалистических чертах произведений музыки, изобразительного искусства и литературы;
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;
Развивать умение видеть главное в композиции картины, отмечать выразительные детали, анализировать как фон и колорит картины помогают художнику создать нужное настроение, а вся композиция – выразить замысел;
Умение анализировать эпизоды литературного произведения, находить изобразительно-выразительные средства;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания к обездоленным людям, гуманизм.
Ключевые понятия:
Интонации просьбы, жалобы; неразрывность стихов и музыкальных интонаций; динамические оттенки; тембр; регистр; лад.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве; композиция; детали; фон; колорит.
Портрет литературного героя; эпитеты; сравнения; художественные детали.
Общность и особенности отражения темы в произведениях различных видов искусств.
Реализм в разных видах искусства.
Оборудование, наглядный материал:
Портреты: М.П.Мусоргский, Перов, В.Г.Короленко.
Запись песни Мусоргского «Сиротка»; нотная запись начала с динамическими оттенками; фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»; тексты песни.
Репродукция картины Перова «Тройка».
Тексты произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
– Назовите их имена? (Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин).
Чему посвятили все свои силы эти люди? (Все свои силы эти композиторы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки).
Правильно, в своём творчестве они опирались на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М.И.Глинки.
Ребята, посмотрите на это фото. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предположения детей, подвести детей к формулировке темы урока).
Тема нашего урока: «Обездоленное детство в искусстве XIX века».
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Его называли «гордостью и славой русской музыки».
Среди всех русских композиторов Мусоргский был наиболее ярким выразителем в музыке суровой правды жизни русского народа. Что бы ни писал Мусоргский: оперы, песни, хоры – всюду он выступает гневным и страстным обличителем социальной несправедливости.
В начале 60-х годов Мусоргский создал несколько «народных картинок». Эти сочинения поразили всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения, но не лирические романсы, и не песни в обычном понимании этого слова.
Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Герои их – люди обездоленные, обреченные на вечное прозябание, без проблеска надежды на лучшую жизнь. Мусоргский в большинстве случаев писал сам и тексты песен.
– Кто такой сирота? Кого так называют? (Дети, у которых нет родителей.)
Послушайте песню и скажите, какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
(Слушание песни «Сиротка» муз. и сл. Мусоргского)
Дети описывают представляемые ими картины.
Эта песня ярко рисует нам средствами музыкального языка образ бездомного мальчика-сироты, просящего милостыню у проезжающего мимо барина.
– Как добивается композитор того, что мы «видим» перед глазами этого мальчика и как бы слышим его речь? (Композитор придумал яркие интонации)
– Какие это интонации? (Интонации просьбы, жалобы)
Правильно, так и слышатся в музыке умоляющие, просящие возгласы и интонации, близкие к народным причитаниям.
Сочиняя слова, композитор, по всей вероятности, уже ясно представлял себе мелодию. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным слогом постоянно следуют два (а иногда даже три) безударных.
(Предлагаю прочитать фрагмент кому-либо из детей.)
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени и очень удобен для передачи интонации просьбы, жалобы, горестного причитания.
Ребята, посмотрите на нотную запись песни, смотрите, как много знаков поставил композитор.
– Что обозначают эти знаки? (Динамические оттенки, как нужно исполнять: тихо, громко, усиливая или ослабляя звучание.)
Давайте споем начало песни, соблюдая эти знаки.
– Для чего композитор так тщательно выписал в нотах динамические оттенки? (Чтобы интонации стали выразительны.)
Правильно, оттенки подчеркивают ударные звуки, и интонации мольбы становятся ярче, выразительнее.
– Меняется ли душевное состояние говорящего, просящего мальчика?
Правильно, начинается обращение скупыми словами привычной, затверженной просьбы, завершается горестным восклицанием «Баринушка!»
В дальнейшем стремлении найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, заставляя его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях.
