kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в свете системы развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Данная работа содержит описание урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в свете системы развивающего обучения »

Урок русского языка в свете системы развивающего обучения.

Ещё совсем недавно мало кто знал о существовании системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. В настоящее время система продолжает набирать силы.

Приступая к работе в 5 классе по этой системе, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, одолевал страх – смогу ли перестроиться и перестроить себя, смогу ли качественно работать, не имея под руками привычных и любимых «методичек». С другой стороны, сталкиваясь со многими проблемами традиционной школы, понимала, что необходимо что-то менять в своей работе, менять способы и методы обучения.

Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Согласно этой концепции содержание, возможности и темпы развития школьников в процессе обучения определяются их учебной деятельностью, под которой понимается особая форма учебной активности человека, направленная на изменение им самого себя как субъекта. Именно участие школьника в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от других его видов и форм, в которых ученик оказывается прежде всего и преимущественно объектом обучающих воздействий учителя.

К моменту поступления в школу ребёнок, несомненно, является субъектом разнообразных видов деятельности. Более того, к концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации себя как субъекта («я сам!») и в расширении сферы этой реализации. Именно эта потребность определяет социально-психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Но у него нет ни потребности, ни способности к самоизменению. То и другое может возникнуть лишь в процессе самого школьного обучения. Реализуется или не реализуется эта возможность – зависит от ряда условий, складывающихся в обучении.

Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание процесса развития в школьном возрасте. В развивающем обучении планируется именно организация развития ученика, цель такого обучения – условия для саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом – самое важное – учащийся – её субъект (а не объект педагогических воздействий учителя). Ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать по результату деятельности себя и в зависимости от этого ставить новые цели.

Формирование учебной деятельности – постепенный, длительный процесс, предполагающий движение от совместных, коллективных форм к индивидуальным. Для того чтобы ребёнок стал субъектом учебной деятельности, необходимо, чтобы он самостоятельно находил способы решения возникающих перед ним задач. Для этого нужно начинать обучение не с усвоения способов решения разнообразных частных задач, а с овладения общим принципом решения задач определённого класса.

Этим определяется новое содержание учебных предметов: вместо готовых сведений о научных основах предмета – система научных понятий. Покажу это на примере.

В школьном обучении чаще всего учащимся заявляются выделенные на основе сравнения родовидовые признаки явления, например: существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? что?» - и приводятся примеры, иллюстрирующие заявленное.

В развивающем обучении на уроках русского языка учащиеся, разбираясь, из каких частей групп слов состоит речь, пробуют преобразовать грамматические формы слов и обнаруживают такие грамматические значения, с помощью которых слово присоединяется к другим словам. Анализируя далее материал, ученики фиксируют найденные свойства и модели и приходят к выводу, что все слова в языке делятся на большие группы, которые отличаются друг от друга набором грамматических значений. Слова в каждой группе одинаково «ведут» себя в речи: одним и тем же способом присоединяются к другим словам и присоединяют к себе другие слова. Таким образом, учащиеся выявляют понятие, которое усваивается через осознание способа действия. Понятие становится предпосылкой умения решать широкий спектр задач: так, определяя грамматические возможности любого слова, учащийся способен выявить и обосновать принадлежность этого слова к определённой группе слов, увидеть его грамматические собственные особенности, обнаружить «новую» для него часть речи и охарактеризовать её.

Понятие – лишь элемент системы понятий. Система научных понятий позволяет ученику, опираясь на общий принцип, отражённый в центральном понятии, исследовать, «открывать» другие понятия. Связанные с ним, конструировать способы действия с этими понятиями. Именно система понятий даёт возможность организовать учебную деятельность как поисково-исследовательскую («квазиисследовательскую», по определению В.В.Давыдова). Именно такая деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.

Вот как я выстраиваю урок по русскому языку на тему:

«Правописание мягкого знака после шипящих»

(в свете системы развивающего обучения).

1 этап – создание учебной ситуации.

На доске написан материал для наблюдения:

ночь

вещь

мышь

рожь


луч

плач

малыш

ёж


много туч

из училищ

с крыш

нет луж


стеречь


спишь

отрежь


горяч

блестящ

хорош

свеж


вскачь


сплошь

настежь

невтерпёж




лишь





наш



Звучит слово учителя:

- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).

- Почему? (Это правило-«нарушитель»).

2 этап – постановка учебной задачи.

- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.

3 этап – анализ условий решения задачи.

Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.

ночь

вещь

мышь

рожь

сущ. 3 скл.

луч

плач

малыш

ёж

сущ. 2 скл.

много туч

из училищ

с крыш

нет луж

сущ. мн. ч.

стеречь


спишь

отрежь

глаголы

горяч

блестящ

хорош

свеж

крат. прил.

вскачь


сплошь

настежь

невтерпёж

наречия

(исключения)



лишь


частицы



наш


местоимения

4 этап – обобщение и закрепление материала.

- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:

Лишь ночь не отошлёшь прочь.

Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.

Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:

Среди рощ наш ёж уж больно хорош.

После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:

без задач(?)

молодёж(?)

лещ(?)

колюч(?)

учиш(?)

из-за рощ(?)

дрож(?)

проч(?)

могуч(?)

знаеш(?)

в полноч(?)

шалаш(?)

экипаж(?)

береч(?)

финиш(?)

лиш(?)

замуж(?)

отреж(?)те

умоеш(?)ся

ваш(?)

Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.

Вот итоги самостоятельной работы:

«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.

Работая по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я вижу, что такие занятия дают положительный результат. Учителя, которые побывали на этом уроке, отметили и его высокий научный уровень. Новое содержание предмета (приближенное к вузовским учебникам) становится доступным ученикам за счёт поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается особым методом развивающего обучения – совместным решением учителем и учащимися учебных задач (см. в приложении №2 фрагмент урока русского языка в 8 классе на тему «НЕ с прилагательными»).

На мой взгляд, авторами системы найдены способы решения извечной педагогической драмы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика на этом уроке. В развивающем обучении намечены пути к формированию технологии превращения теоретической проблемы материала в личную проблему ребёнка.

Такое превращение происходит в процессе анализа и решения школьником учебных задач, когда он, выполняя привычную деятельность, обнаруживает явление, для действия с которым известный ему способ не подходит: анализируя условия ситуации затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа действия с которым у него нет, острое чувство собственной несостоятельности, недостаточности определяет постановку цели – анализа материала и поиска его решения: далее учащиеся в коллективном диалоге, в эмоциональном общении выстраивают и проверяют гипотезы, определяют ход поиска и открывают новый способ, новое понятие.

Весь процесс формирования учебной деятельности состоит из решения таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.


Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 21

Горбикова Наталия Олеговна

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в свете системы развивающего обучения

Автор: Горбикова Наталия Олеговна

Дата: 05.08.2014

Номер свидетельства: 111196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "133688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416568250"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "388145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486311775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "388148"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486311980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства