Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап. | -Прочитайте слово на доске -Можете объяснить значение слова суффикс? - Чтобы ответить на данный вопрос, выполним несколько заданий. | Объясняют смысл пословицы.. Чтение нового понятия: суффикс Высказывают свои предположения | Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
2. Каллиграфическая минутка | -Напишите заглавную и строчную буквы Ш,ш, слова школа, школьник. Слайды № 2. 3 | Прописывают буквы, слова в тетрадь. | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| -Объясните, как вы понимаете значение слова школьник. - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. -Чем отличаются данные слова?
| 1.Объясняют значение слова школьник 2.Слова однокоренные, т.к. у слов школа и школьник есть общая часть, в которой содержится их общее значение 3.В слове школа окончание а, в слове школьник нулевое окончание. В слове школьник есть часть слова -ник. Данная часть слова никак не обозначена. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
4.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | -Как можно обозначить данную часть слова? -На этом уроке вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения | 1.Высказывают свои предположения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.
Работа с учебником
| Работа с упражнением 1 на станице 107. -Прочитайте задание. Какие части слов нужно выделить? -Какую часть слова не выделили? -Что обозначают эти слова? -Какая часть слова помогла образовать эти слова? -Это понятие записано на доске. -Скажите, что вы узнали о суффиксе? -Прочитайте на странице 108, материал рубрики «Тайны языка». Определите, какую роль играет суффикс в слове. |
1.Окончание и корень. 2.Ту часть слова, которая находится между окончанием и корнем. 3.Название детёнышей. 4.Высказывают свои предположения. 5. Суффикс. 6.Отвечают на поставленный вопрос. 7. С помощью суффиксов образуются новые слова.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Первичное закрепление.
Зрительная гимнастика | Слайды №5-10 -На фотографиях изображены животные и их детёныши. Назовите их. Как получили эти слова? -В каждой группе вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? -Как образовались новые слова?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: - Какой суффикс поможет образовать слово, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? | 1.Выполняют устно задание.
2.Высказывают своё предположение.
3. Дописывают слова. Выделяют суффиксы, с помощью которых образовались слова, обозначающие животное-маму и животное-детёныша. -суффиксы -иц- или -их; -суффиксы -онок- или –ёнок.
| Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа. Значение суффиксов.
Физминутка | -Образуйте слова с помощью суффиксов –ан, -ян, -анин, -янин -Сравним ваши ответы со словами, записанными на слайде. Слайд№11 -Значение суффиксов. | 1.Работа в группах. 2.Проверка. Обсуждение и устранение разногласий. 3.Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству. |
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
| 1.Упражнение 4, с.109. Выпишите выделенные слова. Подумайте, как образовались слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. Для ответа на данный вопрос используйте схему алгоритма. | 1.Самостоятельная работа. Слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета, образовались с помощью суффиксов –ушк, –юшк. –к.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; |
9. Словарная работа
Работа в парах | -Назовите орфограмму в слове собака -Образуйте слово, обозначающее ласковое название предмета. Как образовалось слово? Повторение написания слов с сочетаниями чк. -Запишите слово. -Среди данных суффиксов выберите те, которые обозначают маленький предмет или ласковое слово: -ан, -ян,- анин. –янин, -к, - онок, -ёнок, -ечк, -иньк. -От слова лошадь, образуйте слово, обозначающие маленький предмет. Как образовалось слово? Где стоит суффикс? Составьте предложения со словами собачка, лошадка. Запишите. Выделите части слова в словах собачка, лошадка. | 1. Запись слова собака. 2. Запись слова собачка.
3. -к, - онок, -ёнок, -ечк, -иньк. -ечк кошечка -иньк заинька
4. лошадка Пете купили игрушки: собачку и лошадку. | Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
10. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | Задание 1гр. У.с.110 №5 Задание 2, 3 гр. В указанных словах обозначить суффиксы. | | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
11.Рефлексия деятельности. Итог урока.
| Слайд№12 Метод пяти пальцев М (мизинец) – мышление. Какие знания вы сегодня получили? Слайд 13 Б (безымянный) – близость цели. Что сегодня делали и чего достигли? Всё ли было понятно? - Что ещё хотелось узнать? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было ваше настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому сегодня помогли на уроке? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было ваше физическое состояние? Что сделали для своего здоровья? http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/03/priemy-refleksii-na-urokakh-v Выставление отметок за урок. | Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |