kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

" ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"

Цели урока:

  • познавательная: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
  • развивающая: помочь учащимся выявить выразительные возможности прилагательных, пополнять словарный запас;
  • воспитывающая: воспитание интереса и бережного отношения к языку.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: проблемный, самостоятельной работы, метод контроля, частично-поисковый.

"Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна"

(Имя прилагательное)

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я.

Вы, ребята, сразу догадались, что речь идет об имени прилагательном. (внимание к слову).

II. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

 - Прочитайте текст

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

 - Какова основная мысль текста?

 - Почему у разных людей различный дар зрения?

 - Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем отличаются картины, увиденные разными людьми?

 - Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

Итак, тема нашего урока – "Имя прилагательное". Мы будем говорить о выразительных возможностях прилагательных, повторим его основные категории.

 - Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке?

 - Какова цель нашей работы на уроке?

(Слайд "Рабочая карта урока")

(Поставьте P в рабочую карту урока напротив ряда задач. После каждого вида работы поставьте себе самооценку).

(Слайд "Тема, цели урока")

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Я приглашаю вас в мастерскую художника слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: "Здесь мало увидеть, здесь вслушиваться нужно…"

(Слайд "Художник с кистью")

 - Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть?

 - В ней есть место прилагательным?

Стихотворение "Сказки про краски"

Ученик:

Сказки про краски

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными долами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(Слайд "Радуга")

Давайте беречь наш дар зрения, развивать его. Давайте наполнять мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но … чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

  1. Словарная работа.

Прилагательное. Произведите разбор слова. (слайд разбора по составу).

 - Почему у этой части речи такое странное название?

 - К чему оно "прилагается"?

 - Кто его вечный спутник?

 - Итак, что называется именем прилагательным?

 - Вспомним, какие категории имеет эта часть речи.




 


 

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

Посмотрим, как ведет себя имя прилагательное с разными частями речи.

  1. На компьютере.

Распределите данные словосочетания в соответствии со схемами: "прилаг. + сущ.", "прилаг. + сущ. с предлогом", "нар. + прилаг."

Немного грустный, грустный от разлуки, грустное настроение, холодный ветер, очень холодный, холодная от ветра, хрупкий ледок, хрупкий по природе, чрезвычайно хрупкий.

  1. Вечный спутник прилагательного – существительное – очень доброе по отношению к прилагательному, поэтому они согласуются друг с другом в роде, числе, падеже.

Самостоятельная работа. Допишите окончания прилагательных.

Золотой багрянец березовой рощи. Молод… осинки выбежали на опушку. Солнце спряталось. Бледно-ясн… небо покрылось перламутром прозрачн… тучек. Неярк… свет выткал бронзов… кружево листвы. Ветер пробежал во ветвям деревьев, и звонк… их шорох нарушал тишину. Тонк… стволы осин зябко жались друг к другу. Ветер вырвался из плена березов. рощи и покатил зелен… волны по озими, и, набравшись сил, поднялся к небу, и тронул с места пушист… стадо облаков. Прозрачн…, легк… тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев.

(Самоконтроль, ключ)

А сейчас физкультминутка. Гимнастика для глаз под музыку.

V. РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

"А знаете ли вы, что…" (слайд)

Выступление учащихся.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%.

По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место (1 – существительные, 2 – глаголы, 3 – местоимения, 4 – предлоги). Самые частые прилагательные: большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, главный, маленький, черный, старый, огромный, красный.

Продолжим наполнять мир вокруг нас самыми разнообразными прилагательными.

Игра "Кто быстрей, кто больше?"

Подберите признаки к указанным предметам.

счастье - …

здоровье - …

настроение - …

труд - …

отдых - …

страх - …

Выводы: прилагательные могут обозначать признаки отвлеченных имен существительных, то есть используются при описании состояния человека.

Вспомним названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные (устно).

На компьютере. Расположите синонимы по степени возрастания признака (самоконтроль).

Запах (благоуханный, приятный, ароматный)

Ответ (превосходный, хороший, прекрасный)

Боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый)

Лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие)

Вода (ледяная, холодная, прохладная)

Устно. А знаете ли вы, что на нашей планете существуют цветные моря? Какие моря вы знаете?

