Данный урок проводится после получения тем: «Позитивное чередование гласных и согласных звуков», «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря». Для этого дети узнали о слабых позициях гласных и согласных (по звонкости – глухости) звуков; освоили письмо с «дырками»; учились проверять орфограммы слабых позиций с помощью орфографического словаря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс
Козлёнкова Елена Петровна, учитель начальных классов, МКОУ «СОШ № 1»
г. Поворино
Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия; систематизация знаний.
Особенности данного урока. Данный урок проводится после получения тем: «Позитивное чередование гласных и согласных звуков», «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря». Для этого дети узнали о слабых позициях гласных и согласных (по звонкости – глухости) звуков; освоили письмо с «дырками»; учились проверять орфограммы слабых позиций с помощью орфографического словаря.
На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная). Центральное место на уроке занимают теоретические вопросы изучения родного языка.
систематизировать изученное о слабых и сильных позициях гласных и согласных звуков;
отрабатывать письмо с пропуском орфограммы слабой позиции;
закрепить способ безошибочного письма с помощью орфографического словаря.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
обобщить знания о сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков;
отрабатывать приемы работы с орфографическим словарем.
О б о р у д о в а н и е: учебник Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс (1-4) М., Дрофа.
Д е м о н с т р а ц и о н н ы й и д и д а к т и ч е с к и й м а т е р и а л: таблица «Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков»; орфографические словари (один на парту); елочка и 4-5 нарисованных новогодних игрушек; три варианта карточек (различающихся уровнем сложности) для закрепления словарных слов, предусмотренных программой.
Проект урока
1.Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Сообщение темы урока.
- сегодня на уроке мы систематизируем знания о сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков и продолжим работать со словарем. Нам понадобиться умение сравнивать, обобщать, наблюдать, рассуждать.
3. Повторение сведений о позиционном чередовании звуков.
- Зимой действительно дует холодный, сильный ветер. Подул он, и все снежинки разлетелись, закружились. Попробуйте слепить снежок – составьте из слов высказывание.
На деревьях засверкал иней.
- Молодцы!
- Запишите это высказывание с «дырками» самостоятельно.
П р о в е р к а. На доске правильный вариант.
- На полях нарисуйте шкалу оценивания.
- Оцените свое умение писать слова и высказывания с пропуском орфограмм слабых позиций.
- Кто достаточно уже хорошо владеет таким письмом? Кому еще нужно поработать над этим?
- Еще раз про себя прочитайте написанное.
- Что мы записали? (Текст.)
- Кто может уточнить: какой это текст?
- Докажите, что это связанный текст. (Есть предмет обобщения, общий для всех высказываний, - зима. Одно сообщение является главным, в нем выражена основная мысль - пришла зима. Остальные высказывания уточняют эту мысль.)
- Как можно озаглавить этот текст? (Зима. Наступление зимы.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Я дрозд и ты дрозд
(показываем вначале на себя, потом на соседа).
У меня нос и у тебя нос,
У меня щечки, глазки
И у тебя щечки, глазки.
У меня губки сладки
И у тебя губки сладки.
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой два друга,
И мы понимаем друг друга.
(Рукопожатие.)
6. Способ безошибочного письма (проверка орфограмм слабых позиций звуков с помощью орфографического словаря).
Форма работы – парная.
6.1. Итак, мы с вами вспомнили безошибочный способ письма.
- Вы сказали, что для того, чтобы не ошибиться, нужно писать с «дырками».
- А можем ли мы написать правильно слово без «дырок»?
- Если нужно записать слово без «дырок» правильно, какой книгой можно воспользоваться? (Орфографическим словарем.)
- Какой секрет орфографического словаря мы знаем? (Слова расположены в алфавитном порядке и в начальной форме.)
- О каком времени года мы записали текст? (Зима.)
- Назовите зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль.)
- Как пишется слово «декабрь», вы уже знаете.
- Найдите в словаре слова «январь», «февраль».
Работа проходит в форме соревнования - кто быстрее всех найдет слово, подсказывает остальным страницу словаря.
- Найденные слова проговариваем орфографически хором.
Форма работы - групповая.
6.2. Со словарем вы работаете быстро и правильно, поэтому я вам предлагаю работу в группах.
К р о с с в о р д
1
2
3
4
Класс учащихся делится на группы. Каждая группа получает задание: отгадать загадку и найти отгадку в словаре (указать на карточке страницу словаря.)
По вертикали.
Зверь мохнатый, неуклюжий,
Не боится зимней стужи,
Под корягою лесною
Спит под снежной пеленою.
(Медведь.)
По горизонтали.
2.Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежные сады.
(Мороз.)
3.Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу.
(Иней.)
4.Кто растет вниз головой,
Да не летом, а зимой?
(Сосулька.)
Представители команд читают загадку и записывают слово отгадку в кроссворд (печатными буквами).
Остальные ребята знаками «+», «-» показывают свое согласие или несогласие.
Форма работы – индивидуальная (дифференцированная).
6.3. С помощью словаря мы уточнили написание многих слов. А помните ли вы, как пишутся слова, которые мы находили в словаре раньше? Проверьте свою память.
- Запишите буквами слова, в написании которых вы не сомневаетесь (без «дырок»). Слова, в написании которых вы сомневаетесь, напишите с пропуском орфограмм. Время ограничено! (4-5 минут, можно под музыку.)
Т р и в а р и а н т а к а т о ч е к (различаются уровнем сложности и объемом работы).
Не пользуйтесь словарём, запишите слова буквами,
в написании которых вы не сомневаетесь.
Слова, в написании которых вы сомневаетесь,
запишите с пропуском орфограмм слабых позиций.
[заяц] _________________________
[платок] ________________________
[вараб’эй] _______________________
[д’эвач’ка] ______________________
[клас] ___________________________
Не пользуясь словарём, запишите слова буквами.
Слова, в написании которых вы сомневаетесь,
запишите с пропуском орфограмм слабых позиций.
[ул’ица] _________________________________
[д’ир’эвн’а] ______________________________
[уч’ит’ил] _______________________________
[машына] ________________________________
[ал’бом] _________________________________
[марос] __________________________________
[ад’эжда] ________________________________
[горат] ___________________________________
[платок] _________________________________
Не пользуясь словарём, запишите слова буквами.
Слова, в написании которых вы сомневаетесь,
запишите с пропуском орфограмм слабых позиций.
[уч’ин’ик] _________________________________
[варона] _____________________________________
[работа] _____________________________________
[р’иб’ата] ____________________________________
[н’ид’эл’а ] _________________________________
[м’идв’эт’] __________________________________
[п’итух] ______________________________________
7. Обобщение по теме «Орфограммы слабых позиций».
Форма работы – фронтальная.
Стихотворение К. Бальмонта «К зиме».
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы,
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши,
В детской и везде,
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.
А в затишье комнат - прятки,
В чет и нечет – счет.
А потом наступят Святки,
Скоро Новый год!
- Новый год – это один из любимых праздников, как взрослых, так и детей. На Новый год дарят друг другу подарки, веселятся, наряжают елку.
Вот только наша елочка не наряжена. Украсьте елку новогодними игрушками.
- На каждой игрушке записано задание. Только выполнив его правильно, вы можете повесить игрушку на елочку.
4 - 5 и г р у ш е к (н а р и с о в а н н ы х).
Можно использовать следующие з а д а н и я:
Записать слово буквами с помощью словаря:
[с п а с’ и б а].
Найти слово в словаре и указать страницу:
[ф а м’ и л’ и й’ а].
Найти слово в словаре и указать страницу:
[у ч’ и т’ и л’].
Записать с пропуском орфограмм слабых позиций слово праздник.
8. Итог урока.
- Итак, когда мы можем обозначить звуки буквами в словах без сомнений?
- А если есть сомнения, как мы записываем слабые позиции в словах?
- Ребята, мы овладели самым важным умением - видеть сильные и слабые позиции в словах.
- Именно это поможет вам писать грамотно.
Домашнее задание.
Подобрать 10 «зимних» слов, записать их звуками, затем буквами с помощью словаря.