kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
Образовательная: дать понятие об обращении, показать его роль в предложении, в тексте; познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями;
 Развивающая: развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации; развивать монологическую речь уч-ся, мышление; обогащать словарный запас; развивать навыки работы с дополнительной литературой;
Воспитательная:  воспитывать чувство гордости за своих родителей, учить сопереживать, сочувствовать людям; любить, уважать людей и всё живо; бережное отношение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка 8 класса под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой; толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова; алгоритм работы над темой «Обращение», карточки для работы в парах.
Тип урока: изучение нового материала.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями » »

Урок русского языка в 8 классе ( по учебнику М.М.Разумовской...)

Тема «Предложения с обращениями »
Цели:
Образовательная: дать понятие об обращении, показать его роль в предложении, в тексте; познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями;
Развивающая: развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации; развивать монологическую речь уч-ся, мышление; обогащать словарный запас; развивать навыки работы с дополнительной литературой;
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за своих родителей, учить сопереживать, сочувствовать людям; любить, уважать людей и всё живо; бережное отношение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка 8 класса под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой; толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова; алгоритм работы над темой «Обращение», карточки для работы в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Оргмомент.

2. Изучение новой темы:
а) ответы на вопросы под рубрикой "Вспомните!" стр.117, работа с теоретическим материалом в учебнике (стр.117-118);
б) сообщение учащихся о способах выражения обращения ( по схеме);
в) сообщение о проблеме вежливого обращения в русском языке
(дополнительная литература).
3. Закрепление темы (индивидуальная, парная работа с упражнениями тренинга).
4. Р.р. уч-ся. Выполнение упражнения 185 по вариантам (1 вариант нечетные предложения, 2 вариант - четные) .
5. Написание письма одноклассникам, друзьям, родителям с использованием обращений. Результаты творческой работы.
6. Домашнее задание

7. Рефлексия. Самооценка и взаимооценка учащихся.

Ход урока:
1. Оргмомент. 1)Психологический настрой на урок.

2) Приветствие . Слова В. Солоухина «Здравствуйте»
- Здравствуйте, –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

3) Ответьте на эти вопросы.

М.М.Пришвин, известный писатель, знакомый нам по произведениям «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», считал слово «здравствуйте» чудесным. Почему?
- Рассуждения ребят.
Вывод учителя о том, что от того, как будет произнесено слово приветствия, с каким настроением, зависит успех и урока и каждого из ребят..
- Дежурные, все ли присутствуют в классе?
- Кого я спросила об отсутствующих?
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью, это…? (Обращение)

2. Изучение нового материала.
- Итак, сегодня мы будем говорить о предложениях с обращениями. С этим термином вы уже встречались еще в 5 классе. сегодня более подробнее остановимся и поговорим о роли обращения в предложении, в тексте; познакомимся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями.
-Фонетический разбор слова обращение, указать количество слогов, звуков, букв, записать транскрипцию, подчеркнуть мягкие согласные одной чертой, только мягкие – 2 чертами
- Какие фонетические процессы в слове? - (чередование т/щ).
- Выделите суффикс (-ени-).
- Подберите однокоренные слова (обратиться (обращаться), обратившись, обращенный, оборот).
- Какими частями речи являются эти слова?
- Обращенный – укажите форму данного слова? (страд. прич., прош. в., полн.ф.), выделите суффикс (-енн).
- Назовите краткую форму? (обращен, обращена, обращено, обращены), выделите суффикс (- ен). - Сформулируйте правила написания 1 и 2 нн в причастиях?
3. Проверка домашнего задания.

1) Упражнение 183, правила параграфа27.
4. Работа у доски.
К доске по очереди выходят 2 ученика и выполняют упр. 185 по вариантам (1 вариант нечетные предложения, 2 вариант- четные предложения)

5. Работа со словарями и учебником

1)Разбор слов по составу: не стареть, придумали, неугасимая.

2) Упр.184.Работа по тесту параграфа 28 ( стр.117-118)
Класс по вариантам зачитывает план п.28.
Вариант плана (примерный)
В форме вопросов или в форме повествовательных предложений

1 вариант
1. Что называется обращением?
2.В какой форме и с какой интонацией употребляется обращение?
3.Для чего служит обращение в устной, письменной, поэтической речи?
4.Какое место может занимать обращение в предложении?
5. Как выделяется обращение в устной речи и на письме?

2 вариант

1. Понятие об обращении.
2. Форма и интонация обращения.
3. Роль обращения в устной, письменной, поэтической речи.
4. Место обращения в предложении.
5. Знаки препинания при обращении.
Выделение обращений в устной речи и на письме.
7. Связный ответ уч-ся по плану. (1 уч-ся от варианта). Класс делает замечания.
(Учитель раздаёт алгоритм каждому ученику, приложение 1.)

