Урок русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Урок русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Предлагаемый урок - это один из уроков в наиболее сложном разделе школьного курса синтаксиса «Односоставные предложения».
Опираясь на свой опыт, накопленный за годы работы в школе, предлагаю некоторые эффективные приёмы работы над темой «Назывные предложения».
Тема «Односоставные предложения» вызывает немало вопросов, но, пожалуй, эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путём использования арсенала синтаксических конструкций. В данном уроке я применяю межпредметную связь русского языка и литературы. Это и определяет основную задачу изучения односоставных предложений в школе - сформулировать навык уместного употребления односоставных предложений в речи.
В работе широко используется приём сопоставления, помогающий как усвоению теоретического материала, так и сознательному овладению навыком расстановки знаков препинания. Этот приём приучает школьников наблюдать, сравнивать различные языковые явления, вглядываться в строй предложения, самостоятельно делать выводы, развивает логическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Назывные предложения" »
Назывные предложения
Цель урока: Дать понятие о назывном предложении; формировать умения: 1) находить их в тексте; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе;
3) выразительно читать назывные предложения.
Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитать любовь к русскому языку и литературе, чувство гордости за родной язык.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка Д/З (устный опрос, беседа, анализ написанных дома предложений).
3.Тест. Цель проведения – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.
1 вариант.
1.Найдите определённо-личное предложение
а) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как без глаголов можно так изобразить красоту мира. Л.Толстой утверждал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.Фет часто использует этот приём.
Запись предложений из стихов Фета.
Тихая, звёздная ночь.
Тёмно-синее небо и в мелких и в крупных звёздах.
Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.
- Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.
Даётся понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравнить: Вечер.-Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.
5. Закрепление
Задание № 1 Переписать и подчеркнуть назывные предложения.
1. Мороз. Хрустит под валенками снег. 2. Опять Евпатория. Южный зной. 3. Яркий зимний полдень. Мороз крепок и жгуч. 4. Март. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 5. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой.6. Я ехал в гости. Проснулся на рассвете. Тишь. Маленькая станция. Дома. Пески. Безоблачное небо. Ветер.