Тема урока: «Путешествие в страну Имени Прилагательного»
Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
- закрепить умения различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, их грамматические признаки;
- способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять разряд по значению и грамматическим признакам;
- повторить основные правила правописания суффиксов прилагательных;
- выяснить роль прилагательных в речи;
- формировать наблюдательность, мышление, воображение, умения слушать и запоминать учебную информацию;
- воспитывать интерес к содержанию урока, к изученной теме, формировать наблюдательность, быстроту реакции, умение анализировать.
Класс:
4 класс
Предмет:
Русский язык
Тип урока: повторительно-обобщающий урок в игровой форме.
Краткое описание:
Конспект урока предназначен для обобщения и закрепления материала по теме: "Имя прилагательное"
Оборудование: опорный конспект по теме «Имя прилагательное», маршрутные листы, печатные карточки с текстом.
Презентация
Ход урока
I Оргмомент. (Психологический настрой)
Учитель:
Ребята, вы готовы к уроку?
На вас, надеюсь я друзья.
Дети:
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас! (слайд 1)
II.Стадия вызова: интеллектуальная разминка
- Ну, а чтобы у нас действительно всё получилось, проведём интеллектуальную разминку.
1. Ответьте, пожалуйста, на шуточные вопросы (зачитываю вопросы)
Что нужно сделать с существительным жаркое, чтобы оно стало прилагательным)? (Изменить ударение).
Из какого полотна нельзя сшить костюм? (Из железнодорожного).
Какой болезнью не болеют на земле? (Морской).
По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным)
Каких камней не найдешь в море? (Сухих).
Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год).
Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую)
- Что общего в этих словах, которые вы сейчас назвали? (Ответы детей)
(слайд 2)
- Какую же роль играет прилагательное в нашей жизни?
-Давайте ответим на этот вопрос выполнив интересное задание.
2. У каждого из вас на столе карточка с текстом, в котором не хватает слов. Впиши их по смыслу.
Стоял---------день. Дул ----------- ветерок. Земля покрылась ----------- травой. На деревьях распустились -------------- листочки. Наконец пришла -------- весна.
Учитель: Как можно озаглавить текст? (Ответы детей)
- Прочитайте текст, как он выглядел первоначально?
- А теперь, как он звучит по-новому (слайд 3)
- Какую роль играет прилагательное в нашей речи? (украшает нашу речь, делает её более красочной, и т.д.)
3. Синквейн.
- Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока, подставив нужное слово в эту запись:
1.---------------------------
2. Уточняющее, описывающее, украшающее
3. Определяет, разнообразит, украшает
4. Зависит от имени существительного
5. Является словом – это ? (слайд 4)
III Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня у нас будет урок обобщения и контроля по теме “Имя прилагательное”. Вам предстоит проверить свои знания, умения, навыки по данной теме. Мы повторим правописание, суффиксы, разряды и степени имени прилагательного.
IV. Работа по теме урока
- Ребята, мы с вами собрали большой багаж знаний об имени прилагательном. Мы уже очень много знаем о этой части речи. Давайте вспомним всё что изучили и уложим изученное нами в багаж знаний, а в ходе урока выясним, что мы ещё не знаем о прилагательном.
1. Багаж знаний (устное составление багажа)
Что известно | Новая информация |
| | |
( стук в дверь, входит почтальон)
- Здравствуйте! Это вы 3б класс?
- Вам телеграмма! (зачитывает)
Жители страны Имя Прилагательное подают сигнал SOS. К ним в страну пробрался Незнайка. Начался настоящий переполох. В городе Суффиксов - беспорядки. Суффикс К изгоняет из дома суффикс СК, суффиксы АН, ЯН, ИН решили отнять у суффиксов ЕНН (ОНН) по одной Н и требуют, чтобы их писали с удвоенным Н. В горах Сравнительной и Превосходной степени случился обвал, еще одно такое землетрясение и горы сравняются. Реки Качественная, Относительная и Притяжательная слились, и теперь они представляют настоящую угрозу затопления страны.
- Ну что ж, ребята, придётся нам видимо немного изменить ход нашего урока.
- Вы готовы оказать помощь жителям этой страны? (Ответы детей)
- Тогда вперёд!