8. Проверка упр. 188. Работа с алгоритмом.
9. Сообщение «Способы выражения обращения»

Акцент делаем, что
1) в древнерус.яз – особая форма обращения – звательный падеж:
Чего тебе надобно, старче?
Сохранились в соврем. рус. яз.: господи, боже, боже мой, батюшки светы мои.
2) в совр. рус. яз. – обращение – форма И. п. сущ. или другой части речи. выступающей в роли сущ. (субстантивированные):
Мы, товарищи, большие патриоты.
Здорово, шестая!
Жизнью пользуйся, живущий.
- 3) в разговорной речи – усеченные сущ.: Тань, мам, де; прием повтора обращений с частицей а: Бабка? А бабка?
- 4) фольклор – особые типы обращений, представляющие тавтологию: грусть-тоска. путь-дороженька.
- 5) в худ. речи распространены обращения с согласованными и несогласованными определениями, приложениями:
«Милая Надя, милая моя девочка, » - говорит мама.
- 6) обращение может выражаться местоимением с частицей о:
О ты, чьих писем много, много.
- 7) распространенное обращение может быть расчленено:
Крепче, конское, бей, копыто.
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
- 8) обращения могут быть однородными, образовывать ряды однородных членов:
Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря.
- 9) в разг. речи могут употребл. неуправляемые предложно-падежные формы, которые называют человека по выявленному признаку:
Эй, подвинься! С высшим образованием, шаг вперед!
- 10) Сфера распространения обращений: разговорная речь (диалог), поэтическая речь (худ. стиль), ораторская речь (публиц. стиль).
- Назовите способы выражения обращения?

10. Сообщение «Проблема вежливого обращения в русском языке»
Беседа:
- В чём заключается проблема вежливого обращения в русском языке?
- Какие формы обращения приняты в других языках мира?
11. Закрепление. Практическая часть. Работа с карточками «Тренинг».
С карандашом в руках.
1) Упр. № 1 90– по вариантам
1 вариант 2 вариант
2,3,4,5 предложения 6,7,8,9 предложения

12.Работа в парах
1. Выделяя обращение галочками, объясните постановку знаков препинания в данных ниже предложениях. (Приложение 2)
2) Выборочная проверка по 1-2 примеру в каждой паре.
3. Расставьте знаки препинания при обращении. Объясните их графически. Вставьте пропущенные буквы. Работа по карточкам в парах.(Приложение 3)
4. Р.р. Творческая работа. Упр.195 .Напишите письмо другу, подруге, родителям, включите в него обращения (например: милая мама, родная, мои хорошие, мои любимые и др.). Объём письма не более 50 слов
- Найдите обращение. Каково его место в предложении?
- Как вы относитесь к своим родителям? Цените ли вы их, не обижаете ли словами, поступками?
-. Вспомним, что такое эпистола? (письмо)
- Жанр, в котором пишут письма? (эпистолярный)
- Какие бывают письма? (деловые, дружеские, поздравительные, в газету, видеописьма)
- Зачем и кому мы их пишем? С чего обычно начинаем письмо?
Образец письмо Н.А. Островского к матери.
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка!
Самое главное – береги себя.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица. (50 слов)
Твой сын.
5) Впечатления уч-ся. - Какие обращения вы нашли?
Проверка творческих работ.
12. Домашнее задание( дифференцированное) :
1) п. 28 знать правило; «3»
2) упр. 191 (п.);
3) Упр.192 выписать из художественных. произведений 4-5 предложений с обращениями, объяснить знаки препинания; «4»
4) устное или письменное выступление на тему «Соблюдайте правила дорожного движения" (5-6 предложений ) «5»
Задания 1 и 2 – «3»
Задания 1, 2, 3 – «4»
Задания 1,2,3,4 – «5»


13. Рефлексия
- Что нового узнал на уроке?
- На уроке я научился....
- Довольны ли вы своей работой?
- Проверим, насколько вы запомнили материал, насколько достигли целей урока?
- Взаимопроверка в форме игры «Ты – мне, я – тебе». (Уч-ся 1 ряда задают по выбору вопросы уч-ся 2 ряда, затем наоборот).
- Оцените ответы одноклассников. Поставьте оценки.


14.Учитель благодарит всех за работу, подводит итоги. (Урок окончен.До свидания!!!)
























Приложение1.