– Как композитор оттеняет содержание слов, используя аккомпанемент? (На словах «Холодом, голодом…» мелодия звучит в низком регистре. Это подчеркивает мрачный характер текста.
– А что еще вы заметили? (Чем дальше, тем торопливей и беспокойней становится речь ребенка. Движение ускоряется, звучность усиливается.)
Правильно. Музыка звучит все напряженнее, тревожнее, будто выбиваясь из сил, бежит ребенок за экипажем барина.
– Каким ладом, какими музыкальными красками создает композитор это настроение тревоги? (Минорный лад, темные краски.)
– Понятно ли вам было по тому, как заканчивается песня, как поступил барин с мальчиком? В конце песни мы слышим, как бы отчаянный вопль, брошенный вслед уезжающему, который звучит очень громко. Затем конец фразы звучит очень тихо, ребенок произносит его, как бы глотая слезы.
Песня завершается неустойчиво, кажется, что так и остался сиротка с протянутой рукой, страстная мольба оказалась бесплодной.
– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
– Хочется ли вам, чем-то помочь этому мальчику?
Итак, композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций, как будто подслушанные в жизни, они стали музыкой.
Ребята, давайте еще раз обратимся к теме урока.
Я познакомлю вас с понятием, которое объединяет все произведения разных видов искусства, с которыми мы будем сегодня знакомиться. Это – реализм.
(Запись в тетрадь.)
Реализм – правдивое изображение жизни в различных видах искусства.
– Ребята, вы согласны, что музыка, прослушанная вами реалистична, то есть правдиво изображала картину из жизни?
– Как вы думаете, какую цель ставил Мусоргский, сочиняя такие песни?
Хотел привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие проходили по привычке равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
Не только композиторы, но и художники, писатели, поэты ставили себе такие цели и отражали эту тему в своих произведениях реалистично.
В Творчестве художников 60-х годов XIX века мы можем найти много картин, рисунков, скульптур, рассказывающих о событиях повседневной жизни. Такие произведения относятся к бытовому жанру.
Выдающимся мастером бытового жанра является Василий Григорьевич Перов.
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним.
– Что в вашем понятии означает слово «тройка»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы детей.)
Правильно, мы привыкли к песням о лихой, о резвой тройке, а кого вы видите на картине Перова «Тройка»?
Особенно полны чувства сострадания картины, где он изображает сирот. Давайте рассмотрим композицию картины.
– Кого вы видите на переднем плане картины? (Трое детей из последних сил тянут на пригорок сани, на которых стоит тяжелая бочка с водой.
– Какими изображены дети? Какие выразительные детали вы видите? (Задыхаясь от тяжести и ветра, с полуоткрытыми ртами, дети напрягают все свои силенки. Дети устали. Смуглое личико девочки не по-детски грустно, веки полузакрыты от изнеможения. Мальчонка, что слева от нее совсем выбился из сил. Его хрупкая фигурка в сюртуке, свисающем до земли, поникла, шея беспомощно вытянута. Лицо мальчика в центре бледно, дыхание прерывисто. Он весь устремлен вперед.)
– Опишите, как одеты дети? (Плохая, ветхая одежда. Не по размеру, очень лёгкая для холодного зимнего дня. Ветер задувает в изношенную одежду ребятишек.)
– Какие второстепенные фигуры вы видите на картине? (Какой-то добрый прохожий подошел помочь, но и ему нелегко сдвинуть с места сани. Собака весело бежит впереди, ее настроение контрастно фигурам уставших, измученных детей.)
Второстепенные фигуры в картине художник написал более обобщенно, без живописных подробностей. Как в музыке инструменты оркестра не мешают солисту, а только аккомпанируют, помогая.
– Как мы понимаем, в какое время года происходит действие? (Фон картины рисует нам зимние сумерки, вьюгу. Ветер кружит снежные вихри, сметает снег с городских стен, резкими порывами тормозит и без того медленное движение детей.)
– Какие краски преобладают в картине? Каков ее общий колорит? (Темные краски, преобладают разные оттенки коричневого, черный, серый и его оттенки).
– Почему художник использовал такую очень небольшую, скромную гамму цветов в картине? (Чтобы передать тяжелое впечатление, вызвать у зрителей сострадание к жизни детей.)
– Какие чувства хотел вызвать в людях художник? (Сочувствие, сопереживание, сострадание.)
– Какими же средствами удается художнику вызвать у зрителя такие чувства? (Композиция, детали, фон, колорит.)
– Можно ли назвать эту картину Перова реалистичной? (Ответы детей.)
Действительно, персонажи картины как бы выхвачены из жизни.
Ребята, мы видели, как композитор создал живой и правдивый портрет бездомного мальчика с помощью звуков, с помощью выразительных средств музыки; художник создал живописную картину из жизни таких детей с помощью кисти и красок, выразительных средств изобразительного искусства. - А как может передать реалистично какую-то картину писатель? Какие выразительные средства он будет использовать для этого? (Выразительные слова.)
Сегодня мы познакомимся с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Герои многих рассказов Короленко начинают эту борьбу с виновниками народного горя и нищеты.
Писатель написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «Дети подземелья». Она рассказывает о детской дружбе, о тяжелой жизни бедняков в царской России.
Давайте вспомним эпизод «Вася у друзей в подземелье». (Зачитать детям отрывок.)
– Какое впечатление производит на вас этот эпизод? (Вызывает сочувствие, сострадание тяжелой жизни детей.)
– Кто из героев вызывает у вас наибольшее чувство сострадания? (Маруся.)
– Почему? (Она очень слабенькая, беззащитная и т.д.)
При создании портрета девочки писатель использует эпитеты, метафоры, сравнения. Найдите их?
(Дети работают с текстами и выбирают там нужные слова).
(Бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветочек, выросший без лучей солнца; ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.)
– Обратите внимание на суффиксы существительных. Какие они? (Уменьшительно-ласкательные: цветочек, ножки, головка.)
Найдите эти слова с оттенками ласки. (Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки.)
– О чем говорят все эти детали? Какие чувства к девочке они у вас вызывают? (О тяжелой безрадостной жизни ребенка; вызывают горькое сожаление.)
– Как Вася относится к девочке? (Грустно любуется ее красотой, в его отношении сквозит трогательная нежность, жалость, сочувствие.)
Правильно. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: «У него заныло сердце, что-то повернулось в груди. Любовь не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям облагораживает личность, пробуждает светлые чувства.
Ребята, мы с вами слушали музыку, рассматривали картину, анализировали литературное произведение. Все эти произведения разных видов искусства, каждое своими средствами, реалистично рассказывали нам о тяжелой жизни детей-сирот в XIX веке.
– Ребята, а существует ли эта проблема в наши дни или она уже устарела?
Да, вы правы. Проблема обездоленного, сиротского детства существует очень остро и в наши дни. По данным МВД России по улицам Москвы насчитывает до 100 тысяч беспризорников, а в стране их число достигло чуть ли не 4-х миллионов. В Тульской области более 8700 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Причем 90% из них социальные сироты, то есть родители этих ребят живы.
В наши дни художники, поэты, композиторы, режиссеры не остаются равнодушны к тяжелой жизни детей сирот. В Америке сняли художественный фильм о беспризорных детях, которые жили в песчаных карьерах, он называется «Генералы песчаных карьеров». Песню, которая звучит в этом фильме перевели на многие языки. Послушайте ее.
(Слушание и разучивание песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров»)
Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, который написан на доске. («…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Ф.Бэкон.)
Я очень хочу, чтобы вы ребята, не были равнодушными, чтобы вы научились сочувствовать, сопереживать, сострадать, выросли гуманными и достойными людьми.
Ребята, я думаю, то, что вы узнали сегодня на уроке, заставит вас задуматься над многими вопросами и над тем, что такое доброта.
Напишите дома небольшое сочинение на тему «Что такое доброта?»