- А чтобы нам идти верным курсом, нам вместе с телеграммой передали маршрутные листы. (Все задания раздаются на листах)
2. Организация соревнования
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Имя Прилагательное. Перед вами карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждет (слайд 5)
Это удивительно красивая страна. Зеленые холмы, голубые озера, березовые рощи, еловые леса. Через всю страну протекают быстрые полноводные реки: Качественная, Относительная, Притяжательная. Здесь есть и высокие скалистые горы с заснеженными вершинами Превосходной и Сравнительной степени. А там рукой подать до города Суффиксов – конечной остановке нашего путешествия.
В этой стране существуют свои законы, правила, нарушать которые нельзя, иначе наступит хаос и она может погибнуть.
- Чтобы отправиться в путешествие, мы должны быть в отличной физической форме. Быть очень внимательными, наблюдательными и сосредоточенными. Я предлагаю сделать гимнастику для глаз (слайд 6)
3.Физминутка для глаз
- Чтобы мы не заблудились в этой большой стране, нам на помощь отправили проводника, которого зовут Прилагайчик. Он будет весь урок показывать нам правильный маршрут (слайд 7)
В телеграмме нам сообщили, что реки слились и представляют большую угрозу для этой чудесной страны. Мы не должны этого допустить. Если мы выполним первое задание, то реки прилагательных направятся в свои русла и страна будет спасена от наводнения.
- Какие разряды прилагательных вы знаете? (Ответы детей)
- Как вы уже поняли, работать мы сегодня будем в маршрутных листах. Обратите внимание на задание под №1. Вам даны прилагательные.
Красивый, мамин, столовый, быстрый, лисий, короткий, дверной, стеклянный, медвежий, высокий, кроличья, картинный, узкий, бабушкин, цветочный. (слайд 8)
а) Задание – соревнование: кто быстрее за 2 минуты напишет
1 ряд – качественные прилагательные,
2 – относительные,
3 – притяжательные.
- Вы должны не просто написать, но ещё и доказать, что написанные вами прилагательные относятся к заданному вам разряду.( уч-ся один из ряда читает и доказывает)
Проверка (слайд 9)
-В маршрутном листе в геометрических фигурах обозначены наши остановки. После проверки заштрихуйте фигуру указанным цветом
- Заштрихуем в маршрутном листе:
Красным – нет ошибок
Зелёный – 1, 2 ошибка
Синий – более 2 ошибок
-Отлично! Теперь реки с помощью ваших знаний направлены в свои русла разрядов прилагательных и первой опасности нам удалось избежать.
- Что нового мы можем добавить в наш багаж знаний? (Ответы детей)
4.Непреступные горы
- Прилагайчик сообщил нам, что в горах Сравнительной и Превосходной степени вот- вот случится землятресение и стране грозит большая опасность. Нам надо срочно поспешить к подножью гор и своими знаниями предотвратить беду (слайд 10)
- Вы готовы? Удачи вам.
_ У вас в маршрутных листах под № 2 есть задание. Выполните его и проведите взаимопроверку. Оцените друг друга.
- Напишите в карточку прилагательное красивый, и образуй от него различные формы сравнения, заполните таблицу и обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте таблицу по слайду, исправьте ошибки если они есть, и поставьте оценку (слайд 11)
фамилия | |
Прилагательное | Формы степеней сравнения |
сравнительная | превосходная |
простая | составная | простая | составная |
| | | | |
Оценка «…..» | Фамилия проверяющего |
-Какие степени сравнения мы повторили? (Ответы детей)
-Расскажите, как и какие формы образуются от сравнительной степени?
(Простая форма- нач.форма + суффиксы -ее (-ей), -е, -ше .Составная форма- нач.форма +более)
- А от превосходной?
Простая форма Составная форма
Нач.ф.+ Нач.ф. +
Суффиксы самый, наиболее
–ейш- (-айш-)
- Молодцы ребята! Я думаю горы мы покорили благодаря тому, что вы умеете работать быстро, дружно и правильно.
- Что добавим в наш багаж? (Ответы детей)
- Мы проделали большой путь и немного устали. Предлагаю устроить привал и всем вместе отдохнуть.
5. Физминутка (слайд 12)
М.р- смелый, отважный, старательный (приседание)
Ж.р- добрая, цветочная, пушистая (хлопки)
Ср. р- голубое, чудесное, солнечное (поднятие рук)
- Отдохнули?
- Тогда соберитесь с мыслями, настройтесь на работу и вперёд совершать новые подвиги.
- 6. Правописание суффиксов
-Вот мы и добрались до города Суффиксов (слайд 13)
- Чтобы помочь жителям этого города, нам надо доказать, что мы прекрасно знаем написание суффиксов в прилагательных.
- А все ли вы знаете правила написания суффиксов? (Ответы детей)
- В задании № 3 у вас даны пары прилагательных, в каждой паре только одно слово написано верно, найдите его и выделите суффикс. Докажите
Расскажите о различении на письме суффиксов – к - и –ск – . (Дерзкий – дерзский). Подчеркните правильный суффикс
Одна и две Н в суффиксах прилагательных. (Сонный - соный). Подчеркните правильный суффикс.
Расскажите о правописании букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (Ежовый – ежевый) Подчеркните правильный суффикс (слайд 14)
- Правила знаете. Значит, с предстоящим испытанием справитесь.
7.Тест-опрос. (слайды 15,16,17)
1. В каком слове пишется о?
а. Еж..вый
б. Лиц..вой
в. Пищ..вой
г. Ключ..вой
2. В каком слове пишется е?
а. Пунц..вый
б. Камыш..вый
в. Перц..вый
г. Вещ..вой
3. В каком слове пишется к?
а. Немец..ий
б. Француз..ий
в. Англий..ий
г. Отцов..кий
4. В каком слове пишется ск?
а. Дерз..ий
б. Мет..ий
в. Замор..ий
г. Казац..ий
5. В каком слове пишется одна –н-?
а. Деревя..ый
б. Серебря..ый
в. Соломе..ый
г. Родстве..ый
6. В каком слове пишется –нн-?
а. Ю..ый
б. Румя..ые
в. Деревя..ый
г. Песча..ый
Ключ: 1. а, 2. г, 3. а, 4. в, 5. б, 6. в.
Выставление оценок за тест.
“5” - 6-5 заданий
“4” - 4 заданий
“3” - 3 задания
-Молодцы! Вы прекрасно поработали и спасли страну Прилагательных от беды. Я думаю, что жители этой страны вам очень благодарны (слайд 18)
- Какую информацию уложим в багаж знаний? (Ответы детей)
- Сдайте свои маршрутные листы, а я проверю и на следующем уроке объявлю вам оценки
V. Творческая работа
- Ребята, я хочу вам предложить составить устное аргументированное эссе
- Кто знает, что такое эссе?
( это сочинение-рассуждение с фактами и доказательствами из жизни)
Я считаю, что..
Я узнал, что…
Особенно интересно было… (слайд 19)
Молодцы!
VI. Опережающее домашнее задание
- Ребята, вам по желанию было задано подготовить презентацию о прилагательном. Я знаю, что Марина с помощью своего брата подготовила и готова показать нам свою работу
(презентация Обернихиной Марины ученицы 3 класса)
VI. Итоги урока-путешествия.
- Вот и заканчивается наше путешествие. Время подводить итоги.
- Что вам понравилось в путешествии?
- Какие трудности в дороге вы испытали?
- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?
- Давайте вернёмся к нашему багажу знаний и подумаем, почему колонка с надписью «новая информация» осталась пустой? (Ответы детей)
- Мы ещё очень многого не знаем о этой части речи, но обязательно узнаем в следующих классах и заполним пустую колонку нашими знаниями.
- Сегодня вы были:
Умные
Внимательные
Активные
Красивые
Добрые
Воспитанные
- Мне было очень приятно с вами сегодня работать, как и на каждом нашем уроке! (слайд 20)
Приложение 1
Впиши слова их по смыслу.
Стоял---------день. Дул ----------- ветерок. Земля покрылась ----------- травой. На деревьях распустились -------------- листочки. Наконец пришла -------- весна.
Впиши слова их по смыслу.
Стоял---------день. Дул ----------- ветерок. Земля покрылась ----------- травой. На деревьях распустились -------------- листочки. Наконец пришла -------- весна.
Впиши слова их по смыслу.
Стоял---------день. Дул ----------- ветерок. Земля покрылась ----------- травой. На деревьях распустились -------------- листочки. Наконец пришла -------- весна.
Впиши слова их по смыслу.
Стоял---------день. Дул ----------- ветерок. Земля покрылась ----------- травой. На деревьях распустились -------------- листочки. Наконец пришла -------- весна.