kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Что такое суффикс 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Что такое суффикс?", 3 класс УМК "Школа России"

Педагогическая цель: Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить суффиксы в словах по алгоритму.

Тип урока: открытие нового знания.

Технология построения урока: Технология деятельностного метода обучения.

Планируемые результаты (предметные): Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, применяют полученные знания на практике, в самостоятельной работе, участвую в устном общении на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Что такое суффикс 3 класс»

Урок русского языка в 3 классе

Что такое суффикс?


Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить суффиксы в словах по алгоритму

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология деятельностного метода обучения

Планируемые результаты

(предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, применяют полученные знания на практике, в самостоятельной работе, участвуют в устном общении на уроке

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей, осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Основное содержание темы, понятия и термины

Суффикс как значимая часть слова; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные ресурсы


  1. Учебник, рабочая тетрадь.

  2. Презентация


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

I. Самоопределение к деятельности

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой?

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

- Что по-вашему это значит?


Отвечают на вопросы учителя.





- Нужно учить новое, не забывая старого.

Л – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Р- целеполагание

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Проверка домашнего задания (Упр. 162)

Слайд 2

Организует взаимопроверку домашнего задания.






2. Работа в группах.

- Вспомните, что мы уже знаем про состав слова. Заполните кластер.

(Приложение 1)


Организует проверку работы групп.

Слайд 3



- Опираясь на свои знания, проведите в группах разбор по составу слов, данных на карточках. (Приложение 2)

- Все ли слова вы смогли разобрать по составу?

- Разбор какого слова вызвал затруднение? Почему?

- Где в слове находится эта часть?


Проверяют правильность нахождения в тексте глаголов с приставками и обозначения приставок.

Оценивают работу соседа по парте с помощью знаков:

«!» - правильно, без ошибок, отлично;

«+» - 1-2 ошибки, хорошо;

«-» - 3-5 ошибок, надо лучше работать.



Составляют кластер «Состав слова».





Называют изученные части слов и их основные признаки.



Проводят разбор по составу слов дорога, (в) полёте, подруга, книга, лимончики.


- Нет.


- Лимончики. В этом слове есть часть слова, которую ещё не изучали.

- После корня.


Р – осуществлять взаимопроверку, контролировать работу партнёра; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать способы преодоления трудностей.

К – аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации; учитывать мнение партнёров.

Пр. – знать изученные части слов и их признаки, уметь выделять их в словах.

П – овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач.

III. Постановка учебной задачи

- Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить. Слайд 4




- Как называется эта часть слова?

- Какое она имеет значение?

- Как обозначается?


К – учитывать разные мнения и интересы, высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

Р – принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие есть предположения?

- Как определить название этой части слова? (Или проверить свои предположения?)

- Вспомните схему состава слова (см. форзац учебника) и определите, с какой частью слова мы сегодня будем работать.

- Сформулируйте тему урока в вопросительной форме. Слайд 4, анимация


Слайд 5

- Рассмотрите группу слов:

ёж, ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый.

- Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:

- Где находится суффикс?

- Для чего служит суффикс?




- Как мы можем проверить свои выводы?


- Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89).

- Вернёмся к нашей группе слов. Легко ли было находить в этих словах суффикс?

- Какие знания вам помогли?


- Я предлагаю вам поработать в группах и построить алгоритм выделения суффикса. Восстановите алгоритм выделения приставки и дополните нужными шагами. (Приложение 3)


Организует проверку работы в группах. Слайд 6



Высказывают свои предположения.




- С суффиксом.




- Что такое суффикс?





Анализируют предложенные слова.





Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов.



Называют источники информации.



Читают определение суффикса.





Алгоритм выделения приставки.


Восстанавливают алгоритм нахождения приставки и дополняют ещё одним шагом для нахождения суффикса.





Рассказывают о результатах работы в группах. По необходимости вносят коррективы.

Оценивают работу своей группы.

П – осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

К – участвовать в диалоге, общей беседе.

Пр. – знать определение суффикса, алгоритм его нахождения в слове.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму).

Слайд 7

Работа в паре:

- Выпишите из стихотворения слова к данным на карточках схемам.

Взял Тимошка утюжок:

- Ну-ка, грейся, мой дружок!

Выглажу братишке

Куртку и штанишки.


(Приложение 4)


Организует самопроверку по эталону. Слайд 8

Разбирают слова по составу, проговаривая каждый шаг. (Тетрадь, с.48, упр.118).





Работают в парах, выписывают слова, соответствующие данным схемам.








Осуществляют самопроверку по эталону. Оценивают работу в паре.

Пр. – осуществлять разбор слова по составу, следуя алгоритму.

Р – выполнять действия по намеченному плану.

К – ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Физкультминутка


Выполняют движения вместе с героем физкультминутки.

Л – осуществлять профилактику утомления, ориентироваться на здоровый образ жизни.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает для самостоятельной работы задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму.

1). Составить слова по моделям-рисункам.

2) Выполнить упр.118 (вторую часть задания).

Слайд 9




Выбирают уровень сложности самостоятельной работы.







Осуществляют самопроверку работы по образцу, анализируют (вслух по желанию) свою работу.

Осуществляют самооценку своей работы с помощью знаков: «!», «+», «-».

Пр.- подбирать слова с заданной морфемой, соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями.

Р – овладевать способами решения учебной задачи.

П. – использовать знаково-символические средства.

VII. Включение в систему знаний и повторение

Предлагает выполнить

1) Упр. 116 из тетради;

2) Упр. 117.


Организует самопроверку по эталону. (Приложение 5)


Выполняют упражнения в тетради на печатной основе.


Осуществляют самопроверку работы по образцу, затем самооценку.


Пр.- знать, что такое суффикс, уметь его находить; уметь образовывать новые слова с заданными суффиксами.

Р – выполнять действия по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

IIX. Рефлексия деятельности

- Дополните кластеры своими знаниями об изученной части слова. Слайд 10

- Ответьте на вопросы:

- Что было самым важным на уроке?

- Зачем мы сегодня на уроке…?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?


Работают в группах.

Р – открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Даёт домашнее задание по выбору: выполнить упражнение 115 из тетради или задание творческого характера: придумать задание по теме урока для одноклассников.

Слушают учителя, делают записи в дневниках.

Р- принимать цель, содержание и способы выполнения задания.







Приложение 1.

Состав слова






















































Приложение 2.



дорога (в) полёте подруга книга лимончики



Приложение 3.

Алгоритм разбора слова по составу


Измени слово, чтобы выделить окончание.


Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.



Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи оно относится. Изменяется слово или нет?



Найди в слове приставку (если она есть), подобрав однокоренные слова без приставки или с другой приставкой). Выдели приставку.



Назови все части слова.




Приложение 4.




ишк





ок





ошк







Приложение 5.



Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка Что такое суффикс 3 класс

Автор: Подволоцкая Гульчачак Асхатовна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Что такое суффикс""
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-chto-takoie-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "249630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446925431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "227063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593180"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "170632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства