Вступительная беседа. а) Сообщение учителя: 2 апреля 1895 года, более 200 лет тому назад, в маленьком городке Оденсе родился мальчик, имя которого сейчас знает весь мир. Он очень любил слушать сказки. А когда стал сочинять сам, то рассказывал их старому домашнему коту. т. к. стеснялся рассказывать взрослым. - О ком ведётся рассказ? (Слайд 1) - Где встречались с именем этого человека? - Как вы думаете. Почему это имя прозвучало и на уроке русского языка? б) Работа над пословицей. (Слайд 2) Кто много читает, Тот много знает. - Прочитайте пословицу. - Почему так говорят? Сегодня на уроке понаблюдаем, как книги, а точнее сказки, помогают изучать правила русского языка. Чистописание и словарь. Оро оло К...рова, м...л...ко, в...рона, с...рока, д...рога. - Что видите на первой строчке? - Какие правила написания следует соблюдать? - Запишите. - Прочитайте слова второй строки. Как они связаны с первой? Какая буква пропущена? - Запишите слова, поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. - Что можно рассказать об этих словах? - Какие ещё части речи знаете? - Чем они отличаются от существительного? 1. Наблюдение над новым. - Словарные слова встретятся и в следующем задании. (Слайд 3) Скоро утка добралась до птичьего двора. По болоту рыскали охотничьи собаки. Индийский петух подлетел прямо к утёнку. Ветер загнал утёнка в камыши. - Прочитайте предложения. - Назовите словарные слова и орфограммы в них. - Из какой сказки взяты эти предложения? - Найдите имена существительные. Прилагательные. Глаголы. Докажите. - Назовите маленькие слова. Можно ли к ним задать вопросы? - Произнесите и прислушайтесь, как они произносятся со следующими словами? - А как написаны? - Что о них знаете? Вывод: предлоги пишутся отдельно от других слов. - Прочитайте предложения без предлогов. Что можете сказать? - Как вы думаете, какова роль предлогов в нашей речи? Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении или словосочетании. - Как вы думаете, какой будет тема урока? 2. Сообщение темы: «Общее понятие о предлоге». (Слайд 4) 3. Работа над правилом (на карточке) Предлог – служебная часть речи. Он служит для связи слов в предложении или словосочетании. Предлог пишется отдельно от других частей речи. - Почему предлог называют служебной частью речи? - Как пишется предлог с другими частями речи? - Какие предлоги встречали при чтении книг? (Таблица предлогов на доске) 4. Работа над употреблением предлогов с существительными. - В кого превратился утёнок в конце сказки? (Слайд 5) - Употребите существительное «лебедь» с подходящими по смыслу предлогами. - Запишите получившиеся пары слов. Выделите окончание. (Слайд 5) У лебедя, о лебеде, к лебедю, над лебедем, около лебедя… - Что заметили? Почему? - Как написан предлог с существительным? Почему? - Поставьте существительное в начальную форму. Что заметили? Вывод: если сомневаешься, предлог это или нет, надо поставить существительное в начальную форму. В начальной форме у существительного нет предлога. 5. Работа над употреблением предлогов с существительными и прилагательными. Карточка. Задание 1. - А сейчас попробуем найти ещё один способ как доказать, что предлог пишется раздельно с другими словами. - Найдите задание 1 на карточке. Прочитайте. Что записано? - Из какой они сказки? (Слайд 6) С.дела в цве…ке, скорлу...ка с девоч...кой, пробралас... к ласточ...ке, у га...кой жабы, в мыш...ной н...ре, за сл...пого кр...та. - Спишите, вставьте, где надо, пропущенные буквы. (При проверке объясняют орфограммы.) - Перед какой частью речи стоит предлог в первом столбике? - Вставьте вопрос между предлогом и существительным. - Замените вопрос подходящим по смыслу прилагательным. - Перед какой частью речи стоит предлог во втором столбике? - Вставьте вопрос между предлогом и прилагательным. - Какой можно сделать вывод? Вывод: между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. 1. Упражнение в употреблении и написании предлогов. а) Карточка. Задание 2. - Найдите задание 2 на карточке. - Прочитайте. Что написано. Докажите. - Какая ещё сказка пришла на помощь в изучении предлогов? (Слайд 7) - Спишите, раскрывая скобки. (В) большом городе жили двое бедных детей. Олень остановился (у) жалкой избушки. Герда окоченела (от) холода. Кай (с) Гердой вышли (из) ледяного дворца. (Взаимопроверка в парах.) - Кто ошибся? Как объяснил тебе сосед твою ошибку? - Как можно доказать, что предлог пишется отдельно? б) Карточка. Задание 3. - Прочитайте. Из какой сказки эти предложения? (Слайд 8) Шёл солдат … дороге, ранец … спиной, сабля … боку. Залез он … дерево и забрался … дупло. Достал солдат … кармана огниво и ударил … кремнию. - Что можете сказать об этих предложениях? - Какое задание можно предложить к этим предложениям? - вставьте предлоги и прочитайте, что получилось? - Для чего служат предлоги в нашей речи? - Как пишутся предлоги? Почему? - Докажите, что «из кармана, по дороге» пишутся раздельно. 1. Беседа. - Какие сказки встретились на уроке? - Кто их автор? (Слайд 9) - Смогут ли они помочь в изучении других правил русского языка? Почему? - Читайте книги и вам будет интересней учиться! 2. Работа над стихотворением и темой урока. - Послушайте стихотворение и найдите два одинаково звучащих слова. Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твёрдо знать урок У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за» и «по» - предлоги…» А хорошо бы за порог И мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? (А. Шибаев.) - Какие слова звучат одинаково? - Каково их лексическое значение? - Что значит «выдумать предлог»? - Какое значение слова «предлог» относится к теме урока? 3. Рефлексия. - Будет ли кто поступать как в стихотворении? Почему? - Что было самым интересным для вас на уроке? - Что хорошо запомнили? - Над чем по теме урока хотели бы ещё поработать на следующем уроке? Творческое задание. - Чтобы вам не пришлось так поступать как в стихотворении, а было интересно, выпишите 6-8 словосочетаний с предлогами из любых сказок Г. Андерсена. (Слайд 10) - Книги можно взять в классной, школьной или городской библиотеке, если нет дома. (Выставка книг) | - О Г. Х. Андерсене. - На уроках чтения, внеклассного чтения ... - Андерсен был писателем и на уроках русского языка мы учимся грамотно писать. - Через чтение разной литературы человек получает знания. - Буквосочетания. - Высоту и наклон букв, верхнее и нижнее соединения. - В них сочетания оро и оло. Пропущена буква о. - Они из словаря, существительные, в ед. числе, нарицательные. - Глагол, прилагательное - Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? - Болото, собаки, петух. - Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». - Сущ-е: кто? утка, собаки, петух, утёнок; что? двор, болото, ветер, камыш. (и т. п.) - До, по, к, в. Нет. -Слитно. - Раздельно. - Это предлоги. Они пишутся отдельно от других слов. - Трудно понять смысл. - Предлоги связывают слова по смыслу. - Предлоги. - Он служит для связи слов в предложении или словосочетании. - Раздельно. - В, на, перед, по …. - В лебедя. - У лебедя, о лебеде, к лебедю … - Изменяется окончание по смыслу, т. к. тоже служит для связи слов в предложении. - Раздельно. - Что? лебедь – нет предлога. - Словосочетания. - Дюймовочка. - Перед существительным. - В (каком?) цветке… - В красивом цветке… - Перед прилагательным. - У (какой?) гадкой жабы… - Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. - Предложения, в них есть законченная мысль. - Снежная королева. - Существительное можно поставить в начальную форму. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. - Огниво. - Не совсем понятен смысл, так как не хватает предлогов. - Вставить подходящие по смыслу предлоги. - Предлоги служат для связи слов в предложении или словосочетании. - Прелоги пишутся отдельно. Это самостоятельная часть речи. - Из (какого?) дырявого кармана… - Гадкий утёнок. Дюймовочка. Снежная королева. Огниво. - Г.Х. Андерсен. - Да. Чем больше человек читает, тем и речь его устная и письменная становится более грамотной, а словарный запас постоянно увеличивается. - Предлог. - Предлог – часть речи. Предлог – причина. - Найти причину, объяснение. - Предлог – часть речи. |