"Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе
"Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.
Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.
Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе »
Урок Дата
Тема: Синтаксический и пунктуационный разборсложносочиненных предложений.
Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.
Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.
2.Фронтальный опрос
- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?
- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?
- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?
- Какие знаки препинания ставятся в ССП?
III. Сообщение темы урока.
1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Если сложное предложение:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое,не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено. Письменный разбор:
Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что, СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр.,не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали,распр., не осложн.
Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания.
2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения:
[Спросив,1 (которая посмирнее),2Пьер влез на лошадь,3схватилсяза гриву,4прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания:
1) Точка в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2) Знаки препинания между частями сложного предложения.
Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;
- 6и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;
- 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».
3) Знаки препинания между однородными членами предложения.
Обособление обстоятельств и определений:
- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;