kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 8 классе "Определение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 8 классе.Цель :

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.
  3. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
  4. Закрепление изученного.
  5. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 8 классе "Определение"»




ТЕМА УРОКА: Определение.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  • активизация ранее усвоенных знаний обучающихся о второстепенных членах предложения;

  • расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;

  • наблюдение над ролью определений в речи.

2. Развивающие:

  • формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;

  • закрепление умения графически обозначать определения.

3. Коррекционные:

  • активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;

  • формирование умения находить и выделять главное;

  • развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.

4. Воспитательная:

  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Классная доска.

  2. Раздаточный материал (кроссворд).

  3. Раздаточный материал (карточки с заданием).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  1. Словесный метод (беседа).

  2. Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).

  3. Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.

  3. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

  4. Закрепление изученного.

  5. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.

  6. Домашнее задание.

  7. Подведение итогов урока, выставление оценок.













ХОД УРОКА


1



(слайд 1)

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните негативные эмоции, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.


Вздохнул ноябрь тихонько невзначай,​

Ему бы солнышка сейчас в ладошках,​

Вниманья и тепла совсем немножко...​

И чтобы кто-нибудь позвал на чай...​​ Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения. Мы будем изучать определение. Научимся находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.

Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.



1

1

(слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к объяснению нового материала.


1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)


Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны).



2

(слайд 3)

Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)


3. В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава.
(И. Бунин)


Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи (лес лиловый, лес золотой, лес багряный, терем расписной, весёлой стеной, пёстрою стеной, над светлою поляной, сухие стебли, блеклая ботва, в холодном море, бледные медузы, красная трава, подводная трава).



3


(слайд 4)


Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом). Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас сложится ключевое слово.


4

(слайд 5)

Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда. Запишите в тетрадь словосочетания (7, 9, 10) в столбик. (у доски один учащийся выписывают словосочетания в столбик).

Определите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, укажите, какими частями речи они выражены.



5

(слайд 6)

Учитель: Давайте вспомним виды подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование (в роде, числе и падеже), управление (зависимое слово в том же падеже, что и главное), примыкание (зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу).

Определите вид связи в записанных словосочетаниях.

Вывод:


6

(слайд 7)

Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:

Наступила осень.

После знойного лета наступила прохладная золотая осень.


Какое из предложений несёт больше информации? (Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).

Запишите оба предложения в тетрадь и разберите их по членам предложения.

Из каких членов предложения состоит 1 предложение? (подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).

А 2 предложение? (из грамматической основы и второстепенных членов).






(слайд 8)

Учитель: Так на какие 2 группы делятся члены предложения? (главные и второстепенные).

Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Какие второстепенные члены предложения встретились вам во 2 предложении? (определения).


1

(слайд 9)

III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.


Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока. Запишите тему в тетради «Определение».



2

(слайд 10)

Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:


Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой - ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.



3

(слайд 11)





Учитель: А сейчас запишите в тетрадях: определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.



4

(слайд 12)

Посмотрите, пожалуйста, на предложения:


Красными кистями свисают крупные ягоды.

Особенно хороша на поляне ранняя осень.

В сухих листьях шуршат ежи.

За поляной был забытый старый сад.

В нём поспевали маленькие кислые яблочки.

По очереди назовите определения, которые вам в них встретились (красными, крупные, ранняя, сухих, забытый, старый, маленькие, кислые)

5

(слайд 13)

Физминутка

Передавая друг другу осенний листок, вы должны его описать, т.е. придумать определение. Какой он?

Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? (они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).

Какова роль определений в нашей речи, в художественном тексте? (придают яркость, образность описанию).

Смогли бы мы так же полно и ярко описать этот листок без помощи определений? (нет).


1

(слайд 14)

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. Но мы ещё не всё узнали об определении. Запишите в тетрадях подзаголовок «Согласованные и несогласованные определения».


2

(слайд 15)

Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Давайте проверим это утверждение. (На доске: тоненькие (-ая, -ий, -ую) берёзки, прозрачное (-ая, -ые, -ого) небо, холодная (-ый, -ые, -ую) река).

Итак, как же связываются согласованные определения с определяемым словом? (они стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)


3

(слайд 16)

Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания. Давайте проверим и это утверждение. (На доске: тени (сок, прохлада) берёз, середина (конец, начало) осени).

Изменяется ли несогласованное определение, ели изменить род, число и падеж определяемого слова? (нет, оно остается неизменным).


4



Учитель: Так как же узнать вид определения?

Для этого надо задать вопрос от определяемого слова.

Согласованное определение отвечает на один из вопросов (какой?, чей?, который?) и может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным (листок какой? осенний)

Несогласованное определение отвечает не только на вопросы какой? чей? который?, но и на вопросы других второстепенных членов. Оно может быть выражено другими частями речи. (небо какое?, в чём? в тучах)

Итак, мы с вами узнали, что в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения (какие?) (согласованные и несогласованные).



1

V. Закрепление изученного.

Учитель: Давайте потренируемся. Откройте учебник на стр.68 Выполним упр. 148 устно. В данном упражнении нужно заменить согласованные определения несогласованными там, где это возможно. (На доске: В кожаном пальто сегодня жарко. – В пальто из кожи сегодня жарко).



2

Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием. На них написаны словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Вам необходимо соединить линией словосочетания, подходящие друг другу по смыслу.



1


VI. Проверка и коррекция знаний,полученных на уроке.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока.



(слайд 17)

VII. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.Основное: выполнить 151

Дополнительное: составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.




VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.


  • Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).

  • Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Яркость, образность описания).

  • Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).

Оценки за работу на уроке (с комментариями).










ВАРИАНТ 1

1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) юная школьница

Б) скульптура из бронзы

В) желание выступать

Г) покрытие в три слоя

Д) чарующий аромат


2. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА

1. А) согл

Б) несогл

В) несогл

Г) согл

Д) несогл

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство ВАРИАНТ 2

1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) длинные волосы

Б) яйцо всмятку

В) мечта путешествовать по свету

Г) нарисованное солнце

Д) платье из шелка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА

1. А) согл

Б) несогл

В) несогл

Г) несогл

Д) согл

2.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 8 классе "Определение"

Автор: Скрыльникова Ольга Александровна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства