Урок русского языка в свете системы развивающего обучения
Урок русского языка в свете системы развивающего обучения
Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Данная работа содержит описание урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в свете системы развивающего обучения »
Урок русского языка в свете системы развивающего обучения.
Ещё совсем недавно мало кто знал о существовании системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. В настоящее время система продолжает набирать силы.
Приступая к работе в 5 классе по этой системе, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, одолевал страх – смогу ли перестроиться и перестроить себя, смогу ли качественно работать, не имея под руками привычных и любимых «методичек». С другой стороны, сталкиваясь со многими проблемами традиционной школы, понимала, что необходимо что-то менять в своей работе, менять способы и методы обучения.
Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Согласно этой концепции содержание, возможности и темпы развития школьников в процессе обучения определяются их учебной деятельностью, под которой понимается особая форма учебной активности человека, направленная на изменение им самого себя как субъекта. Именно участие школьника в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от других его видов и форм, в которых ученик оказывается прежде всего и преимущественно объектом обучающих воздействий учителя.
К моменту поступления в школу ребёнок, несомненно, является субъектом разнообразных видов деятельности. Более того, к концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации себя как субъекта («я сам!») и в расширении сферы этой реализации. Именно эта потребность определяет социально-психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Но у него нет ни потребности, ни способности к самоизменению. То и другое может возникнуть лишь в процессе самого школьного обучения. Реализуется или не реализуется эта возможность – зависит от ряда условий, складывающихся в обучении.
Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание процесса развития в школьном возрасте. В развивающем обучении планируется именно организация развития ученика, цель такого обучения – условия для саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом – самое важное – учащийся – её субъект (а не объект педагогических воздействий учителя). Ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать по результату деятельности себя и в зависимости от этого ставить новые цели.
Формирование учебной деятельности – постепенный, длительный процесс, предполагающий движение от совместных, коллективных форм к индивидуальным. Для того чтобы ребёнок стал субъектом учебной деятельности, необходимо, чтобы он самостоятельно находил способы решения возникающих перед ним задач. Для этого нужно начинать обучение не с усвоения способов решения разнообразных частных задач, а с овладения общим принципом решения задач определённого класса.
Этим определяется новое содержание учебных предметов: вместо готовых сведений о научных основах предмета – система научных понятий. Покажу это на примере.
В школьном обучении чаще всего учащимся заявляются выделенные на основе сравнения родовидовые признаки явления, например: существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? что?» - и приводятся примеры, иллюстрирующие заявленное.
В развивающем обучении на уроках русского языка учащиеся, разбираясь, из каких частей групп слов состоит речь, пробуют преобразовать грамматические формы слов и обнаруживают такие грамматические значения, с помощью которых слово присоединяется к другим словам. Анализируя далее материал, ученики фиксируют найденные свойства и модели и приходят к выводу, что все слова в языке делятся на большие группы, которые отличаются друг от друга набором грамматических значений. Слова в каждой группе одинаково «ведут» себя в речи: одним и тем же способом присоединяются к другим словам и присоединяют к себе другие слова. Таким образом, учащиеся выявляют понятие, которое усваивается через осознание способа действия. Понятие становится предпосылкой умения решать широкий спектр задач: так, определяя грамматические возможности любого слова, учащийся способен выявить и обосновать принадлежность этого слова к определённой группе слов, увидеть его грамматические собственные особенности, обнаружить «новую» для него часть речи и охарактеризовать её.
Понятие – лишь элемент системы понятий. Система научных понятий позволяет ученику, опираясь на общий принцип, отражённый в центральном понятии, исследовать, «открывать» другие понятия. Связанные с ним, конструировать способы действия с этими понятиями. Именно система понятий даёт возможность организовать учебную деятельность как поисково-исследовательскую («квазиисследовательскую», по определению В.В.Давыдова). Именно такая деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.
Вот как я выстраиваю урок по русскому языку на тему:
«Правописание мягкого знака после шипящих»
(в свете системы развивающего обучения).
1 этап – создание учебной ситуации.
На доске написан материал для наблюдения:
ночь
вещь
мышь
рожь
луч
плач
малыш
ёж
много туч
из училищ
с крыш
нет луж
стеречь
спишь
отрежь
горяч
блестящ
хорош
свеж
вскачь
сплошь
настежь
невтерпёж
лишь
наш
Звучит слово учителя:
- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).
- Почему? (Это правило-«нарушитель»).
2 этап – постановка учебной задачи.
- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.
3 этап – анализ условий решения задачи.
Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.
ночь
вещь
мышь
рожь
сущ. 3 скл.
луч
плач
малыш
ёж
сущ. 2 скл.
много туч
из училищ
с крыш
нет луж
сущ. мн. ч.
стеречь
спишь
отрежь
глаголы
горяч
блестящ
хорош
свеж
крат. прил.
вскачь
сплошь
настежь
невтерпёж
наречия
(исключения)
лишь
частицы
наш
местоимения
4 этап – обобщение и закрепление материала.
- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:
Лишь ночь не отошлёшь прочь.
Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.
Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:
Среди рощ наш ёж уж больно хорош.
После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:
без задач(?)
молодёж(?)
лещ(?)
колюч(?)
учиш(?)
из-за рощ(?)
дрож(?)
проч(?)
могуч(?)
знаеш(?)
в полноч(?)
шалаш(?)
экипаж(?)
береч(?)
финиш(?)
лиш(?)
замуж(?)
отреж(?)те
умоеш(?)ся
ваш(?)
Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.
Вот итоги самостоятельной работы:
«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.
Работая по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я вижу, что такие занятия дают положительный результат. Учителя, которые побывали на этом уроке, отметили и его высокий научный уровень. Новое содержание предмета (приближенное к вузовским учебникам) становится доступным ученикам за счёт поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается особым методом развивающего обучения – совместным решением учителем и учащимися учебных задач (см. в приложении №2 фрагмент урока русского языка в 8 классе на тему «НЕ с прилагательными»).
На мой взгляд, авторами системы найдены способы решения извечной педагогической драмы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика на этом уроке. В развивающем обучении намечены пути к формированию технологии превращения теоретической проблемы материала в личную проблему ребёнка.
Такое превращение происходит в процессе анализа и решения школьником учебных задач, когда он, выполняя привычную деятельность, обнаруживает явление, для действия с которым известный ему способ не подходит: анализируя условия ситуации затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа действия с которым у него нет, острое чувство собственной несостоятельности, недостаточности определяет постановку цели – анализа материала и поиска его решения: далее учащиеся в коллективном диалоге, в эмоциональном общении выстраивают и проверяют гипотезы, определяют ход поиска и открывают новый способ, новое понятие.
Весь процесс формирования учебной деятельности состоит из решения таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.