Педагогическая цель | Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить суффиксы в словах по алгоритму |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода обучения |
Планируемые результаты (предметные) | Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, применяют полученные знания на практике, в самостоятельной работе, участвуют в устном общении на уроке |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей, осуществляют взаимопроверку. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Суффикс как значимая часть слова; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу |
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь. Презентация |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Самоопределение к деятельности | - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? - «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» - Что по-вашему это значит? | Отвечают на вопросы учителя. - Нужно учить новое, не забывая старого. | Л – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Р- целеполагание |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | 1. Проверка домашнего задания (Упр. 162) Слайд 2 Организует взаимопроверку домашнего задания. 2. Работа в группах. - Вспомните, что мы уже знаем про состав слова. Заполните кластер. (Приложение 1) Организует проверку работы групп. Слайд 3 - Опираясь на свои знания, проведите в группах разбор по составу слов, данных на карточках. (Приложение 2) - Все ли слова вы смогли разобрать по составу? - Разбор какого слова вызвал затруднение? Почему? - Где в слове находится эта часть? | Проверяют правильность нахождения в тексте глаголов с приставками и обозначения приставок. Оценивают работу соседа по парте с помощью знаков: «!» - правильно, без ошибок, отлично; «+» - 1-2 ошибки, хорошо; «-» - 3-5 ошибок, надо лучше работать. Составляют кластер «Состав слова». Называют изученные части слов и их основные признаки. Проводят разбор по составу слов дорога, (в) полёте, подруга, книга, лимончики. - Нет. - Лимончики. В этом слове есть часть слова, которую ещё не изучали. - После корня. | Р – осуществлять взаимопроверку, контролировать работу партнёра; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать способы преодоления трудностей. К – аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации; учитывать мнение партнёров. Пр. – знать изученные части слов и их признаки, уметь выделять их в словах. П – овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. |
III. Постановка учебной задачи | - Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить. Слайд 4
| - Как называется эта часть слова? - Какое она имеет значение? - Как обозначается? | К – учитывать разные мнения и интересы, высказывать своё собственное мнение, аргументировать его. Р – принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Какие есть предположения? - Как определить название этой части слова? (Или проверить свои предположения?) - Вспомните схему состава слова (см. форзац учебника) и определите, с какой частью слова мы сегодня будем работать. - Сформулируйте тему урока в вопросительной форме. Слайд 4, анимация Слайд 5 - Рассмотрите группу слов: ёж, ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый. - Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: - Где находится суффикс? - Для чего служит суффикс? - Как мы можем проверить свои выводы? - Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89). - Вернёмся к нашей группе слов. Легко ли было находить в этих словах суффикс? - Какие знания вам помогли? - Я предлагаю вам поработать в группах и построить алгоритм выделения суффикса. Восстановите алгоритм выделения приставки и дополните нужными шагами. (Приложение 3) Организует проверку работы в группах. Слайд 6 | Высказывают свои предположения. - С суффиксом. - Что такое суффикс? Анализируют предложенные слова. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов. Называют источники информации. Читают определение суффикса. Алгоритм выделения приставки. Восстанавливают алгоритм нахождения приставки и дополняют ещё одним шагом для нахождения суффикса. Рассказывают о результатах работы в группах. По необходимости вносят коррективы. Оценивают работу своей группы. | П – осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. К – участвовать в диалоге, общей беседе. Пр. – знать определение суффикса, алгоритм его нахождения в слове. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму). Слайд 7 Работа в паре: - Выпишите из стихотворения слова к данным на карточках схемам. Взял Тимошка утюжок: - Ну-ка, грейся, мой дружок! Выглажу братишке Куртку и штанишки. (Приложение 4) Организует самопроверку по эталону. Слайд 8 | Разбирают слова по составу, проговаривая каждый шаг. (Тетрадь, с.48, упр.118). Работают в парах, выписывают слова, соответствующие данным схемам. Осуществляют самопроверку по эталону. Оценивают работу в паре. | Пр. – осуществлять разбор слова по составу, следуя алгоритму. Р – выполнять действия по намеченному плану. К – ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Физкультминутка | | Выполняют движения вместе с героем физкультминутки. | Л – осуществлять профилактику утомления, ориентироваться на здоровый образ жизни. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Предлагает для самостоятельной работы задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму. 1). Составить слова по моделям-рисункам. 2) Выполнить упр.118 (вторую часть задания). Слайд 9
| Выбирают уровень сложности самостоятельной работы.
Осуществляют самопроверку работы по образцу, анализируют (вслух по желанию) свою работу. Осуществляют самооценку своей работы с помощью знаков: «!», «+», «-». | Пр.- подбирать слова с заданной морфемой, соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями. Р – овладевать способами решения учебной задачи. П. – использовать знаково-символические средства. |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Предлагает выполнить 1) Упр. 116 из тетради; 2) Упр. 117. Организует самопроверку по эталону. (Приложение 5) | Выполняют упражнения в тетради на печатной основе. Осуществляют самопроверку работы по образцу, затем самооценку. | Пр.- знать, что такое суффикс, уметь его находить; уметь образовывать новые слова с заданными суффиксами. Р – выполнять действия по алгоритму, осуществлять самоконтроль. |
IIX. Рефлексия деятельности | - Дополните кластеры своими знаниями об изученной части слова. Слайд 10 - Ответьте на вопросы: - Что было самым важным на уроке? - Зачем мы сегодня на уроке…? - Что для тебя было легко (трудно)? - Доволен ли ты своей работой? | Работают в группах. | Р – открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке. |
Домашнее задание | Даёт домашнее задание по выбору: выполнить упражнение 115 из тетради или задание творческого характера: придумать задание по теме урока для одноклассников. | Слушают учителя, делают записи в дневниках. | Р- принимать цель, содержание и способы выполнения задания. |
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.