Устно. А еще имя прилагательное – очень "вкусная" часть речи. Вряд ли найдется человек, который не любил бы мороженого. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они прилагательные?

Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, - в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение – "озарять слова". Такие прилагательные называются эпитетами.

Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения.

(Слайд)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

"Это интересно". Сообщение учащегося о "Словаре эпитетов русского литературного языка".

VI. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Продолжаем раскрашивать окружающий нас мир.

 - А сейчас, ребята, волшебной палочкой (мышкой) мы превратим осенний лес в весенний.

Творческая работа (на компьютере).

Картина превращения осеннего леса в весенний.

Изменить и, где нужно, дополнить текст, чтобы осенний лес "превратился" в весенний.

Встреча с осенним лесом.

Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступили разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая березку от ветра. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен.

Домашнее задание 3-х уровней.

1 уровень: Написать сочинение-миниатюру по опорным словам: весеннее утро, небо, солнце, тени на земле, …

2 уровень: Сочинение-миниатюру по данному началу: Весна-Чародейка – это красавица в ярком разноцветном платье. Ее глаза как звезды цвета небесной синевы.

3 уровень: Сочинение-описание картины А. Кастеева "Цветущие яблони".

(Слайд-иллюстрация картины.)

Беседа о преимуществе компьютера при обучении русскому языку

Сегодня мы говорим с вами о такой удивительной, волшебной части речи, как имени прилагательном не в обычном, а в мультимедийном кабинете, выполняем задания вместе с компьютером.

На первый взгляд, кажется, что музыкальная выразительность слова и сухая, точная информатика несовместимы. Но на самом деле это возможно. И компьютер нам в этом помог.

 - Каковы же преимущества работы на компьютере?

Вывод: А в чем помог сегодня компьютер?

  • Посмотрите, все ли задачи, которые мы запланировали в начале урока, решили? Поставьте + или – напротив каждой задачи в рабочей карте.
  • Поставьте себе итоговую оценку.
  • После проверки ваших работ оценки пойдут в журнал.
  • Продолжите фразу: "Надо учиться, чтобы быть…", используя прилагательные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,»

Тема урока:

" ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"


Цели урока:

  • познавательная: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

  • развивающая: помочь учащимся выявить выразительные возможности прилагательных, пополнять словарный запас;

  • воспитывающая: воспитание интереса и бережного отношения к языку.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: проблемный, самостоятельной работы, метод контроля, частично-поисковый.


"Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна"

(Имя прилагательное)


Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я.

Вы, ребята, сразу догадались, что речь идет об имени прилагательном. (внимание к слову).

II. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

- Прочитайте текст

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

- Какова основная мысль текста?

- Почему у разных людей различный дар зрения?

- Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем отличаются картины, увиденные разными людьми?

- Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

Итак, тема нашего урока – "Имя прилагательное". Мы будем говорить о выразительных возможностях прилагательных, повторим его основные категории.

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке?

- Какова цель нашей работы на уроке?

(Слайд "Рабочая карта урока")

(Поставьте  в рабочую карту урока напротив ряда задач. После каждого вида работы поставьте себе самооценку).

(Слайд "Тема, цели урока")

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Я приглашаю вас в мастерскую художника слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: "Здесь мало увидеть, здесь вслушиваться нужно…"

(Слайд "Художник с кистью")

- Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть?

- В ней есть место прилагательным?

Стихотворение "Сказки про краски"

Ученик:

Сказки про краски

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными долами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(Слайд "Радуга")

Давайте беречь наш дар зрения, развивать его. Давайте наполнять мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но … чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

  1. Словарная работа.

Прилагательное. Произведите разбор слова. (слайд разбора по составу).

- Почему у этой части речи такое странное название?

- К чему оно "прилагается"?

- Кто его вечный спутник?

- Итак, что называется именем прилагательным?

- Вспомним, какие категории имеет эта часть речи.









IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

Посмотрим, как ведет себя имя прилагательное с разными частями речи.

  1. На компьютере.

Распределите данные словосочетания в соответствии со схемами: "прилаг. + сущ.", "прилаг. + сущ. с предлогом", "нар. + прилаг."

Немного грустный, грустный от разлуки, грустное настроение, холодный ветер, очень холодный, холодная от ветра, хрупкий ледок, хрупкий по природе, чрезвычайно хрупкий.