Алгоритм
«Знаки препинания при обращении»
1-ый шаг
Помню: обращение – это слово (нераспространенное) или словосочетание
( распространенное), называющее того, к кому обращаются с речью:
1) Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? ( А.С.Пушкин);
2) Друг мой, останься со мной! (А.Фет)
2-ой шаг
Определяю позицию обращения в предложении:
если в начале – если в середине – если в конце –
- ставлю запятую после обращения:
Товарищ полковник, разрешите обратиться.
выделяю обращение запятыми с двух сторон:

Разрешите мне, товарищ полковник, к вам обратиться.

ставлю запятые перед обращением:

Разрешите обратиться, товарищ полковник.

Уходи, зима седая! (А.Майков)
- если обращение стоит в начале и произносится с восклицательной интонацией, ставлю не запятую, а восклицательный знак:
О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А.Фет)
3-ий шаг
Помню особые случаи:
• частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой:
О друг мой, скажи, что с тобой. (А.Фет)
• но если о является междометием, то отделяется от обращения запятой (реже восклицательным знаком):
О, Маша, посмотри на этот цветок!
• два обращения, соединенные союзом и (да= и), запятой не разделяются:
Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. Никитин)
• частицы а и да, стоящие перед повторяющимися обращениями, не отделяются от них запятой (а перед частицами запятая ставится):
Аня, да Аня же, где мой шарф?
• если обращение в предложении разбито на части, то запятой выделяется каждая часть:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
• личные местоимения ты и вы не являются обращениями. Они могут выделяться запятыми, если заменяют собой то лицо, к которому обращаются с речью:
Эй, ты, подай гитару!
• обращение выражено существительным в именительном падеже.
Исключением являются те случаи, когда обращаются к какому-то признаку лица:
Эй, в пиджаке, подвинься!


Приложение 2


1. Выделяя обращение галочками, объясните постановку знаков препинания в данных ниже предложениях.

1) Вот, граждане, мы с вами наблюдали сейчас случай так называемого массового гипноза.
2) Его нельзя не узнать, мой друг!
3) У меня, милый человек, бойцовые гуси в Лианозово.
4) Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул.
5) Любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
6) Всё-таки желательно, господин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов с денежными бумажками.
7) Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы.
8) Голубчик мой! Свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика.
Устная проверка с объяснением.


Приложение 3
Расставьте знаки препинания при обращении. Объясните их графически. Вставьте пропущенные буквы. Работа по карточкам в парах.

1) Простите верные дубравы!
Прости беспечный мир полей!
2) Пока свободою г…рим,
ока сер…ца для чести живы,
Мой друг отчизне посвятим
Души пр…красные п…рывы.
3) Смотри родная сторона
Как бьются братьев двадцать восемь!
4) Цветы любовь деревня праздность
Поля я предан вам душой.
5) Смерть а смерть ещё там дашь сказать одно словечко?
6) « Стой ямщик Дальше ехать не могу!»
7) Что ты сер…це моё расходилося?
8) Мать-отчизна дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
9) Вот и мы! Здорово старая
Что насупилась ты кумушка!
10) О Волга После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
11) Ребята не Москва ль за нами?
12) Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать.
13) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
14) С тобою Боже равен я.
15) Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани.
16) Как я любил Кавказ мой величавый
Твоих сынов воинстве (н,нн)е нравы.
17) Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруже (н,нн)ые руки матерей
Святее вас нет ничего на свете!
18) А вам друзья знакомо вдохновенье?
19) Эй ты остановись!
20) Отпусти меня родная
Отпусти не споря!
21) Умру я скоро. Жалкое наследство
О родина оставлю я тебе.
22) Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе моя родная сторона!

Приложение 4

В форме вопросов В форме повествовательных предложений
1. Что называется обращением?
2.В какой форме и с какой интонацией употребляется обращение?
3.Для чего служит обращение в устной, письменной, поэтической речи?
4.Какое место может занимать обращение в предложении?
5. Как выделяется обращение в устной речи и на письме? 1. Понятие об обращении.
2. Форма и интонация обращения.

3. Роль обращения в устной, письменной, поэтической речи.
4. Место обращения в предложении.

5. Знаки препинания при обращении.
Выделение обращений в устной речи и на письме.
В форме вопросов В форме повествовательных предложений
1. Что называется обращением?
2.В какой форме и с какой интонацией употребляется обращение?
3.Для чего служит обращение в устной, письменной, поэтической речи?
4.Какое место может занимать обращение в предложении?
5. Как выделяется обращение в устной речи и на письме? 1. Понятие об обращении.
2. Форма и интонация обращения.

3. Роль обращения в устной, письменной, поэтической речи.
4. Место обращения в предложении.

5. Знаки препинания при обращении.
Выделение обращений в устной речи и на письме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями »

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Краткосрочное планирование урока русского языка в 6 классе по теме "Обращение""
    ["seo_title"] => string(89) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "152526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420872272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства