- (Слайд №3, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты слова русского поэта Ю. Левитанского. (слайд №4) Какие точные, верные, простые слова нашел он, чтобы рассказать об этих декабрьских чудесных деньках. Мы будем учиться у мастеров слова, известных писателей, правильной устной и письменной речи. Потому начнем сегодняшний урок со словарной работы. -У каждого из вас на парте лежит карточка. Напишите на ней свою фамилию, выполните задание. -Расставьте ударение в словах. Алфавит, документ, гололедица, глубоко, дышащий, досуг, инцидент, изогнутый, занята, задолго, диалог (слайд № 5) -Проверим по записи на слайде (слайд №6). -У кого нет ошибок? -Кто допустил одну ошибку? -У кого 2 ошибки? Вывод: Скажите, пожалуйста, а для чего мы должны учиться правильно ставить ударение в словах? -А как должен говорить образованный человек? (Правильно, понятно, красиво, соблюдая нормы произношения, культуру речи). -Спасибо. Молодцы! Запишите в свою тетрадь число, пропустите строчку. На третьей строке сделайте записи со слайда № 7. 1.(не) пр…од…лимые пр…грады 2.Звон (не) см…лкающий (н…) на минуту нарушал тишину зимнего леса. 3.Звон который (не) смолкал (н..) на минуту нарушал тишину зимнего леса. -Спишите примеры, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте буквы. Возникли затруднения? Проверка по записи на слайде №8. -Составьте устно характеристику каждой синтаксической единицы. -Что можете сказать о последнем предложении? ( «Инвентаризация знаний»). Вывод: Верно, это предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. Что помогло вам правильно определить этот вид придаточного? (Именно по вопросу мы и определяем виды таких предложений). -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся). -Что необходимо изучить по этой теме? -Итак, тема урока: СПП с придаточными определительными. Карточка №1. (слайд №9) Укажите грамматическую основу предложений. Что помогает определить вид придаточных? Составьте опорную схему. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок. 2. Любуюсь березкой, что стоит поодаль. 3. Ветер бушевал с такой силой, будто хотел вырвать деревья с корнем. 4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. 5. Дом, в котором живет мой друг, находится возле самого леса. Ребята, а мы давайте обратимся к тексту. (слайд № 10) В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. 1) Чтение текста и беседа -Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе). -Какова основная мысль? (Чайковский любил природу и сумел передать эти чувства в своей музыке. Сегодня мы слушаем отрывки из его знаменитых « Времен года») -Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его в тетрадях и на доске. 2) Комментированное письмо (слайд №11). (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.) -Что из себя представляет это предложение? Найдем грамматические основы. -Чем осложнено первое предложение? -От какого слова задаем вопрос к придаточному предложению? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное) -На какой вопрос она отвечает? (какой) -Построим схему предложения. -Что можете сказать о двух других предложениях текста? (2-е предложение- СПП с придаточным определительным). Проанализируем устно. Вывод: Второе и третье предложения текста являются СПП с придаточными определительными. - При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? (союзного слова)). - Возможно ли придаточное и главное предложение поменять местами? (нет) 3.Проверка выполнения работы по карточке. -Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном. - Сравните схему на доске со схемой в своих тетрадях и схемой в учебнике русского языка стр.63. Вывод: Схема предложения с придаточным определительным составлена верно. Она позволяет видеть место главного и придаточного предложений, понимать, как присоединяется придаточное предложение. 4.Вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, почему на сегодняшний урок в качестве эпиграфа взяты эти слова? (О природе, пример СПП с придаточным определительным). Звучит музыка Чайковского. «Времена года. Декабрь». (слайд №12) -Поднимем глаза вверх, вниз, вправо, влево. Еще раз повторим. -Повернемся к соседу по парте. Покажем, что в руках нет камешка. Протянем ладони друг к другу. -Нарисуем глазами круг. Представим себе, что это не просто круг, а солнышко. В эти декабрьские дни оно нам так нужно. Нарисуем лучики для солнышка. -Первую букву своего имени нарисуем глазами. Спасибо! Молодцы! Ребята, а сейчас вы будете работать по группам. Карточки с заданиями у вас. Что получится у каждой группы в результате работы? План работы такой: -10 минут выполняем задание по карточке; -проверку работы осуществляем таким образом: от первой группы один ученик читает свой текст вслух, 3 уч-ся читают свое СПП предложение с придаточным определительным; от 2 группы один ученик читает свои предложения. Работу ребят 3 группы я проверю после урока. (слайд № 13) Задание группам: 1 группа. Напишите мини- сочинение «Зимний денек». Расскажите, что вы чувствуете, погружаясь в тайны зимы. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными нашли место в вашей работе. 2 группа. Составьте 4 предложения с придаточными определительными. Можно использовать данные придаточные. -…, которые радуются солнечному деньку. -…,что благоухают свежестью. -…, который словно жалеет о чем- то. -…, которое наполнено легкой грустью. -…,что грустит под ногами. -…, на ветвях которого серебрится иней. 3 группа. Выполните упражнение 120. стр. 62 Звучит музыка Чайковского Проверка выполнения дифференцированной работы по группам. Вывод: Какова роль СПП с придаточными определительными в устной и письменной речи? Я надеюсь, что тема «СПП и их виды» вам теперь стала понятнее и вы будете и в дальнейшем так же хорошо работать на уроках русского языка, чтобы не только успешно подготовиться к сдаче ГИА, но и уметь пользоваться богатыми возможностями нашего родного языка. -Что запомнилось на уроке? -Что было сложным? - На доске записаны вопросы к вам. Ответьте на них, указав на листочке только номер вопроса. 1.Тему понял, могу объяснить товарищу. 2.Тему понял, но объяснить не смогу. 3. Хочу еще раз услышать объяснение темы. 4.Не понял тему. -Чему посвятим следующий урок? Вывод: Верно, мы будем изучать следующий вид придаточных предложений. Комментирование оценок. Выставление в дневники. (Слайд № 14) Параграф213, 1 группа. Выписать из произведений литературы 10 СПП с придаточными определительными. 2 группа. Упр. 126 ,задания 1,2. 3 группа. Упр.126. Задание перед текстом упражнения. |