  1. Вечный спутник прилагательного – существительное – очень доброе по отношению к прилагательному, поэтому они согласуются друг с другом в роде, числе, падеже.

Самостоятельная работа. Допишите окончания прилагательных.

Золотой багрянец березовой рощи. Молод… осинки выбежали на опушку. Солнце спряталось. Бледно-ясн… небо покрылось перламутром прозрачн… тучек. Неярк… свет выткал бронзов… кружево листвы. Ветер пробежал во ветвям деревьев, и звонк… их шорох нарушал тишину. Тонк… стволы осин зябко жались друг к другу. Ветер вырвался из плена березов... рощи и покатил зелен… волны по озими, и, набравшись сил, поднялся к небу, и тронул с места пушист… стадо облаков. Прозрачн…, легк… тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев.

(Самоконтроль, ключ)

А сейчас физкультминутка. Гимнастика для глаз под музыку.

V. РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

"А знаете ли вы, что…" (слайд)

Выступление учащихся.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%.

По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место (1 – существительные, 2 – глаголы, 3 – местоимения, 4 – предлоги). Самые частые прилагательные: большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, главный, маленький, черный, старый, огромный, красный.

Продолжим наполнять мир вокруг нас самыми разнообразными прилагательными.

Игра "Кто быстрей, кто больше?"

Подберите признаки к указанным предметам.

счастье - …

здоровье - …

настроение - …

труд - …

отдых - …

страх - …

Выводы: прилагательные могут обозначать признаки отвлеченных имен существительных, то есть используются при описании состояния человека.

Вспомним названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные (устно).

На компьютере. Расположите синонимы по степени возрастания признака (самоконтроль).

Запах (благоуханный, приятный, ароматный)

Ответ (превосходный, хороший, прекрасный)

Боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый)

Лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие)

Вода (ледяная, холодная, прохладная)


Устно. А знаете ли вы, что на нашей планете существуют цветные моря? Какие моря вы знаете?


Устно. А еще имя прилагательное – очень "вкусная" часть речи. Вряд ли найдется человек, который не любил бы мороженого. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они прилагательные?

Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, - в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение – "озарять слова". Такие прилагательные называются эпитетами.

Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения.

(Слайд)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

"Это интересно". Сообщение учащегося о "Словаре эпитетов русского литературного языка".

VI. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Продолжаем раскрашивать окружающий нас мир.

- А сейчас, ребята, волшебной палочкой (мышкой) мы превратим осенний лес в весенний.

Творческая работа (на компьютере).

Картина превращения осеннего леса в весенний.

Изменить и, где нужно, дополнить текст, чтобы осенний лес "превратился" в весенний.

Встреча с осенним лесом.

Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступили разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая березку от ветра. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен.

Домашнее задание 3-х уровней.

1 уровень: Написать сочинение-миниатюру по опорным словам: весеннее утро, небо, солнце, тени на земле, …

2 уровень: Сочинение-миниатюру по данному началу: Весна-Чародейка – это красавица в ярком разноцветном платье. Ее глаза как звезды цвета небесной синевы.

3 уровень: Сочинение-описание картины А. Кастеева "Цветущие яблони".

(Слайд-иллюстрация картины.)


Беседа о преимуществе компьютера при обучении русскому языку

Сегодня мы говорим с вами о такой удивительной, волшебной части речи, как имени прилагательном не в обычном, а в мультимедийном кабинете, выполняем задания вместе с компьютером.

На первый взгляд, кажется, что музыкальная выразительность слова и сухая, точная информатика несовместимы. Но на самом деле это возможно. И компьютер нам в этом помог.

- Каковы же преимущества работы на компьютере?

Вывод: А в чем помог сегодня компьютер?

  • Посмотрите, все ли задачи, которые мы запланировали в начале урока, решили? Поставьте + или – напротив каждой задачи в рабочей карте.

  • Поставьте себе итоговую оценку.

  • После проверки ваших работ оценки пойдут в журнал.

  • Продолжите фразу: "Надо учиться, чтобы быть…", используя прилагательные.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,

Автор: Айдынбекова Айгул Мухтаровна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обобщение по теме: « Имя прилагательное как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "192593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427475149"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное» (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(88) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "149502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420213492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства