УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Цели урока:
1) дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения; 2) расширить лексикон учащихся; 3) воспитывать любовь устному народному творчеству, поэзии русских поэтов.
ОБОРУДОВАНИЕ:1)таблица « Способы выражения подлежащего»;
2) контрольные тесты; 3) записи на доске.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного.
Словарный диктант с грамматическим заданием.
Школьные сверстники, кандидат в президенты, олимпийский чемпион, приоритет в образовании, особая привилегия, ударить наотмашь, подлинный экземпляр, интересная профессия, чествовать победителей.
Задание: 1) определите вид синтаксической связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание);
2) для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?
(Правильно, для предложений.)
3) что составляет основу предложения ? (Подлежащее и сказуемое).
4) какая связь между главными членами? (Сочинительная, т.е они взаимозависимы.)
III. Сообщение новой темы.
- Наша задача на сегодняшнем уроке состоит в том, чтобы дополнить свои знания о подлежащем, это и будет нашей новой темой.
- Итак, что же такое подлежащее? (Это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?)
Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением.
-Что подразумевается под словом обычно?
(Значит, есть и другие части речи, которые могут выступать в роли подлежащего. Так ли это? )
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕРЫ. 1.Но враг мой стал изнемогать. (Сущ. в им. пад.)
2. Я люблю тебя жизнь. ( Личн. местоим.)
Кто-то теряет, а кто-то находит.(Неопр. местоим.)
Никто не знает, что нас ожидает завтра.(Отр. и отн.)
3. Школьная столовая расположена на первом этаже.( Приллаг.)
Присутствующие говорили о разном.( Прич.)
Четыре делится на два.(Числ.)
Наше завтра будет прекрасно.(Нареч.)
Вот раздалося ау вдалеке.(Междоим.)
4.Жить – Родине служить.(Неопр. ф. гл.)
5. Мы с тобой одной крови.(Личн. мест. в им. пад. +сущ. в тв. пад.)
6.Два мудреца в одном тазу пустились весело в грозу. (Колич. Числит. + сущ. в род. пад.). 7.Золотые руки – залог успеха. ( Фразеологизм.)
Делаем вывод: подлежащим может быть любая часть речи в значении имени существительного в И. п. или словосочетанием, синтаксически неделимым.
3.Чтение учебника. Что нового вы прочитали в статье учебника? Какие примеры вам не очень понятны?
Закрепление.
Учиться – вот наша задача.
Я принял смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу.
Нас весело приветствовали анютины глазки.
ТЕСТ.
-Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:
а) именем существительным в именительном падеже:
1.Друзья, поглядите на карту нашей страны.
2.Я к вам пишу.
3.Девятое мая - День Победы.
4. Мне подали письмо.
5.Мой дядя самых честных правил.
б) местоимением (укажите разряд):
1. Это было десять лет назад.
2.Я люблю тебя, Родина!
3. И грянул бой, Полтавский бой.
4.Широка страна моя родная.
5. Никто не заменит ребёнку мать.
в) синтаксически неделимым целым или словосочетанием:
1. Много дел запланировано на сегодня.
2. Жили-были дед да баба.
3. Парикмахерская находилась за углом.
4.Люблю Отчизну я, но странною любовью.
5. И стар и млад собрались на площади.
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Показались ли интересной тема урока? Если да, то почему? Если нет, почему? Вспомните примеры из стихотворений?
Дом. задание.
Выписать из произведений художественной литературы свои примеры на каждый пункт правил, изученных на уроке.